г. Саратов |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А57-31375/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Альфа"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 мая 2023 года по делу N А57-31375/2022
по иску ТСН "Мичурин", г. Саратов, (ОГРН 1226400011628, ИНН 6450115355)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Альфа", г.Саратов, (ОГРН 1206400015711, ИНН 6454125330)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
о запрете ООО "УК "Альфа" осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом,
при участии в судебном заседании представителей ТСН "Мичурин" - Воронкова В.В., действующего на основании доверенности от 29.06.2023, Стрижак Н.М., действующего на основании доверенности от 27.02.2023, представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Альфа" - Дорошенко А.А., действующей на основании доверенности от 29.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление ТСН "Мичурин" к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Альфа" о запрете управления многоквартирным домом, выставлении квитанций по оплате ЖКУ и осуществлении сбора денежных средств с собственников и нанимателей помещений за ЖКУ, обязании передать техническую документацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена Государственная жилищная инспекция Саратовской области.
В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит:
1) Запретить ООО "УК "Альфа" осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д.182/20.
2) Запретить ООО "УК "Альфа" выставлять квитанции по оплате ЖКУ и осуществлять сбор денежных средств с собственников и нанимателей помещений за ЖКУ в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 182/20.
3) Обязать ООО "УК "Альфа" передать ТСН "Мичурин" техническую документацию и иную документацию, связанную с осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 182/20, в течение 30 (тридцати дней) с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); реестр собственников помещений в многоквартирном доме; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений; акты приемки дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо, электроснабжения дома; паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на дом, квартиры, нежилые помещения и земельный участок дома (надлежащим образом заверенные копии); исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции; информация о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме (поквартирные карточки); информация о лицах, использующих общее имущество в многоквартирное доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях, договоры об использовании общего имущества; журнал учета показаний общедомового прибора учета; акты (иные документы) о контрольном снятии показаний индивидуальных приборов учета; ведомости (иные документы) о показаниях индивидуальных приборов учета; акты и заявления о фактическом проживании граждан в жилых помещениях, документы об окончании срока проживания таких потребителей; ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично.
Ходатайство об уточнении исковых требований судом удовлетворено.
13 мая 2023 года Арбитражным судом Саратовской области исковые требования удовлетворены. Запрещено ООО "УК "Альфа" осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д.182/20. Запрещено ООО "УК "Альфа" выставлять квитанции по оплате ЖКУ и осуществлять сбор денежных средств с собственников и нанимателей помещений за ЖКУ в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 182/20.
ООО "УК "Альфа" обязано передать ТСН "Мичурин" техническую документацию и иную документацию, связанную с осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 182/20, в течение 30 (тридцати дней) с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); реестр собственников помещений в многоквартирном доме; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений; акты приемки дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения дома; паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на дом, квартиры, нежилые помещения и земельный участок дома (надлежащим образом заверенные копии); исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции; информация о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме (поквартирные карточки); информация о лицах, использующих общее имущество в многоквартирное доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях, договоры об использовании общего имущества; журнал учета показаний общедомового прибора учета; акты (иные документы) о контрольном снятии показаний индивидуальных приборов учета; ведомости (иные документы) о показаниях индивидуальных приборов учета; акты и заявления о фактическом проживании граждан в жилых помещениях, документы об окончании срока проживания таких потребителей; ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "УК "Альфа" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Альфа" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка определению о принятии Волжским районным судом г.Саратова обеспечительных мер в виде запрета ГЖИ Саратовской области вносить изменения в реестр лицензий Саратовской области в отношении многоквартирного дома по ул.Мичурина, д.192/20, в том числе исключать ООО "УК "Альфа" из реестра лицензий; судом не исследовался вопрос о наличии технической документации у ответчика, тогда как обязанности по передаче технической документации о ответчика на обслуживаемый дом не имелось. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области представила письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых указывает, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2023 по делу N А57-31375/2022 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
ГЖИ Саратовской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В доме по адресу: г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 182/20 собственники провели внеочередное общее собрание в форме очно-заочного голосования в период с 29.04.2022 по 10.07.2022, на котором были приняты решения о выборе способа управления - товарищество собственников недвижимости, создано ТСН "Мичурин", что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений данного дома от 23.05.2022, 11.07.2022 ТСН "Мичурин" зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН присвоен 26.09.2022, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
До избрания нового способа управления, домом управляло общество с ограниченной ответственностью "УК "Альфа".
