г. Челябинск |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А76-13083/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Напольской Н.Е., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агроэкспорт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2023 (мотивированное решение изготовлено 14.07.2023) по делу N А76-13083/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агроэкспорт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 399 635 руб. 32 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2023 (мотивированное решение изготовлено 14.07.2023) исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана неустойка за просрочку доставки груза в размере 119 890 руб. 60 коп., а также судебные расходов по уплате государственной пошлины в размере 10 993 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований, отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение изменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ссылаясь на положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), истец указывает, что коммерческая организация вправе подать заявление об уменьшении неустойки, но она обязана доказать несоразмерность неустойки последствиям допущенного ею нарушения исполнения обязательства.
Как указывает истец, ответчиком не представлены акты общей формы, подтверждающие невозможность своевременного возврата вагонов грузоотправителю по каким-либо объективным причинам, не представил доказательств невозможности своевременной доставки порожних вагонов в связи с соблюдением указанной выше очередности перевозки грузов в переходный период. Каких-либо обоснований несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки Ответчиком также не представлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также истец указывает, что судом первой инстанции в судебном акте не приведены конкретные обстоятельства по делу, позволившие размер неустойки уменьшить по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 70%.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 01.09.2023 представить в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу.
От ответчика 31.08.2023 поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "РЖД" в августе-ноябре 2022 года осуществило перевозку вагонов железнодорожных порожних, перевозимых на своих осях по транспортным железнодорожным накладным N N : ЭЦ998817, ЭШ609257, ЭШ794998, ЭЫ973144, ЭЫ987059, ЭЬ533916, ЭЬ534121, ЭЬ758510, ЭЬ758879, ЭЬ777002, ЭЬ900180, ЭЬ900622, ЭЭ090434, грузоотправителем по которым выступало общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агроэкспорт".
В связи с нарушением установленных сроков доставки грузов по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЦ998817, ЭШ609257, ЭШ794998, ЭЫ973144, ЭЫ987059, ЭЬ533916, ЭЬ534121, ЭЬ758510, ЭЬ758879, ЭЬ777002,ЭЬ900180, ЭЬ900622, ЭЭ090434 истец направил ответчику претензии N399 от 10.10.2022, N491 от 15.12.2022 с требованием об уплате пени за просрочку доставки грузов.
Претензии истца оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Ресурс-Агроэкспорт" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части, снизив размер неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Факт несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по доставке порожних грузовых вагонов подтверждается представленными по делу доказательствами, таким образом, истцом обоснованно заявлено требование о взыскании неустойки.
Как верно установлено судом первой инстанции, спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груз лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 УЖТ РФ, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения; по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (статья 331 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки порожнего вагона арбитражным судам надлежит руководствоваться соответствующими правилами исчисления сроков доставки грузов.
Согласно пункту 2 Правилам исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N245), исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
В пункте 14 Правил N 245 содержится норма, аналогичная норме статьи 33 УЖТ о том, при каких условиях грузы считаются доставленными в срок.
В пункте 6 Правил N 245 перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов на все время задержки. Так, согласно пункт 6.2 указанных Правил срок доставки грузов может быть увеличен перевозчиком для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
В силу пункта 6.3 Правил N 245 срок доставки грузов может быть увеличен перевозчиком для оформления и исправления обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Исходя из специфики спорных правоотношений, перевозчик обязан доказать, осуществлены ли им все обязательные, необходимые и разумные меры по установлению технической и коммерческой пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке, под погрузку; если, такие действия им реализованы, обязан доказать, что характер впоследствии выявленных дефектов имел скрытый характер, то есть такие дефекты не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов; обязан доказать, что выявленные в пути следования неисправности возникли не по вине перевозчика (его виновных действий или бездействия). Только при наличии указанных обстоятельств увеличение срока доставки груза не будет являться просрочкой доставки груза, а увеличением срока доставки груза в порядке пункта 6.3 Правил N 245.
В соответствии с требованиями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт просрочки доставки порожних вагонов подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными транспортными накладными и ответчиком не оспаривается.
По расчету истца сумма неустойки составила 399 635 руб. 32 коп.
