г. Москва |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А40-259807/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2023
по делу N А40-259807/22-180-1983, принятое судьей Ламоновой Т.А.
по иску ООО "Рэдберн" (ИНН 7714503637, ОГРН 1037739812010)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо - Правительство Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507),
о признании за ООО "РЭДБЕРН" права на применение льготной арендой ставки, о взыскании задолженности, процентов в порядке ст. 395 ГК РФ по договору,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Чубаков С.А. по доверенности от 01.11.2022, диплом 059847 от 10.06.1994;
от ответчика и третьего лица: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рэдберн" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о:
- признании за истцом права на применение льготной арендой ставки по Договору 10.02.2000 г. N 09-00079/00 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамский пр., дом 3, корпус 1:
- в размере 4500 рублей за 1 кв.м. в год с 01.11.2019 по 31.12.2019;
- в размере 4750 рублей за 1 кв.м. в год с 01.01.2020 по 31.12.2020;
- в размере 4750 рублей за 1 кв.м. в год с 01.01.2021 по 15.04.2021;
- в размере 5000 рублей за 1 кв.м. в год с 01.01.2022 по 31.12.2022.
- о взыскании задолженности по арендной плате по указанному Договору в размере 3465428,77 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 397258,97 руб. по состоянию на 01.06.2023, а также проценты, начисленные на сумму долга с 02.06.2023 по дату фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2023 по делу N А40-259807/22 исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал за истцом право на применение льготной арендой ставки по указанному Договору. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате в размере 3465428,77 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 172200,91 руб. по 01.06.2023, а также проценты на сумму долга с 02.06.2023 по дату фактической оплаты долга. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей ответчика и 3-го лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 10.02.2000 между истцом (арендатором) и Департаментом государственного и муниципального имущества г.Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) был заключен Договор на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности г. Москвы N 09-00079/00 (далее - Договор), в соответствии с которым истцу в пользование за плату предоставлено нежилое помещение общей площадью 156,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамский пр., дом 3, корпус 1, для использования (с целевым назначением) под непродовольственный магазин, офис, аптеку.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства истец является субъектом малого предпринимательства.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее -Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (п.5 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
В ч. 1 ст. 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление указанным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст. 18 Закона N 209-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - "Закон города Москвы N 60"), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1. и 2.8.5. Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, ст. 3 Закона города Москвы N 60).
Согласно п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Исходя из этого и с учетом статьи 32 названного Закона от имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют непосредственно Правительство Москвы (ранее аналогичные положения содержались в подпункте "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым, в числе прочего, относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных Постановлением
Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее -Постановление N 800-ПП).
Истец посчитал, что на него в полной мере распространяется действие вышеуказанных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы имущественной поддержки данной категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Москвы.
12.12.2016 сторонами было заключено Дополнительное соглашение к Договору (далее - Дополнительное соглашение), по которому срок действия Договора был продлен по 01.08.2026.
Дополнительным соглашением (пункт 3) также было установлено: с 12.12.2016 по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектов нежилого фонда установлена ставка арендной платы за 1 кв.м. в год равна 10570 руб. без учета НДС.
В 2021 г. (в период с 16.04.2021 по 31.12.2021) истец пользовался имущественной поддержкой в виде предоставления льготной ставки арендной платы за 1 кв.м., установленной в соответствии с Постановлением N 800-ПП для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в области здравоохранения.
Арендные отношения Истца и Ответчика не прекращались, Договор не был расторгнут и является действующим.
28.12.2021 истец в порядке, установленном Постановлением N 800-ПП, обратился с заявлением в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее -Межведомственная комиссия) для получения в 2022 году аналогичную имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы.
12.01.2021 истец получил от Департамента ответ (N ДГИ-Э-167005/21-1), в котором сообщалось, что вопрос предоставления истцу имущественной поддержки на 2022 год будет включен в повестку заседания Межведомственной комиссии после получения соответствующих заключений.
04.04.2022 истец повторно обратился в Департамент по вопросу предоставления льготы по арендной плате на 2022 год.
Письмом от 18.04.2022 (N ДГИ-Э-43330/22-1) Департамент уведомил истца о том, что Межведомственной комиссией было принято коллегиальное решение об отсутствии основания для установления на 2022 год льготной ставки арендной платы и правовых основания для пересмотра решения Межведомственной комиссии и установления льготной ставки арендной платы по Договору не имеется.
23.08.2022 истец направил в Департамент претензию, в которой заявил требование о применении в отношении используемого им объекта арендной ставки, установленной в соответствии с Постановлением N 800-ПП в 2022 году для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Одновременно истец потребовал произвести соответствующий перерасчет по арендным платежам начиная с 2018 года по 2022 год и вернуть излишне уплаченную в указанный период арендную плату.
Истец сослался на то, что установление испрашиваемой им льготной ставки арендной платы за 1 кв.м. в год не требует внесения каких-либо изменений в Договор, поскольку данная мера государственной поддержки субъектов малого предпринимательства действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта города Москвы.
