г. Ессентуки |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А77-435/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Егорченко И.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., с участием от истца - Администрации Краснодарского края - Комарова Д.С. (доверенность от 20.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Григорян А.Р. на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.05.2023 по делу N А77-435/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Григорян А.Р. (далее - предприниматель) о запрете предпринимателю и иным лицам осуществлять деятельность по проведению земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0435059:398 и на территории, занятой объектом культурного наследия федерального значения "Городище "Старокорсунское" до получения согласования Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
Требования мотивированы проведением предпринимателем земляных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0435059:398, занятым под объектом культурного наследия федерального значения в отсутствие разрешения уполномоченного органа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением от 26.05.2023 иск удовлетворён. Судебный акт мотивирован тем, что у общества в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) возникла обязанность по получению согласования на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в соответствии с установленным Порядком, утверждённого постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.02.2019 N 50.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована тем, что требование администрации о получении согласования на археологическое изыскание неисполнимо ввиду необходимости произвести на таком участке шурфовку, но археологи не могут этого сделать ввиду запрета на производство каких-либо работ на участке.
В отзыве администрация просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, в результате контрольного мероприятия в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Старокорсунское", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ст-ца Старокорсунская, западная окраина станицы, на берегу Краснодарского водохранилища, управлением в результате данного обследования установлен факт проведения земляных работ с применением крупной земляной техники по разрытию котлована (прямоугольной формы размерами 26x26 м и глубиной 4 м), вблизи от котлована установлены 30 свай диаметром 10 сантиметров. В срезе бортов котлована и в отвалах грунта обнаружены фрагменты керамики и костей. В результате данных земляных работ произошло повреждение вышеуказанного объекта культурного наследия на площади 678 кв.м.
Объект культурного наследия федерального значения "Городище "Старокорсунское", (местоположение: Краснодарский край, г. Краснодар, ст-ца Старокорсунская, западная окраина станицы, на берегу Краснодарского водохранилища) в соответствии с решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 29.01.1975 N 63 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Краснодарском крае" и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской. Федерации от 03.10.2017 N 110375-р.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости собственником земельный участок с кадастровым номером 23:43:0435059:398 находится в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар и передан на основании договора аренды от 20.12.2022 Григоряну А.Р., для использования в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка (туристическое обслуживание, историко-культурная деятельность).
В результате проведения управлением контрольного мероприятия установлено, что особый режим использования участка с кадастровым номером 23:43:0435059:398 не соблюдается, порядок согласования на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ вблизи объекта культурного наследия, предпринимателем не соблюден, что и послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Закон N 73-ФЗ регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развития культуры.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия обеспечивается соблюдением мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно подпункту 3 пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В силу пункта 3 статьи 11 Закона N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Предметом такого надзора, является, в том числе, осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (утверждено постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.12.2016 N 1000 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края") управление является структурным подразделением Администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.11 указанного положения, управление осуществляет согласование проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, проектов их проведения, а также выдает заключения о возможности проведения таких работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Исходя из положений подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что управление является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и вправе обратиться в арбитражный суд с иском понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Предпринимателю земельный участок с кадастровым номером 23:43:0435059:398 принадлежит на основании договора аренды от 20.12.2022 N 4300024644, который предоставлен предпринимателю во временное владение и пользование с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание, историко-культурная деятельность. По условиям договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, не причиняющими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту и природному ресурсу, содержать в должном санитарном порядке и чистоте, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки и качественных характеристик участка, и устранить за свой счет изменения, произведенные на участке без согласия арендодателя (пункт 4 договора).
Администрация установила факт производства земляных работ по выравниванию рельефа участка землеройной техникой на спорном участке, что привело к повреждению территории объекта культурного наследия (акты осмотра от 21.11.2022, 09.02.2023, 13.02.2023). Данный факт не оспаривается ответчиком.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства согласования уполномоченным органом проведения земляных работ на участке, либо направления предпринимателем уведомления о проведении археологических спасательных работ. Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке 23:43:0435059:398, также отсутствуют.
Поскольку материалами дела подтвержден факт невыполнения предпринимателем охранных обязательств, исковые требования удовлетворены судом правомерно.
Доводы предпринимателя о заключении договора на проведение археологических работ обоснованно отклонены судом, поскольку такие меры приняты только после предъявления исковых требований и не свидетельствуют о длительном и системном характере проводимых исследовательских работ.
Предприниматель в жалобе сослался на невозможность получить согласование на археологическое изыскание ввиду запрета на производство каких-либо работ на участке.
Рассмотрев доводы предпринимателя, суд апелляционной инстанции их счел несостоятельными, поскольку Порядок, утверждённый постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.02.2019 N 50 регламентирует процедуру получения решения о выдаче заключения о возможности проведения работ на основании экспертизы представленных документов.
На основании вышеизложенного судебная коллегия выражает согласие с позицией суда первой инстанции и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.05.2023 по делу N А77-435/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-435/2023
Истец: Администрация Краснодарского края
Ответчик: Григорян Апет Рубенович
Третье лицо: Администрация муниципального образования г. Краснодар, Управление Федеральной Налоговой Службы по ЧР, ГУ МВД России по Крансодарскому краю, Управление по вопросам миграции МВД по Чеченской Республике, УФМС по Краснодарскому краю