Расчет пени, произведенный истцом в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ, проверен судом первой инстанции и признан арифметически верным.
Вместе с тем ответчиком заявлено ходатайство о снижении неустойки на основании ст.333 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В пункте 71 Постановления N 7 дополнительно разъяснено, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, то снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме.
В соответствии с пунктами 73, 74, 75 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 13.01.2011 N 11680/10, учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Таким образом, понятие несоразмерности носит оценочный характер.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 22.01.2004 N 13-О и от 21.12.2000 N 277-О, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2000 N 263-О указал на то, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, суд должен установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
В пункте 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет о необходимости установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства. Гражданско-правовая ответственность должна компенсировать потери кредитора, а не служить его обогащению.
Удовлетворяя ходатайство ответчика и снижая размер неустойки, суд первой инстанции принял во внимание ходатайство ОАО "РЖД" о снижении начисленной неустойки за просрочку выполнения работ в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированное чрезмерно размер неустойки, составляющим по сути более 2190% годовых и отсутствием негативных последствий для истца в связи с просрочкой обязательств другой стороной.
Снижая размер неустойки суд первой инстанции указал, что перевозчик ОАО "РЖД" по независящим от него обстоятельствам обязан соблюдать Правила первоочередного осуществления перевозок, предусмотренных действующим законодательством при неизменной пропускной способности железных дорог, что сказывается на сроках доставки не первоочередных грузов, а также порожних вагонов.
Также судом первой инстанции отмечено, что перевозка порожних грузовых вагонов под погрузку грузов осуществляется с учетом необходимости обеспечения очередности перевозок грузов.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с целью установления баланса интересов сторон, с учетом заявления ответчика о снижении размера взыскиваемой неустойки, размера основного долга суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о явной несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства и применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению суда апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств спорной ситуации, применение положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, и не влечет ущемление имущественных прав истца либо ответчика.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Рассматриваемая неустойка начислена истцом за нарушение сроков доставки порожних вагонов, то есть, за нарушение исполнителем неденежнего обязательства.
Отдельное понятие "неденежного" обязательства в системе действующего законодательства отсутствует.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации" в качестве неденежных обязательств покупателя приведены следующие примеры обязательств: обязательство обеспечить рекламу и маркетинг товара продавца на определенной территории, продать товар на определенную минимальную сумму.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" к неденежным обязательствам имущественного характера относятся обязательства о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг.
Также согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 45 "О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве", поручительством может быть обеспечено не только денежное обязательство, но и обязательства по передаче товара, выполнению работ, оказанию услуг, воздержанию от совершения определенных действий и т.п. (далее - неденежное обязательство), поскольку у кредитора по этим обязательствам при определенных обстоятельствах, например при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обязательства, могут возникать денежные требования к должнику (о возмещении убытков, взыскании неустойки, возврате аванса и т.п.).
Таким образом, приведенные в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" и пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 45 "О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве" виды обязательств относят обязательства по выполнению работ в согласованные сроки к неденежным обязательствам.
В соответствии с пунктом 76 Постановления N 7, правила статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются при взыскании процентов, начисляемых по статье 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются при уменьшении неустойки, установленной за нарушение неденежного обязательства, если иное не предусмотрено законом.
На основании изложенных обстоятельств, носящих объективный характер, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая компенсационный характер природы неустойки, которая должна быть направлена на восстановление нарушенных прав, а не служить средством обогащения, размер основного долга, и длительность не исполнения обязательства, суд первой инстанции правомерно установил основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки (пункты 2, 3 Обзора практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, изложенного в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства суду необходимо учитывать, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, определение размера подлежащей взысканию неустойки сопряжено с оценкой обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, а также со значимыми в силу материального права категориями (разумность и соразмерность), обусловлено необходимостью установления баланса прав и законных интересов кредитора и должника.
Следовательно, при решении судом вопроса об уменьшении неустойки стороны по делу в любом случае не должны лишаться возможности представить необходимые, по их мнению, доказательства, свидетельствующие о соразмерности или несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Как следует из материалов дела, ссылаясь на необходимость снижения размера неустойки, ответчик представил мотивированный отзыв, в котором указаны следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с положениями УЖТ РФ перевозчик несет несколько видов ответственности (статьи 94, 97, 99, 100 УЖТ РФ).