В ответ на указанную претензию Департамент письмом от 19.09.2022 (N ДГИ-Э-11669/22-1) сообщил истцу, что в настоящее время у Департамента отсутствуют правовые основания для перерасчета арендной платы за 2022 год с применением льготной ставки по Договору.
Департамент также сослался на то, что для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные для города Москвы виды деятельности и прошедших процедуру переоформления договора (пролонгации), применение льготной ставки при расчете арендной платы возможно только на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Истец посчитал отказ в применении к отношениям сторон по Договору льготной ставки арендной платы не может быть признан обоснованным.
Постановлением N 800-ПП (в его первоначальной редакции от 2012 года) (пункты 1,1.1. и 1.2.) была предоставлена имущественная поддержка в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, а именно:
- арендующим объекты площадью до 300 кв.м.;
- арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м., осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании приведенных положений в данной редакции Постановления N 800-ПП льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - арендаторам объектов площадью до 300 кв.м., не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП неоднократно изменялась: Правительством Москвы вводились новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб., а также условия и порядок предоставления поддержки.
В Постановлении N 800-ПП установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
При этом для договоров аренды объектов площадью до 300 кв.м. имущественная поддержка предоставлялась автоматически, а на остальные группы субъектов малого предпринимательства распространялось положение пункта 2.1. Постановления N 800-ПП, предусматривавшего такие условия установления льготной ставки арендной платы, как наличие заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы и решения Межведомственной комиссии.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м. в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1. Постановления N 800-ПП в указанной редакции);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.2. Постановления N 800-ПП в указанной редакции);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (п. 1.3.1. Постановления N 800-ПП в указанной редакции); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (п. 1.3.2. Постановления N 800-ПП в указанной редакции).
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по декабрь 2016 года, предусматривалась необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, и указанных соответственно в пунктах 1.1. (аренда помещений площадью до 300 кв.м.) и 1.2., 1.3. (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении заявленной льготы. Такое обращение арендатор мог также направить непосредственно в Департамент (п. 5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (далее - Постановление N 424-ПП).
Однако Постановлением N 812-ПП из п. 1.1. Постановления N 800-ПП абзац, устанавливающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной этим пунктом, был исключен. Одновременно Постановление N 800-ПП было дополнено пунктом 1 (1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1. данного Постановления.
В силу правовой позиции, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2020 N 305-ЭС20-7942 по делу N А40-64076/19, от 15.12.2020 N 305-ЭС20-5683 по делу N А40-145833/2018, от 01.06.2021 N 305-ЭС21-82 по делу N А40-131900/2018 и др., системное толкование приведенных норм Постановления N 800-ПП (в редакции, действовавшей с 20.10.2015 по 31.12.2016) и пунктов 2.1.1., 2.1.2., а также пунктов 5.1. -5.2. раздела V (устанавливающих перечень документов, необходимых для представления в Межведомственную комиссию) Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, позволяет сделать вывод о том, что обращение в данную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2. и 1.3. Постановления N 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов.
Право на применение льготы, предусмотренной пунктом 1.1. Постановления N 800-ПП в виде ставки 3500 руб. при аренде помещения до 300 кв.м. обусловливается субъектным составом (субъект малого предпринимательства, сведения о котором включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе) и объектным (площадь до 300 кв.м).
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора, соответствующего приведенным критериям (использование объекта по целевому назначению, отсутствие задолженности по арендной плате, сдача в субаренду помещения с согласия арендодателя), возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакциях Постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП и от 16.12.2020 N 2262-ПП с 01.01.2020 установлена ставка арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.1. Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1 (1) данного Постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 (1) данного Постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1, 1 (1) и 2.1. Постановления N 800-ПП в редакциях, действующих с 01.01.2017 и с 01.01.2020, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год - с 01.01.2017 и 4750 руб. за 1 кв.м. в год - с 01.01.2020; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за 1 кв.м.
После 2020 года в редакциях Постановления N 800-ПП каких-либо изменений, касающихся порядка предоставления имущественной поддержки, не вносилось. Изменениями, внесенными в Постановление N 800-ПП в 2021 году (Постановление Правительства Москвы от 21.12.2021 N 2112-ПП), для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., установлена ставка арендной платы в размере 5000 рублей за 1 кв.м.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Принимая во внимание, что в Договоре (подпункты 5.1.З., 5.1.6., пункт 6.2. Договора в редакции Дополнительного соглашения) стороны специально определили, что размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в Дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не может рассматриваться как препятствие для применения льготной ставки арендной платы, установленной редакциями Постановления N 800-ПП после 2017 года для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, у него возникнет обязанность по внесению арендной платы в размере рыночной ставки, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Данная правовая позиция соответствует сложившейся правоприменительной практике, сформулированной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800 по делу N А40-46725/2019, N 305-ЭС19-26856 по делу N А40-36273/2019, от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888 по делу N А40-180675/2018, от 23.10.2020 N 305-ЭС20-7258 по делу N А40-159396/2018, от 01.06.2021 N 305-ЭС21-82 по делу N А40-131900/2018 и др.
