г. Москва |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А41-78630/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатовой Е.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметовой Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Континент Проект"- Клестер В.А., представитель по доверенности б/н от 02.03.2023, паспорт, диплом;
от Администрации городского округа Химки Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Химки Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Континент Проект" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2023 по делу N А41-78630/22 по иску конкурсного управляющего АО "Континент проект" Тулинова Сергея Владимировича к Администрации городского округа Химки Московской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным решения, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий АО "Континент проект" Тулинов Сергей Владимирович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Химки Московской области с требованием о признании незаконным Решения от 22.07.2022 N Р001-2333432973-61062913 об отказе в предоставлении государственной услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения дополнительного соглашения о продлении срока в отношении Договора аренды земельного участка от 17.07.2017 N ЮА-35.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Континент Проект" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые решения, действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что между АО "Континент Проект" и Администрацией заключен Договор аренды земельного участка от 17.07.2017 N ЮА-35, в соответствии с которым Арендодатель представляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 1 175 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером N 50:10:0010303:1057, расположенный по адресу: Московская обл., г. Химки, Вашутинское шоссе, разрешенное использование - коммунальное обслуживание. Срок договора составляет 5 лет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2018 по делу N А41-44403/2018 АО "Континент проект" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Полагая, что обладает правом на заключение (продление сроков) договора аренды без проведения торгов на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также, что права аренды включены в конкурсную массу должника, конкурсным управляющим АО "Континент Проект" подана заявка от 14.07.2022 N Р001-2333432973-61062913 на предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Решением от 22.07.2022 N Р001-2333432973-61062913 отказала в принятии документов для предоставления государственной услуги, указав в качестве основания для отказа - направление в Арбитражный суд Московской области искового заявления о расторжении Договора аренды (дело N А41-25574/2022).
Согласно ст. 621 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, не подлежащий расширительному толкованию:
- юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
- юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с указанным Федеральным законом, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более в одном ряду) в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- застройщиком, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" банкротом, для обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и права которых нарушены, в случае принятия арбитражным судом в отношении такого земельного участка мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с пунктом 1 статьи 201.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" банкротом, для передачи публично-правовой компании "Фонд развития территорий", принявшей на себя обязательства застройщика перед гражданами по завершению строительства многоквартирных домов или по выплате возмещения гражданам в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Предоставление запрашиваемой Заявителем государственной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденным распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883 (далее - Административный регламент).
Разделом 2 Административного регламента установлен круг заявителей, имеющим право на получение государственной услуги. Полный перечень категорий лиц, имеющих право на получение Государственной услуги, указан в приложении 1 к настоящему Административному регламенту. Такими лицами, в том числе, являются.
- юридическое лицо в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации (подпункт 1 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- юридическое лицо в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов (подпункт 2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- юридическое лицо в соответствии с распоряжением высшего должностного лица Московской области для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов (подпункт 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- юридическое лицо, принявшее на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (подпункт 3.1 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- застройщик, признанный в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" банкротом, для обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и права которых нарушены, в случае принятия арбитражным судом в отношении такого земельного участка мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с п. 1 ст. 201.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт 3.2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- застройщик, признанный в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ 20 несостоятельности (банкротстве)" банкротом, для передачи публично-правовой компании "Фонд развития территорий", принявшей на себя обязательства застройщика перед гражданами по завершению строительства многоквартирных домов или по выплате возмещения гражданам в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подпункт 3.3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- собственник объекта незавершенного строительства (подпункт 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса, п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации");
- лицо, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в том числе бесплатно (подпункт 18 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- арендатор земельного участка, имеющий право на заключение нового договора аренды земельного участка (подпункт 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- публично-правовая компания "Фонд развития территорий" по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт 42 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
- лицо, являющееся арендатором земельного участка (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае обращения с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Между тем, Заявитель к вышеназванному кругу лиц не относится, какие-либо документы, подтверждающие отнесение его к вышеприведенному кругу лиц, Заявителем при обращении в суд, не представлено.
Вместе с тем, в рамках дела N А41-83572/21 установлено, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "Континент проект" N А41-44403/18 конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета Администрации заключать договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0010303:405; 50:10:0010316:135; 50:10:0010316:136; 50:10:0000000:16604; 50:10:000000016711; 50:10:0010303:407; 50:10:0010316:138; 50:10:0010316:137; 50:10:0010303:406; 50:10:0010303:408 и 50:10:0010303:1057 (земельный участок, рассматриваемы в рамках настоящего дела) с другими лицами, помимо застройщика АО "Континент проект", иными образом распоряжаться указанными земельными участками, а также запрета органу Росреестра осуществлять регистрацию договоров аренды земельных участков, заключенных с иными лицами.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в принятии обеспечительных мер судами указано, что в нарушение п. 1 ст. 201.3 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" доказательств возведения объектов и их нахождении на арендуемых земельных участках конкурсный управляющий не представил.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, из существа земельного законодательства, регулирующего вопрос о предоставлении в аренду публичных земель, льготный порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов собственнику объекта незавершенного строительства может быть реализован арендаторами, добросовестно исполнявшими обязательства по договору аренды, но не успевшими завершить строительство объекта недвижимого имущества в течение срока действия договора.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на земельном участке начала каких-либо строительных работ. Право собственности общества на незавершенный строительством объект в ЕГРН не зарегистрировано.
Кроме того, обращение заявителя в Администрацию с заявлением о заключении Договора аренды на новый срок обусловлено намерениями на дальнейшее включение заключенных договоров в конкурсную массу должника в целях их реализации между конкурсными кредиторами в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), однако, земельное законодательство таких оснований для заключения договора аренды без проведения торгов не содержит.
Вместе с тем, разделом 13 Административного регламента установлен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе:
- несоответствие категории Заявителя кругу лиц, указанных в подразделе 2 настоящего Административного регламента (п. 13.2.1);
- с запросом о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п. 13.2.28);
- на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка истек либо арендодателем заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды (п 13.5.1).
Таким образом, довод Заявителя о неправомерности оспариваемого решения является необоснованным и несостоятельным, поскольку на дату принятия решения об отказе о предоставлении государственной услуги Администрацией заявлены требования о расторжении Договора аренды.
Кроме того, решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-25574/2022 вступило в законную только 01.10.2022 уже после принятия Администрацией (22.07.2022) оспариваемого решения, при этом непосредственно само исковое заявление о расторжении Договора аренды подано Администрацией - 11.04.2022.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку доказательств того, что действия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы заявителя, и возлагают на него какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, обществом не представлено.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2023 по делу N А41-78630/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Континент проект" (ИНН 7743826544) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78630/2022
Истец: АО "КОНТИНЕНТ ПРОЕКТ"
Ответчик: Администрация г. о. Химки МО
Третье лицо: Администрация г. о. Химки МО
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29493/2023
12.09.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15356/2023
19.06.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-78630/2022
18.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26576/2022