Доказательств наличия у истца каких-либо негативных последствий в результате действий ответчика не представлено. При этом спорное обязательство вытекает из договора перевозки и не является денежным обязательством; Ответчик не пользуется чужими денежными средствами. Кроме провозного тарифа никакие иные суммы за перевозку ОАО "РЖД" не взимаются. В свою очередь, взыскиваемые суммы пени за просрочку доставки грузов для истца являются внереализационными доходами, дополнительно получаемыми к доходам из предпринимательской деятельности. Таким образом, взыскание пени в заявленном истцом размере не соответствует указанным конституционным принципам.
В конце февраля - начале марта 2022 года странами Запада, приняты ограничительные (политические и экономические) меры, введенные против Российской Федерации, юридических и физических лиц, а также высших должностных лиц Российской Федерации. Иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены экономические санкции и в отношении ОАО "РЖД", что негативно отразилось на уровне инфляции в стране и мире. С начала 2022 года инфляция в России составила 11,66%, прогнозная инфляция ожидается на уровне 16,7% (2021 г. - 8,39%), что в свою очередь влечет за собой увеличение затрат подразделений железных дорог и в первую очередь по перевозочным видам деятельности. Так, себестоимость перевозки с начала текущего года на полигоне дороги возросла на 6,7%, в том числе в апреле текущего года на 7,5%.
Также ответчиком указано, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 N 304 в ОАО "РЖД" утверждены Временные правила определения очередности перевозок грузов (протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 10 марта 2022 г. N 11, далее - Временные правила) на время приостановки действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710 (далее - ПНД).
Временные правила определяют основные принципы очередности перевозок грузов и особенности рассмотрения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом и направлены на своевременное и безусловное обеспечение перевозок грузов для социальных нужд, а также для силовых ведомств.
В настоящее время высокодоходные и массовое экспортные грузы перевозятся в рамках шестой очереди.
Таким образом, согласование объемов перевозок таких грузов как (каменный уголь, металл, нефть и нефтепродукты) на лимитирующие направления осуществляется исходя из имеющейся пропускной способности железнодорожной инфраструктуры общего пользования и на недискриминационной основе, предусматривающей применения единых критериев для всех грузоотправителей. При этом удельный вес погрузки каменного угля составляет порядка 69%.
Потери в начисленной выручки к утвержденному годовому заданию по классам грузов составят: - 1 класс, снижение погрузки на 4,2 млн.тонн (-6,1%), потери начисленной выручки - 4,3 млрд.рублей (-10,6 %), в т.ч. по номенклатурам: каменный уголь - 2,5 млрд.рублей (-2,6 млн.тонн), в т.ч. на экспорт -3,2 млрд.рублей (-3,2 млн.тонн); руда цветная -0,5 млрд.рублей, (- 0,5 млн.тонн); лесные грузы -1,3 млрд.рублей (-0,9 млн.тонн). в т.ч. на экспорт -1,3 млрд.рублей (-1,0 млн.тонн); - 2 класс, снижение погрузки на 0,9 млн.тонн (-7,7%), потери начисленной выручки -1,7 млрд.рублей (-6,7%) в т.ч. по номенклатурам: нефть и нефтепродукты -1,5 млрд.рублей (-0,7 млн.тонн), в т.ч. на экспорт -1,3 млрд. рублей (-0,4 млн.тонн); химическое и минеральное удобрение -0,01 млрд.рублей (-0,001 млн.тонн); зерно -0,03 млрд.рублей (- 0,05 млн.тонн) в т.ч. на экспорт -0,2 млрд.рублей(-0,1 млн.тонн); грузы в контейнерах - 0,1 млрд.рублей (-0,1 млн.тонн); -3 класса снижение погрузки на 0,1 млн.тонн (-3,9%), потери начисленной выручки -0,09 млрд.рублей (-1,4 %) в т.ч. по номенклатурам: цветные металлы -0,2 млрд.рублей (-0,09 млн.тонн), в т.ч. на экспорт -0,5 млрд.рублей (- 0,2 млн.тонн).