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Учитывая факт принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения об изменении способа управления МКД и создании ТСЖ "Мичурин", ранее заключенный с ответчиком договор управления многоквартирным домом следует считать в установленном порядке расторгнутым.
Истцом в адрес ответчика было направлено уведомление (претензия), датированное 29.09.2022, в котором истец просил:
1.Прекратить деятельность ООО "УК "АЛЬФА"" по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д.182/20;
2.Прекратить направление собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 182/20, платежных документов ООО "УК "АЛЬФА";
3.Передать ТСН "Мичурин" всю предусмотренную законом техническую документацию в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 182/20.
Однако требования истца ответчиком исполнены не были.
Истец, полагая, что действия ответчика по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов ул.Мичурина,д.182/20, выставлению квитанций по оплате ЖКУ и сбору денежных средств с собственников и нанимателей помещений за ЖКУ, а также не предоставление технической и иной документации на указанный дом Истцу, являются незаконными и нарушают право истца на добросовестное исполнение обязанностей по управлению указанным домом, в связи, с чем ТСН "Мичурин" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Как следует из Протоколов N 1 от 23.05.2022 и от 11.07.2022 собственники помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д.182/20, изменили способ управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников недвижимости. Создали товарищество собственников недвижимости (ТСН) "Мичурин".
Таким образом, надлежащей уполномоченной организацией, управляющей многоквартирным домом по улице Мичурина, д.182/20 города Саратова является Товарищество собственников недвижимости "Мичурин".
В Постановлении Президиума ВАС от 15.07.2010 N ВАС-1027/10 по делу N А11- 10018/2008 указано, что системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования; применительно к ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства; протокол, отражающий результаты голосования по вопросу передачи функций управления многоквартирным домом истцу, сам по себе не свидетельствует о том, что собственниками помещений принято решение об отказе от исполнения договора с прежней управляющей организацией; поскольку договорные правоотношения по управлению жилым домом возникли между собственниками помещений и ответчиком (в деле N А57-10897/10-Истцом), заявление об отказе от исполнения соответствующего договора по основанию, установленному ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, могло быть сделано только собственниками помещений как стороной такого договора; при этом, собственники обязаны уполномочить своим решением лицо, которое в праве от имени собственников направить такое уведомление вновь избранной управляющей компании. При несоблюдении данных условий, договор с предыдущей управляющей организацией считается не расторгнутым, а осуществление управления новой управляющей организацией - незаконным.
Как следует из протоколов общих собраний N 1 от 23.05.2022 и от 11.07.2022 собственникам помещений многоквартирного дома N 182/20 г. Саратова принято решение о выборе способа управления данным МКД - управление товариществом собственников жилья и создании ТСН "Мичурин".
Учитывая, что на общих собраниях собственниками помещений многоквартирного дома, состоявшимся в форме очно-заочного голосования в период с 07.02.2022 по 10.05.2022, в форме заочного голосования в период с 29.04.2022 по 10.07.2022, приняты решения о выборе управляющей организации ТСН "Мичурин", обязательства по содержанию и проведению ремонта в силу ст.ст. 138, 161 Жилищного кодекса РФ, перешли к ТСН "Мичурин".
Истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия от 29.09.2022.
В досудебной претензии истец просил ООО "УК "Альфа" прекратить деятельность по управлению домом по адресу: г. Саратов, ул.Мичурина, д.182/20, прекратить направление собственникам помещений данного многоквартирного дома платежных документов, а также передать ТСН "Мичурин" техническую и иную связанную с управлением многоквартирным домом документацию.
Направление досудебной претензии в адрес Ответчика подтверждается почтовым чеками от 06.10.2022 и не оспорено Ответчиком.
Согласно информации, содержащейся на сайте Почта России, досудебная претензия принята в отделении почтовой связи 06.10.2022 и получена ответчиком 03.12.2022.
