г. Саратов |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А06-2258/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2023 года по делу N А06-2258/2023
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОГРН 1023000822855, ИНН 3015015527)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300)
о понуждении к принятию решения об изъятии имущества из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (далее - ОСФР по Астраханской области, истец) с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, ответчик) о понуждении к принятию решения об изъятии следующего имущества из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования:
- нежилое помещение площадью 29,5 кв.м с кадастровым номером 30:11:130301:1934, расположенное по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный яр, ул. Кирова, 9,
- нежилое помещение площадью 20,3 кв.м с кадастровым номером 30:08:010806:123, расположенное по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Астраханская, 1,
- нежилое помещение площадью 18,6 кв.м с кадастровым номером 30:07:250601:5881, расположенное по адресу: Астраханская область, Лиманский район, рп. Лиман, ул. Матросова, литер А на расстоянии 9 м от здания судебных приставов по ул. Ленина, 38 по направлению на запад и на расстоянии 262 м от здания больницы по ул. Ленина, 60 по направлению на север,
- нежилое помещение площадью 35,5 кв.м с кадастровым номером 30:01:150209:97, расположенное по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Фрунзе, 59,
- земельный участок площадью 66 кв.м с кадастровым номером 30:11:130202:15, расположенный по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с.Черный яр, ул. Кирова, 9,
- земельный участок площадью 31 кв.м с кадастровым номером 30:08:010806:4, расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Астраханская, 1/6,
- земельный участок площадью 40 кв.м с кадастровым номером 30:01:150209:33, расположенный по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Фрунзе, 59.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2023 года по делу N А06-2258/2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит следующее имущество:
- нежилое помещение (гараж) площадью 29,5 кв.м с кадастровым номером 30:11:130301:1934, расположенное по адресу: Астраханская область, р-н Черноярский, с. Черный яр, ул. Кирова, 9, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2023;
- нежилое помещение (автогараж) площадью 20,3 кв.м с кадастровым номером 30:08:010806:123, расположенное по адресу: Астраханская область, р-н Наримановский, г. Нариманов, ул. Астраханская, 1, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 08.02.2023;
- нежилое помещение (гараж) площадью 18,6 кв.м с кадастровым номером 30:07:250601:5881, расположенное по адресу: Астраханская область, р-н Лиманский, рп. Лиман, ул. Матросова, литер А на расстоянии 9 м от здания судебных приставов по ул. Ленина, 38 по направлению на запад и на расстоянии 262 м от здания больницы по ул. Ленина, 60 по направлению на север, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2023;
- нежилое помещение (гараж) площадью 35,5 кв.м с кадастровым номером 30:01:150209:97, расположенное по адресу: Астраханская область, р-н. Ахтубинский, г. Ахтубинск, ул. Фрунзе, 59, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.02.2023;
- земельный участок площадью 66 кв.м с кадастровым номером 30:11:130202:15, расположенный по адресу: Астраханская область, р-н Черноярский, с.Черный яр, ул. Кирова, 9, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2023;
- земельный участок площадью кв.м с кадастровым номером 30:08:010806:4, расположенный по адресу: Астраханская область, р-н Наримановский, г. Нариманов, ул. Астраханская, 1/6, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.02.2023;
- земельный участок площадью 40 кв.м с кадастровым номером 30:01:150209:33, расположенный по адресу: Астраханская область, р-н Ахтубинский, г. Ахтубинск, ул. Фрунзе, 59, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2023.
Вышеуказанные нежилые здания и земельные участки закреплены на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования за Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи о регистрации.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.08.2022 N НП-23-22/18756 в связи с отсутствием потребности в использовании согласовано прекращение:
- права оперативного управления нежилым помещением площадью 29,5 кв.м с кадастровым номером 30:11:130301:1934;
- права оперативного управления нежилым помещением площадью 20,3 кв.м с кадастровым номером 30:08:010806:123;
- права оперативного управления нежилым помещением площадью 18,6 кв.м с кадастровым номером 30:07:250601:5881;
- права оперативного управления нежилым помещением площадью 35,5 кв.м с кадастровым номером 30:01:150209:97;
- права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 66 кв.м с кадастровым номером 30:11:130202:15;
- права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 31 кв.м с кадастровым номером 30:08:010806:4;
- права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 40 кв.м с кадастровым номером 30:01:150209:33.
Во исполнение указанного письма истец письмом 03.10.2022 N 0308/29348 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о принятии вышеуказанного имущества в казну Российской Федерации.
Письмом от 26.10.2022 N 30ШД/3919 получен ответ, согласно которому Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области сообщило о направлении предложения в адрес организаций федеральных форм собственности, расположенных на территории Астраханской области, для принятия решения о закреплении за ними недвижимого имущества.
Письмом от 27.12.2022 N 30/484 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области сообщило об отсутствии возможности принятия в казну Российской Федерации указанных объектов недвижимости.
Как следует из искового заявления, в настоящий момент решение о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанного имущества не принято.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пунктом 5 статьи 53 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, статьи 53 ЗК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
В связи с отсутствием необходимости у истца в использовании указанного выше имущества, ОСФР по Астраханской области правомерно обратилось к собственнику с заявлением об изъятии этих объектов, такие действия направлены на соблюдение принципа эффективности расходования бюджетных средств, при этом ответчик незаконно уклоняется от принятия спорных объектов в казну Российской Федерации.
В апелляционной жалобе, равно как и в суде первой инстанции, ТУ Росимущества в Астраханской области ссылается на невозможность принять в казну имущество, неиспользуемое истцом, ввиду отсутствия других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, в силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 6.5 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2022 года N 156н установлено, что по поручению Агентства территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 по делу N А13-2776/2017.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие у истца необходимости владения спорным имуществом, принимая во внимание, что нахождение федерального имущества во владении ОСФР по Астраханской области не обеспечивает его эффективное использование, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о реализации истцом своего права на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда первой инстанции не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции обстоятельств, а также иное толкование норм права, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2023 года по делу N А06-2258/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2258/2023
Истец: Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом в Астраханской области