Кроме того, ответчик указал, что до 24.02.2022 ориентированным на экспорт российским компаниям были доступны для сбыта рынки европейских и других стран. В настоящее время санкции вынуждают их переориентироваться на азиатский рынок, что существенно увеличивает объем вывоза грузов через Восточный полигон сети РЖД и дает дополнительную нагрузку на инфраструктуру. Так тарифный грузооборот за 4 месяца 2022 г. возрос на 3,4% к уровню прошлого года, грузооборот контейнерных отправок на 22,9%.
На основании изложенного ответчик просил снизить размер неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не менее, чем на 70 %.
В спорной ситуации неустойка взыскана за нарушение неденежного обязательства, поэтому правила пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие минимальную меру ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, на которой настаивает истец по встречному иску, в качестве обычного применяемого критерия в денежных обязательствах - однократная, двукратная ключевая ставка или ставка рефинансирования, учетная ставка, в рассматриваемом случае при уменьшении неустойки не применяются.
Определение конкретного размера неустойки является вопросом факта, следовательно, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Действительно, при заявлении требований о взыскании штрафа, неустойки, истец не обязан доказывать наличие у него убытков, вместе с тем, в спорной ситуации апелляционным судом принимается во внимание, что исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства определением от 13.04.2023 с установлением следующих сроков для предоставления документов (первый срок - 05.05.2023, второй - 30.05.2023), заявление о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено ответчиком в отзыве на исковое заявление, поданном 04.05.2023, то есть заблаговременно, в установленный судом первой инстанции срок, что в полном объеме и объективно позволяло истцу не только раскрыть весь объем своих возражений, но и документы их обосновывающие; однако такие документы не представлены.
С учетом заявленного в отзыве на исковое заявление ходатайства о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец объективно знал, что соответствующее заявление будет рассматриваться арбитражным судом с оценкой доводов и возражений двух сторон, представленных ими доказательств; однако никаких мотивированных возражений в установленный судом срок (30.05.2023) истец не представил, не заявил о несении дополнительных расходов, вызванных нарушением ответчиком сроков доставки порожних вагонов, и если такие расходы в действительности имели место не пояснил, превысили ли они сумму взысканной судом первой инстанции неустойки, или полностью компенсированы посредством её взыскания с ответчика в определенном судом первой инстанции размере. В аналогичном порядке о наличии таких доказательств и о приобщении их к материалам дела также не заявлено в суде апелляционной инстанции.
То есть в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено в материалы дела доказательств несения каких-либо дополнительных (вынужденных) затрат, обусловленных несвоевременной доставкой порожних вагонов.
Вопреки позиции истца, не предоставление ОАО "РЖД" доказательств невозможности своевременной доставки порожних вагонов (актов общей формы), не лишает ответчика права предоставлять иные доказательства и заявлять об обстоятельствах, подлежащих оценке при рассмотрении ходатайства о снижении размера неустойки.
При рассмотрении ходатайства ответчика об уменьшении размера неустойки судом первой инстанции правомерно учтена соразмерность заявленной суммы неустойки и возможные финансовые последствия для каждой из сторон, отсутствие негативных последствий с учетом сроков доставки порожних вагонов и количества дней просрочки.
Также судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 304 приостановлено до 1 июля 2023 г. действие постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования".
ОАО "РЖД" на период отмены указанного Постановления Правительства утверждены Временные Правила осуществления перевозок грузов, находящиеся в открытом доступе, согласно которых при рассмотрении заявок на перевозку грузов и осуществлении перевозок учитывается следующая очередность перевозок грузов:
1-я очередь - перевозки грузов, приоритетность которых определена федеральными законами (воинские, специальные и иные);
2-я очередь - перевозки грузов с целью обеспечения субъектов Российской Федерации, пострадавших от стихийных бедствий (на основании отдельных указов, распоряжений Президента Российской Федерации или постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации);
3-я очередь - перевозки грузов на основании отдельных указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
4-я очередь - перевозки грузов, в отношении производства и (или) перевозки которых предоставляются субсидии в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации;
5-я очередь - перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, а также экспортные перевозки сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, несырьевых грузов, зерновых и продовольственных грузов.
