город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2024 г. |
дело N А32-52542/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевым П.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной компании "Российские автомобильные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2023 по делу N А32-52542/2022
по иску государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652 ИНН 771715138)
к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (ОГРН 1027739820921 ИНН 7736035485)
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - истец, компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (далее - ответчик, общество) о взыскании ущерба в размере 37 462 рубля, неустойки из расчета 374 рубля в день с 18.08.2020 по дату вынесения решения, а также с указанием на взыскание неустойки с даты вынесения решения по день фактического исполнения решения (с учетом уточнения первоначально заявленных исковых требований, произведенных на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 48).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку поврежденное имущество автодороги утратило свое функциональное назначение (полная гибель), а восстановление произведено путем его полной замены (не ремонт), то возмещение ущерба подлежит компенсации по полной действительной стоимости (без учета износа) на основании оценки, сметы и т.п. Обстоятельства полной гибели имущества истца подтверждаются материалами дела, годные остатки - отсутствуют.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24.01.2020 в 15 час. 30 мин. на 1329+350 а. д. М-4 "Дон" произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), с участием автомобиля МАЗ 5440А5 г/н Х734УР 123, под управлением Козлова Сергея Владимировича, который совершил наезд на дорожное сооружение.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении N 18810223177772405268 вред автомобильной дороге причинил Козлов С.В.
В результате ДТП причинен вред имуществу, входящему в состав имущественного комплекса автомобильной дороги М-4 "Дон": металлическое барьерное ограждение (краевое) - 8 п. м. МБО (осевое) - 15 п. м. Общая сумма ущерба составляет 139 566 рублей 62 копейки.
Гражданская ответственность Козлова Сергея Владимировича в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ), застрахована в обществе. Полис ОСАГО серия ККК 3008509023.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 40-ФЗ и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации в адрес ответчика 20.02.2020 направлено заявление о страховом возмещении N 420-КрФ, а также претензия от 21.09.2020 N 3183-КрФ.
Ответчиком была произведена частичная выплата страхового возмещения в размере 102 104 рублей (платежное поручение от 19.08.2020 N 21807).
На основании пункта 21 статьи 12 Закона N 40-ФЗ при несоблюдении срока осуществления страховой выплаты страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента (374 рубля) от размера страхового возмещения (37 462 рубля).
Ответчик в добровольном порядке не исполнил требования истца в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 1 Закона N 40-ФЗ страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. В качестве страхователей в обязательном страховании выступают владельцы транспортных средств. Страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Из разъяснений, изложенных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 58), следует, что причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба только в случае, когда страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда (статья 15, пункт 1 статьи 1064, статья 1072 и пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для правильного разрешения спора о возмещении ущерба, причиненного лицом, чья гражданская ответственность застрахована, необходимо установить как фактический размер ущерба, так и размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему.
В силу пункта 36 Постановления N 58 при причинении вреда потерпевшему возмещению подлежат: восстановительные и иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение; стоимость работ по восстановлению дорожного знака, ограждения; расходы по доставке ремонтных материалов к месту дорожно-транспортного происшествия и т.д.).
Согласно подпункту "б" пункта 18 статьи 12 Закона N 40-ФЗ размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Из пункта 19 статьи 12 Закона N 40-ФЗ следует, что к указанным в подпункте "б" пункта 18 данной статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом (абзац первый); размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 - 15.3 данной статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте; при этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй).
В соответствии с пунктом 4.13 Правил обязательного страхования при причинении вреда имуществу потерпевшего (транспортным средствам, зданиям, сооружениям, постройкам, иному имуществу физических, юридических лиц) потерпевший представляет в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества. В пункте 4.16 названных Правил предусмотрено, что в расходы по восстановлению поврежденного имущества включаются: расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления); расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом; если поврежденное имущество не является транспортным средством - расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта, расходы по доставке имущества к месту ремонта и обратно, расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.
В абзаце втором пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 31) разъяснено, что по договору обязательного страхования с учетом положений статей 1 и 12 Закона N 40-ФЗ возмещаются не только убытки, причиненные в результате повреждения транспортного средства, но и в связи с повреждением имущества, не относящегося к транспортным средствам (в частности, объектов недвижимости, оборудования АЗС, дорожных знаков, ограждений и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона N 40-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Закона N 40-ФЗ возмещение вреда, причиненного не являющемуся транспортным средством имуществу потерпевшего, осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим пункта 15 данной статьи, то есть путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
Согласно абзацу третьему пункта 42 Постановления N 31 при повреждении имущества, не относящегося к транспортным средствам (в частности, объектов недвижимости, оборудования АЗС и т.д.), в отсутствие обстоятельств полной гибели этого имущества размер страхового возмещения, осуществляемого в денежной форме, определяется по стоимости восстановительного ремонта на основании доказательств фактического размера ущерба с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте (подпункт "б" пункта 18 и абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона N 40-ФЗ, пункт 4.15 Правил).
