г. Челябинск |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А76-39201/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2023 по делу N А76-39201/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - Горбунов Д.Ю. (доверенность от 24.07.2023, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Химпроммаш" (далее - заявитель, должник по исполнительному производству, общество НПП "Химпроммаш") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к отделу судебных приставов по городу Златоусту и Кусинскому району, судебному приставу исполнителю Ярославовой Марии Игоревне (далее - заинтересованное лицо, судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным постановления от 12.09.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. по исполнительному производству N 74039/22/820347, возбужденному в отношении взыскателя ГУ ФССП по Челябинской области о взыскании исполнительского сбора.
Решением суда от 22.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ ФССП по Челябинской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что действия судебного пристава-исполнителя соответствовали всем требованиям законодательства об исполнительном производстве.
В судебном заседании представитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.08.2022 судебным приставом-исполнителем на основании судебного приказа от 03.06.2022 выданного Арбитражным судом Челябинской области по делу N А76-17844/2022, о взыскании штрафа органа пенсионного фонда в размере 3 500 руб. в пользу взыскателя ГУ Управления пенсионного фонда РФ возбуждено исполнительное производство N 74039/22/820347 (л.д. 26).
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.08.2022 направлено судебным приставом-исполнителем в адрес общества НПП "Химпроммаш" посредством системы электронного документооборота в ЛК общества в ЕПГУ 10.08.2022, доставлено и прочитано должником 14.08.2022 (л.д. 17-18).
Постановлением судебным приставом-исполнителем от 07.11.2022 обращено взыскание на денежные средства должника в кредитной организации (л.д. 12-13).
12.09.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства в размере 10 000 руб. (л.д. 29).
Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора, общество НПП "Химпроммаш" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения к заявителю ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица), входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 10.08.2022 судебным приставом-исполнителем в отношении должника вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 74039/22/820347 на основании исполнительного документа - судебного приказа, выданного Арбитражным судом Челябинской области по делу N А76-17844/2022 на сумму 3 500 руб., установив срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения составляет в течении пяти суток с момента получения должником копии вышеуказанного постановления (пункт 2 постановления от 10.08.2022 о возбуждении исполнительного производства).
В связи с неисполнением в установленный срок в добровольном порядке требований, содержащихся в постановлениях о возбуждении исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление от 12.09.2022 о взыскании с общества НПП "Химпроммаш" исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
Однако, при принятии указанного постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтены следующие нормы законодательства Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В силу пункта 6 части 2 статьи 39, пункта 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит приостановлению полностью или частично в случаях распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку правовым последствием принятия постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" является приостановление исполнительного производства, то применение к заявителю меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора неправомерно.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения к заявителю ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в период действия моратория на совершение исполнительных действий по принудительному взысканию.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2023 по делу N А76-39201/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-39201/2022
Истец: Баранов В.П., Баранов Виктор Петрович
Ответчик: ГУ СПИ ОСП по г. Златоусту и Кусинскому району ФССП России по Челябинской области Евдокимова Х. С., ГУ СПИ ОСП по г. Златоусту и Кусинскому району ФССП России по Челябинской области Ярославова М.И., ГУ ФССП РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУФССП РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП по г. Златоусту и Кусинскому району УФССП Росии по Челябинской области, СПИ ОСП по г. Златоусту и Кусинскому району ГУФССП России по Челябинской области Евдокимова Х. С., Спи Осп По Городу Златоусту И Кусинскому Району Уфссп России По Челябинской Области Димова Олеся Анатольевна
Третье лицо: Ярославова Ми