Кроме того, исковое заявление по делу N А57-31375/2022 было принято к рассмотрению судом 05.12.2022, с данного периода времени ответчику было известно о заявленных исковых требованиях.
В соответствии с частью 27 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ определяет, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Факт управления жилым домом и выставления квитанций на оплату оказанных услуг не опровергнут ответчиком.
С учетом данных обстоятельств является установленным факт того, что ООО "УК "Альфа" осуществляет управление жилым домом N 182/20 по ул.Мичурина г. Саратова и выставляет квитанции на оплату оказанных услуг.
Неправомерные действия ООО "УК "Альфа" по управлению жилым домом N 182/20 по ул.Мичурина г. Саратова препятствуют ТСН "Мичурин" как действующей управляющей организации данного жилого дома в надлежащем исполнении взятых на себя обязательств, по управлению данным домом.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Выбранный способ управления ТСН считается реализованным с момента государственной регистрации товарищества в качестве юридического лица (пп. 2 ч. 3 Правил.
11 июля 2022 года общим собранием собственников помещений дома N 182/20 по ул.Мичурина в г.Саратове принято решение о смене способа управления многоквартирным домом, выборе в качестве способа управления управление товариществом собственников недвижимости и создании ТСН "Мичурин".
Решением Волжского районного суда г. Саратова по делу N 2-211/2023 от 15 февраля 2023 года указанные решения общего собрания признаны законными, в удовлетворении иска о признании их недействительными отказано.
Апелляционным определением Саратовского областного суда по делу N 33-4850/23 от 30 мая 2023 года указанный судебный акт признан законным и обоснованным, решение вступило в законную силу.
26 сентября 2022 года ФНС России принято решение о государственной регистрации ТСН "Мичурин" в качестве юридического лица.
С указанной даты ТСН "Мичурин" обрело правоспособность, выбранный способ управления собственниками был реализован.
Решением Кировского районного суда г. Саратова по делу N 2а-3713/2023 от 03.08.2023 государственная регистрация ТСН "Мичурин" признана законной, в удовлетворении иска о признании недействительной записи о государственной регистрации ТСН "Мичурин" отказано.
Таким образом, 11.07.2022 собственники отказались от такого способа управления домом как управление управляющей компанией, выбрали иной способ управления: управление товариществом собственников недвижимости, приняли решение о создании ТСН и реализовали выбранный способ управления (зарегистрировали ТСН в качестве юридического лица).
После 11.07.2022 решений, изменяющих выбранный способ управления домом управление товариществом собственников недвижимости, собственниками не принимались. Данный факт ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, ООО "УК "Альфа" утратило право управления домом N 182/20 по ул. Мичурина в г. Саратове с даты реализации собственниками принятого решения о выборе нового способа управления домом: государственной регистрации ТСН "Мичурин" в качестве юридического лица 26 сентября 2022 года.
Данный факт также подтверждается решением Государственного жилищной инспекции Саратовской области N 307 от 07.06.2023 об исключении по заявлению ТСН "Мичурин" многоквартирного дома N 182/20 по ул. Мичурина г. Саратове из реестра лицензий Саратовской области от ООО "УК "Альфа".
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности управления Ответчиком жилым домом N 182/20 по ул.Мичурина г. Саратова.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был исследован вопрос о наличии технической документации и отсутствии оснований для ее передачи, отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по поводу учета жилищного фонда регулируются жилищным законодательством, к которому, в том числе относятся и постановления Правительства Российской Федерации (статья 5).
На основании части 4 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, исходя из содержания части 5 статьи 19 ЖК РФ, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В силу пункту 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491), в порядке, установленном указанными Правилами, а также их актуализация и восстановление. Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае - управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом, а также вносить необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491).
Согласно пункту 22 правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 416 имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования подлежащих передаче, отражаются в акте приема - передачи. Копия акта подлежит направлению 15 орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
По смыслу вышеприведенной нормы прекращение договорных отношений влечет обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов. Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определен перечень технической документации, в пункте 26 указан состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Согласно пункту 24 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о смене способа управления многоквартирным домом) техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); д(1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (пункт 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктами 1.5.1. - 153 Правил N 170 установлено, что в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление). Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Согласно пункту 3.4 статьи 4 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов, утв. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.