Таким образом, признание права на применение ставки арендной платы в соответствии с положениями Постановления N 800-ПП (нормами пункта 1.1. - в редакции, действовавшей до 22.09.2020 и пункта 1 - в редакции, действовавшей после 22.09.2020) не требует внесения каких-либо изменений в Договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
При этом арендная плата подлежит исчислению в соответствии с нормативно-правовыми актами города Москвы, устанавливающими правила расчета арендной платы за соответствующий период, с момента вступления в силу указанных положений, а не с момента получения арендатором (Истцом) уведомлений о перерасчете арендной платы.
Таким образом, истец как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему Договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы в следующие периоды и размерах (с учетом даты подачи настоящего иска в суд и применения к спорным правоотношениям предусмотренного п. 1 ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности): 4500 руб. за 1 кв.м. в год - с 01.11.2019 по 31.12.2019, в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год - с 01.01.2020 по 31.12.2020, в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год - с 01.01.2021 по 15.04.2021, в размере 5000 руб. за 1 кв.м. в год - с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из п. 3 ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ (об обязательствах вследствие неосновательного обогащения), подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
По правилам пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно п. 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановления Пленума ВС РФ N 7) по требованию одной стороны денежного обязательства о возврате исполненного в связи с этим обязательством, например, при излишней оплате товара, работ, услуг на излишне уплаченную сумму начисляются проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, со дня, когда получившая указанные денежные средства сторона узнала или должна была узнать об этих обстоятельствах (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103, статья 1107 ГК РФ).
Таким образом, в силу требований закона излишне полученная Ответчиком сумма арендных платежей (уплаченная Истцом по рыночным ставкам без учета права на применение льготного размера ставки арендной платы) подлежит возврату Истцу. При этом на основании пункта 2 статьи 1007 ГК РФ с момента неосновательного получения соответствующих излишних платежей на них также должны быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга в порядке ст. 395 ГК РФ по состоянию на 01.06.2023, составляет 397258 руб. 97 коп.
На основании п. 3 названной статьи проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Доводы ответчика и 3-го лица отклонены судом первой инстанции с учетом представленных в материалы дела доказательств.
В представленных письменных пояснениях Департамента и Правительства г.Москвы со ссылками на формулировки пунктов 1, 1(1), 2.1. Постановления Правительства Москвы N 800-ПП, в редакциях, действовавших в период 2020 - 2022 годов, приводятся доводы о том, что с 2016 года истец может рассчитывать на предоставление льготной ставки в лишь размере, установленном в пункте 1(1) названного Постановления, и только на основании решения Межведомственной комиссии при соблюдении условий и критериев, определенных этим Постановлением.
Ответчик и 3-е лицо указали, что поскольку сторонами в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ было заключено Дополнительное соглашение к Договору о продлении срока его действия, где сторонами было согласовано условие о рыночной ставке арендной платы, то для предоставления испрашиваемой имущественной поддержки истцу необходимо было предварительно пройти процедуру рассмотрения этого вопроса в Межведомственной комиссии, чего в данном случае сделано не было.
Однако, как было указано Верховным Судом РФ в определениях от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856, предлагаемый подход не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП, а также не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
При отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 18.04.2022 N 305-ЭС22-3783 было указано, что в редакции Постановления N 800-ПП, распространяющей действие на период с 01.01.2021, необходимо руководствоваться только двумя критериями для определения наличия права арендатора на предоставление имущественной поддержки в виде льготой ставки арендной платы в соответствии с пунктом 1 постановления: площадь помещения и наличие статуса субъекта малого предпринимательства, а также установлению факта наличия либо отсутствия оснований утраты такого права в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору.
Соответственно, само по себе заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
При этом согласно определению Верховного Суда РФ от 30.06.2022 N 305-ЭС22-832 исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м. для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м.; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за 1 кв.м.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, все необходимые критерии предоставления льготной ставки арендной платы в заявленном Истцом размере в течение спорного периода соблюдены.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства перечислялись истцом ответчику со ссылкой на заключенный и действующий в настоящее время Договор, в связи с чем обязанность по возврату денежных средств не могла возникнуть ранее направления претензии с требованием о возврате и с учетом разумного срока для рассмотрения указанного вопроса.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции посчитал возможным произвести расчет процентов с 02.10.2023 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований иска в части:
- признания за истцом права на применение льготной арендой ставки по Договору:
- в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год с 01.11.2019 по 31.12.2019;
- в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год с 01.01.2020 по 31.12.2020;
- в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год с 01.01.2021 по 15.04.2021;
- в размере 5000 руб. за 1 кв.м. в год с 01.01.2022 по 31.12.2022.
- взыскания с Департамента в пользу истца по Договору задолженности по арендной плате в размере 3465428 руб. 77 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 172200 руб. 91 коп. по 01.06.2023, а также проценты, начисленные на сумму долга с 02.06.2023 по дату фактической оплаты долга. В остальной части иска суд первой инстанции отказал.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2023 по делу N А40-259807/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259807/2022
Истец: ООО "РЭДБЕРН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