Из приведенных норм права и разъяснений Постановления N 31 следует, что размер страхового возмещения, осуществляемого в денежной форме, при повреждении имущества, не относящегося к транспортным средствам, в отсутствие обстоятельств полной гибели этого имущества определяется по стоимости восстановительного ремонта на основании оценки, сметы и т.п., однако с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Аналогичный правовой подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2021 N 5-КГ20-104-К2.
Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость (подпункт "а" пункта 18 статьи 12 Закона N 40-ФЗ).
При разрешении спора истец исходит из полной гибели имущества в результате ДТП, рассматривая в качестве самостоятельной вещи поврежденный участок дорожной инфраструктуры, состоящей из следующих конструктивных элементов: буфер дорожный водоналивной - 1 шт.; стойка дорожного знака - 1 шт.; дорожный знак 4.2.3 - 1 шт.; дорожный знак 8.22.3 - 1 шт.
Как установлено судом, применительно к таким сооружениям, как дорожная инфраструктура, необходимо учитывать восстановительный характер ремонта, поскольку заменяемые в ходе такого ремонта секции являются составными частями вещи.
Доктрина гражданского права традиционно разделяет вещи на простые и сложные. Сложные вещи образуются совокупностью различных вещей, соединенных (не физически скрепленных воедино, но собранных для целей совместного использования) таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Каждая вещь в такой совокупности является самостоятельной, имеет свое предназначение и может использоваться по такому предназначению, однако новую сложную вещь (с новым (дополнительным) предназначением, не присущим в полной мере ее компонентам) образует именно совокупность таких вещей (например, сервиз или мебельный гарнитур, коллекция, библиотека и т.п.).
В соответствии со статьей 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.
В рассматриваемом случае поврежденные в результате ДТП элементы: балки, стойки, компенсаторы, светоотражающие элементы являются составными частями неделимой вещи - металлического барьерного ограждения, которое повреждено в результате ДТП. Каждый из этих элементов предназначен специально для использования в сборе и самостоятельной функции вне использования в составе металлического барьерного ограждения не имеет.
Соответственно, поврежденное барьерное ограждение автодороги представляет собой единую составную вещь, в силу чего замена отдельных заменяемых элементов (секций) свидетельствует о восстановительном ремонте такой вещи. Обстоятельства полной гибели всего барьерного ограждения в целом, а не отдельных его элементов, судом первой инстанции не установлены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы истца о полной гибели имущества в результате ДТП и необходимости в связи с этим выплаты страхового возмещения без учета износа комплектующих изделий, поскольку не основаны на нормах материального права, применимых к рассматриваемым правоотношениям.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в данном случае произошло неполное уничтожение металлического барьерного ограждения, в этой связи размер ущерба должен определяться с учетом износа.
Выплата ответчиком страхового возмещения в размере 102 104 рубля произведена на основании экспертного заключения от общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный экспертно-аналитический центр" от 15.08.2020 (л.д. 73-74).
Согласно данному расчету размер расходов на ремонт на дату дорожно-транспортного происшествия составляет 102 104 рубля (с учетом износа).
При таких обстоятельствах основания для взыскания 37 462 рубля, а также начисленных на данную сумму пени отсутствовали. Общество правомерно руководствовалось заключением эксперта, который определил величину и стоимостное выражение износа комплектующих изделий и рассчитал стоимость ремонтно-восстановительных работ с учетом такого износа.
Учитывая изложенное, поскольку ответчиком обязательства исполнены в полном объеме, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно.
Аналогичная правовая позиция по вопросу о необходимости применения износа на материалы, комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) при расчете размера страхового возмещения изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2021 по делу N А32-7908/2021, от 28.03.2022 по делу N А32-22221/2021, от 17.01.2022 по делу N А32-18970/2021, от 09.09.2022 по делу N А32-40302/2021, от 25.09.2023 по делу NА32-58817/2022.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Между тем статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" такое право заявителю не предоставлено.
Кроме того, заявителем не указано, в силу какого федерального закона ему, как некоммерческой организации предоставлено право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства.
Таким образом, в настоящем деле заявитель не освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2022 по делу N А40-144144/2021, Арбитражного суда Центрального округа от 06.02.2024 по делу N А14-10487/2022.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2023 по делу N А32-52542/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652 ИНН 771715138) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52542/2022
Истец: ГК "АВТОДОР", "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: АО "СОГАЗ", АО "Страховое общество газовой промышленности"