На основании пункта 5, пункта 5.3. статьи 6 Технического регламента оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза;
На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее: - условия и возможный срок продления использования лифта; - рекомендации по модернизации или замене лифта.
Принимая во внимание вышеизложенное, законодательно установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании, документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил N 491, пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил N 170, ГОСТ, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункта б пункта 24 Правил N 491, пунктов 12 ГОСТ Р 56038-2014, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу с подпункта д(1) пункта 26 Правил N 491, подпункта 12 ГОСТ Р 56038-2014 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).
Согласно пункту 13 (1) Правил N 491 текущие осмотры могут быть общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества. Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в том числе в зависимости от материалов изготовления элементов общего имущества.
Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год: весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту; осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период. Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
В соответствии с пунктом 14 результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра). Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
В силу пункта 10 части 2 Приложения Б ГОСТ Р 56038-2014 к иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом относятся паспорта на приборы учета.
Таким образом, в силу статьи 65 АПК РФ именно на ответчика возложена обязанность по доказыванию необоснованности заявленных требований по предоставлению указанных документов.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Как было указано ранее, в силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил N 416.
До 26.09.2018 пункт 21 Правил N 416 был изложен в редакции, согласно которой в случае отсутствия у ранее управляющей МКД организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на МКД, иных документов, связанных с управлением МКД, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение трех месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил N 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, передать их по отдельному акту организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом.
Согласно приведенной редакции пункта 21 Правил N 416, которая перестала действовать с 26.09.2018, управляющая организация была обязана передать новой управляющей организации только ту техническую документацию и документы, которые, в свою очередь, были ранее получены от предыдущей управляющей организации, но были утрачены (отсутствовали) на момент возникновения обязанности по их передаче.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами", подлежащей применению к спорным правоотношениям) в случае отсутствия у ранее управлявшей МКД организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на МКД, и иных связанных с управлением таким МКД документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, действующая с 26.09.2018 редакция пункта 21 Правил N 416 предусматривает обязанность управляющей организации, прекратившей управление МКД, восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению МКД, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации той, у которой впоследствии возникла обязанность по ее передаче. Прием, ведение, хранение, актуализация и восстановление (при необходимости) технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, предусмотренных Правилами N 491, подпунктом "а" пункта 4 Правил N 416 прямо отнесены к стандартам управления МКД.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе (комплекте), предусмотренном Правилами N 491.
Принимая во внимание совокупность обязанностей, возложенных на управляющую организацию, следует исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего в течение длительного времени управление МКД, всей предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с управлением таким МКД и подлежащей передаче при смене управляющей организации. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении обязательства по управлению МКД управляющей организацией.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ N 309- ЭС21-5287 от 05.08.2021 по делу N А04-2984/2020.
Приведенная правовая позиция суда не противоречит и дополняет правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС от 30.03.2010 N 17074/09 о том, что отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица. Взяв на себя функции управляющей компании, лицо, являющееся профессиональным участником правоотношений, должно располагать всей необходимой документацией, а в случае ее отсутствия - решить вопрос о ее истребовании в установленном порядке у предыдущей управляющей организации для надлежащего исполнения функций по управлению МКД в установленном законом порядке.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
Ответчиком не представлено суду доказательств передачи истцу истребуемой технической документации, необходимой для управления многоквартирным жилым домом по адресу: ул.Мичурина, д.182/20 в г.Саратове.
С учетом изложенного, исковые требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Вся истребованная у ответчика техническая документация предусмотрена к составлению и хранению в соответствии с действующим законодательством, на ответчике лежит обязанность по ее восстановлению в случае отсутствия и передаче.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 мая 2023 года по делу N А57-31375/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31375/2022
Истец: ТСН "Мичурин"
Ответчик: ООО УК Альфа
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6706/2024
10.01.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10455/2023
13.09.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5453/2023
13.05.2023 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-31375/2022