г. Хабаровск |
|
12 сентября 2023 г. |
А73-8367/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Розыевым С.С.
при участии в заседании представителей:
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Минаевой А.Ю. по доверенности от 09.01.2023 N 24;
от общества с ограниченной ответственностью "Клен": Радько Д.П. по доверенности от 13.07.2023 27 АА 2122047;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клен"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2023
по делу N А73-8367/2023
по заявлению Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
к обществу с ограниченной ответственностью "Клен" (ОГРН 1072720000913, ИНН 2720034575)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Клен" (далее - ООО "Клен") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16, части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.07.2023 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 500 000 рублей. Алкогольная продукция, поименованная в протоколе изъятия вещей и документов от 28.04.2023, изъята и передана на уничтожение, как находящаяся в незаконном обороте.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Клен" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение в части назначения административного штрафа отменить, заменить административное наказание на предупреждение.
Заявитель жалобы указывает на то, что обнаруженные в подсобном помещении торгового павильона три бутылки игристого вина приобретены работником для личного пользования, что само по себе не может являться правонарушением и основанием для назначения административного штрафа. Так же полагает, что назначенный административный штраф в размере 1 500 000 рублей является чрезмерным, носит явно карательный характер и не соответствует принципам разумности и соразмерности наказания совершенному правонарушению.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По материалам дела установлено следующее.
04.04.2023 в Главное управление поступило обращение (вх. N У27-02-5262) о нелегальной продаже алкогольной продукции в торговом павильоне по адресу: Хабаровский край, с. Князе-Волконское, ДОС, д.47.
На основании решения от 21.04.2023 N 17-А должностными лицами проведен внеплановый инспекционный визит, согласованный с прокуратурой Хабаровского края (решение от 25.04.2023 N 7-890-2022), в отношении ООО "Клен" по адресу: Хабаровский край, с. Князе-Волконское, ДОС, д.47.
В результате осмотра торгового объекта с применением фото- и видеофиксации установлен факт осуществления обществом оборота (хранение) алкогольной продукции (пиво, пивные напитки в количестве 94 шт., игристое вино в количестве 3 шт.) с нарушением статьи 10.2, подпункта 12 пункта 2 статьи 16, пунктов 1, 2 статьи 18, пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 28.04.2023 указанная продукция изъята и передана на хранение по адресу: г. Хабаровск, ул. Амурский бульвар, д. 43.
Результаты проверки зафиксированы протоколом осмотра от 28.04.2022, составленном в присутствии продавца Селиховой Е.И.
Усмотрев в действиях общества признаки событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо составило протоколы от 25.05.2023 N N 05.2-9-23/2023, 05.2-9-22/2023, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с требованиями о привлечении к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В пункте 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ указано, что под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Как установлено пунктом 1 статьи 10.2 этого же Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии, помимо прочего, товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
Согласно абзацам второму, шестому подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случаях, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования
В силу пункта 1 статьи 26 данного Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования, без соответствующих лицензий.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, подтверждающиеся имеющимися в материалах дела доказательствами, свидетельствуют о том, что по результатам проведенной проверки выявлен факт осуществления обществом в торговом объекте оборота (хранение) алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии), а также в отсутствие соответствующих сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Исследуя вопрос субъективной стороны, суд апелляционной инстанции исходит из того, что материалы дела свидетельствуют о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь профессиональным участником экономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой риск, должно знать требования действующего законодательства в сфере розничной торговли, в том числе в сфере торговли алкогольной продукцией. В материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемых правонарушений и невозможности их предотвращения. Доказательства того, что правонарушения совершены вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля общества, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителя жалобы о том, что обнаруженная в подсобном помещении торгового павильона алкогольная продукция (игристое шампанское в количестве трех бутылок) приобреталась и хранилась в личных целях, отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом следующего.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ хранение алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
Поскольку спорный торговый павильон использовался обществом для осуществления хозяйственной деятельности в виде розничной торговли товарами, то обнаруженная в помещении объекта торговли алкогольная продукция подлежит признанию как находящаяся в обороте у ООО "Клен". Находящаяся на хранении алкогольная продукция также должна иметь документы, подтверждающие легальность ее оборота, если эта продукция хранится в помещении, предназначенном для розничной продажи алкогольной продукции. Доказательств приобретения (чеков, накладных и др.) обнаруженной алкогольной продукции физическим лицом для личных нужд материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда о наличии в действиях ООО "Клен" составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм и порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Поскольку незаконный оборот (хранение, реализация в торговом помещении) алкогольной продукции объединен одним действием, нарушения выявлены в ходе одной проверки, суд первой инстанции на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ правомерно назначил основное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, предусматривающей более строгое административное наказание, снизив его в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьей 4.1.2 КоАП РФ до 1 500 000 рублей.
Довод заявителя жалобы о том, что назначенный судом размер административного штрафа не соответствует тяжести совершенных правонарушений, носит карательный характер, не соответствует принципам разумности и соразмерности, в связи с чем могут быть применены положения части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и штраф заменен на предупреждение, отклоняется, поскольку административное наказание назначено лицу с учетом положений статей 4.1, 4.1.2, 4.4 КоАП РФ в размере половины минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что незаконный оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, правовые основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения), части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение) отсутствуют.
Изъятая у общества в ходе проверки алкогольная продукция без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, обоснованно признана судом находящейся в незаконном обороте и направлена на уничтожение.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 269 АПК РФ, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2023 по делу N А73-8367/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Клен" государственную пошлину в размере 3 000 рублей, излишне уплаченную по чек ордеру от 18.07.2023 (операция 198).
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8367/2023
Истец: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "Клён"