Перевозка порожних грузовых вагонов под погрузку грузов осуществляется с учетом необходимости обеспечения очередности перевозок грузов.
Согласно части 4 статьи 7 УЖТ РФ, воинские железнодорожные перевозки осуществляются в приоритетном порядке.
Согласно понятий, приведённых в статье 2 УЖТ РФ: специальные железнодорожные перевозки - железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей; воинские железнодорожные перевозки - железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 УЖТ РФ централизованное управление специальными и воинскими железнодорожными перевозками на железнодорожном транспорте осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, а также защиты государственной тайны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно дополнительным пояснения ответчика, представленным в суд первой инстанции, в отношении ОАО "РЖД" недружественными странами введены экономические санкции, что подтверждается приложением VI Решения Совета Европейского Союза от 25.02.2022 N 2022/327, а также Приложением XII к Регламенту Совета Европейского Союза от 25.02.2022 N 2022/328.
Согласно Приложению XXIII к Регламенту Совета установлено, что запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России, в том числе:
- железнодорожные локомотивы с электроаккумуляторами (товарная позиция 8602 90);
- транспортные средства для ремонта или обслуживания железных дорог, самоходные или несамоходные (например, мастерские, подъемные краны, трамбовщики балласта, направляющие, испытательные вагоны и вагоны для осмотра пути) (товарная позиция 8604 00);
- фургоны и вагоны грузовые железнодорожные или трамвайные прочие, несамоходные открытые, с несъемными бортами высотой более 60 см (товарная позиция 8606 92);
- грузовики рабочие, самоходные, не оборудованные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, используемые на заводах, складах, доках или в аэропортах для перевозки товаров на короткие расстояния; тягачи типа используемых на платформах железнодорожных станций;
- запчасти вышеперечисленных транспортных средств (товарная позиция 8709 90).
Кроме того, ответчик указал на увеличение пассажирского потока, вызванного закрытием 11 аэропортов Центральной России и южных регионов, что составило за период с января по ноябрь 2022 на 17,1 % больше к аналогичному периоду в 2021 году, и поскольку для пассажирских поездов установлен график движения и расписание (статья 52 УЖТ РФ), пассажирские перевозки имеют приоритет над грузовыми.
На возможность применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к штрафам, предусмотренным в Уставе железнодорожного транспорта, указано в пункте 36 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Из положений названного пункта следует, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 97 УЖТ РФ, целью проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" является: выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит создать конкурентные условия в сфере перевозок различными видами транспорта и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы России; гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожном сообщениях. По мнению законодателя, изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства перевозчика и дополнительные вложения в строительство и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что существенно скажется не увеличении скорости доставки.
При этом закон не отменяет права грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении.
Законодателем предприняты меры с целью минимизации потерь перевозчика и установлению размера ответственности, соразмерного правовой природе ответственности в виде несвоевременного исполнения принятого перевозчиком обязательства по своевременной доставке груза.
Вместе с тем, законодатель не предусмотрел запрет на реализацию положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к ответственности, предусмотренной статьей 97 УЖТ РФ.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 424-О-О и от 26.05.2011 N 683-О-О указано, что часть 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей уплате неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что согласуется с положением ст. 17 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом всех обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
На основании изложенного, учитывая необходимость соблюдения баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 N 293-О), принимая во внимание требование ответчика о снижении размера неустойки, установленную для перевозчика обязанность соблюдения очередности перевозок груза и приоритетный пропуск воинских грузов, увеличение грузового и пассажирского потока, незначительность нарушенных сроков (от четырех до восьми дней), и отсутствия доказательств причинения истцу каких-либо убытков, вызванных несвоевременной доставкой порожних вагонов, апелляционный суд приходит к выводу, что взысканная судом первой инстанции неустойка в сумме 119 890 руб. 60 коп., является соразмерной последствиям нарушения обязательства.
С учетом изложенного, приведенные истцом основания не образуют достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2023 (мотивированное решение изготовлено 14.07.2023) по делу N А76-13083/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агроэкспорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Е. Напольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13083/2023
Истец: ООО "Ресурс-Агроэкспорт"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"