г. Вологда |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А05-11711/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Устьянская молочная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2023 года по делу N А05-11711/2023,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее - Управление) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Устьянская молочная компания" (ОГРН 1022901534193, ИНН 2922005915; адрес: 165230, Архангельская область, Устьянский район, село Шангалы, улица Северная, дом 1; далее - Компания) о взыскании 1 768 044 руб. 27 коп., в том числе 1 258 394 руб. 50 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами), 509 649 руб. 77 коп. пеней за период с 02.03.2021 по 20.11.2023 (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 24 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Компания с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом при расчете платы неверно применен коэффициент к ставке платы, равный 100, что не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду". Кроме того, судом не учтены доводы ответчика и не снижены пени по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) Управлением выявлен факт занижения Компанией, осуществляющей хозяйственную деятельность на объектах II категории (N 11-0129-001661-Т, N 11-0129-001668-Т, N 11-0129-001675-Т, N 11-0129-001674-Т), размера платы за НВОС за 2020 год в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Задолженность по плате за НВОС за 2020 год рассчитана на основании данных раздела 1 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (уточненная N 3) (фактический выброс загрязняющих веществ) с учётом отсутствия в рассматриваемый период разрешительного документа (дата представления декларации о воздействии на окружающую среду 02.03.2021).
Как указывает Управление, расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником по объекту N 11-0129-001668-Т производился следующим образом (на примере стационарного источника "дымовая труба котельной ЖВК Малодоры N 0037" по загрязняющему веществу "Азот диоксид"):
сверх НДВ 0,284 (фактический выброс загрязняющего вещества столбец 5 раздела 1 уточненной декларации о плате или столбец 3 представленного расчета исчисленной задолженности по КБК 04811201010016000120) * 138,8 (ставка платы, столбец 9 раздела 1 уточненной декларации о плате или столбец 5 представленного расчета исчисленной задолженности по КБК 04811201010016000120) * 100 (коэффициент к ставке платы за сверхлимитное воздействие для объекта II категории, столбец 12 раздела 1 уточненной декларации о плате (ошибочно указанного в данном размере 25) или столбец 6 представленного расчета исчисленной задолженности по КБК 04811201010016000120) * 1,08 (дополнительный коэффициент, столбец 14 раздела 1 уточненной декларации о плате или столбец 7 представленного расчета исчисленной задолженности по КБК 04811201010016000120) = 4257,27 руб.
Аналогичным образом осуществлен расчет исчисленной задолженности по плате по иным веществам и объектам II категории с учетом значений столбцов 3, 4 представленного расчета исчисленной задолженности по КБК 04811201010016000120.
Размер задолженности Компании по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составил 1 258 394 руб. 50 коп.
Ответчику 30.06.2023 направлены требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и пеней за несвоевременное и неполное внесение платы (от 29.06.2023 N 03-02-01/6826, N 03-02-01/6823).
Оставление претензионных требований истца без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца правомерными, удовлетворил иск в заявленном размере.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом в обжалуемой части.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Компания, являясь природопользователем, обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), которые, согласно пункту 3 Постановления, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913) с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - ДВОС), которая в соответствии с пунктом 11(3) Правил N 255 к исчислению платы за НВОС по объекту, оказываемому НВОС, II категории применяется в качестве разрешительного документа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ ДВОС представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления ДВОС в течение срока действия таких разрешений и документов.
Соответственно, не допускается осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах II категории без предоставления ДВОС в уполномоченный орган.
В 2020 году ДВОС по объектам II категории (N 11-0129-001661-Т, N 11-0129-001668-Т, N 11-0129-001675-Т, N 11-0129-001674-Т) Компанией не представлялась.
Согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Как следует из пункта 12 Правил N 255, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, ДВОС, такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18 (2) настоящих Правил.
Ввиду системной оценки приведенных выше нормативных положений и применительно к фактическим обстоятельствам, осуществление выбросов загрязняющих веществ, в отсутствие ранее выданных разрешений на выброс и в отсутствие представленной декларации воздействия на окружающую среду свидетельствует об отсутствии разрешительной документации, устанавливающей лимиты выбросов, и влечет применение повышающих коэффициентов, при исчислении платы расчет необходимо производить по формуле, указанной в пункте 21 Правил N 255.
Управлением произведен перерасчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, размер которой составил 1 258 394 руб. 50 коп.
Расчет задолженности судом первой инстанции проверен, признан верным.
Оснований для переоценки указанных выводов суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Также истцом заявлено требование о взыскании пеней в размере 509 649 руб. 77 коп.
В силу части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проверив и признав правильным расчет неустойки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о несоразмерном размере взысканной неустойки подлежат отклонению.
Согласно статье 333 ГК РФ суд праве уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Судебная коллегия отмечает, что степень соразмерности исчисленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего оценка данного критерия дается судом с учетом положений статьи 71 АПК РФ исходя из своего внутреннего убеждения, обстоятельств конкретного дела и представленных сторонами доказательств.
В силу пункта 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды кредитора могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
В пункте 77 названного Постановления указывается, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Поскольку доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в том числе того, что возможный размер убытков истца, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленных пеней, ответчиком не представлено, равно как и не представлено обоснования иной величины пеней, соразмерных последствиям нарушения обязательства, оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ суд первой инстанции не усмотрел.
Апелляционная коллегия с выводами суда согласна.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании пеней в размере 509 649 руб. 77 коп.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба Компании удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2023 года по делу N А05-11711/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Устьянская молочная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11711/2023
Истец: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "УСТЬЯНСКАЯ МОЛОЧНАЯ КОМПАНИЯ"