город Томск |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А67-473/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Томскнефть" Восточная нефтяная компания (N 07АП-6577/2023) на решение от 19 июля 2023 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-473/2023 (судья А.В. Кузьмин) по иску Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) к акционерному обществу "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (636780, Томская область, город Стрежевой, улица Буровиков, 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) о взыскании 281 250 рублей,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Мухитдинов А.Н., представитель по доверенности от 26.12.2022, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к акционерному обществу "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (далее - ответчик, АО "Томскнефть" ВНК) о взыскании 281 250 рублей в возмещение вреда, причиненного почвам.
Решением суд от 19.07.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Томскнефть" ВНК обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Томскнефть" ВНК осуществляет использование промыслового трубопровода НС ф-89 "к.3-вр.к.3,60-м от к.3" Вахского месторождения нефти, что ответчиком не оспаривалось.
16.03.2020 в адрес Росприроднадзора поступило оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте, в соответствии с которым 15.03.2020 АО "Томскнефть" ВНК обнаружена разгерметизация нефтепровода с выходом нефти на почвенный покров, произошедшая в результате внутренней язвенной коррозии металла трубы.
В результате выезда для осмотра и отбора компонентов природной среды на месте аварии, проведенного 07.07.2020 в рамках административного расследования по делу, возбужденного определением от 10.06.2020 N 85-ЗН, установлено наличие загрязнения земель, отобраны контрольная проба почвы с загрязненного земельного участка и фоновая проба почвы с незагрязненного земельного участка (приобщены в электронном виде - л.д. 20).
Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 23.07.2020 N 386, выполненных филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в пробе почвы, отобранной с обследуемого участка по сравнению с фоновой пробой (содержание нефтепродуктов в 7,8 раза, хлорид-ион в 4,6 раза) (приобщено в электронном виде - л.д. 20).
Согласно схеме, составленной специалистом по результатам выезда 16.09.2020 на места аварии, площадь загрязненного земельного участка составила 187,5 кв. м, категория земли промышленности.
Постановлением Росприроднадзора от 29.09.2020 N 303-ЗН по делу N 03/2-193/2020 АО "Томскнефть" ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа (приобщено в электронном виде - л.д. 8).
По расчету истца, вследствие допущенного загрязнения причинен ущерб почвам в размере 281 250 рублей. Размер ущерба рассчитан истцом по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238) (л.д. 14-15).
Ссылаясь на допущенное ответчиком загрязнение почв и на отказ общества в добровольном порядке возместить причиненный вред, Росприроднадзор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из законности иска по праву и размеру. Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды осуществляется на основе принципа "загрязнитель платит", который выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", далее - Постановление N49).
Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункта 14 Постановления N 49 следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Методикой N 238 предусмотрен порядок исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ.
При определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Как следует из материалов дела, на используемом ответчиком земельном участке 15.03.2020 произошла разгерметизации нефтепровода с выходом нефти на почвенный покров, в результате чего установлено превышение концентраций загрязняющих веществ, площадь загрязнения земель составила 187,5 кв. м; данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
При данных обстоятельствах, поскольку в результате проведенных лабораторных исследований установлено превышение на загрязненных землях концентрации загрязняющих веществ (нефтепродуктов, хлорида-иона) над условно-фоновыми концентрациями на незагрязненном участке территории, следует признать, что ответчиком причинен вред почвам как компоненту природной среды.
Общество указало на необходимость зачета затрат на проведение мероприятий по локализации и ликвидации разлива нефти, рекультивации загрязненного земельного участка в счет возмещения вреда, причиненного почвам.
Между тем, как разъяснено в пункте 15 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 24.06.2022, расходы на проведение работ по локализации и ликвидации последствий аварии (разлива нефтесодержащей жидкости) не подлежат учету при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Согласно пунктам 8 и 8(1) Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 (далее - Правила N 800), рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Работы по локализации и ликвидации разлива не входят в состав ни технического этапа, ни тем более биологического этапа рекультивации, то есть не являются рекультивационными работами.
Методикой N 238 возмещение подобных затрат также не предусмотрено.
Кроме того, как верно отмечает суд, АО "Томскнефть" ВНК не представило сведения о размере расходов, понесенных им в результате осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий разлива нефти, не доказало фактическое несение таких расходов и их связь с загрязнением спорного участка.
Применительно к расходам на рекультивацию загрязненного земельного участка, на которые ссылается ответчик, следует указать, что проект восстановительных работ подлежит оценке судом, в том числе, на предмет обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, объективной возможности осуществления их ответчиком как собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц (пункт 13 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022 (далее - Обзор от 24.06.2022).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800).
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил.
Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил; в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания данного акта лицо, обеспечившее проведение рекультивации, направляет уведомление о завершении работ с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 названных Правил, а также в органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункты 5, 30 и 31 Правил N 800).
В пункте 16 Обзора от 24.06.2022 сформулирована правовая позиция в соответствии с которой основанием для зачета понесенных причинителем вреда затрат на устранение загрязнения в счет уменьшения суммы возмещения вреда в денежной форме является окончание проведения полного комплекса работ по рекультивации загрязненного земельного участка, направленного на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Вместе с тем, общество не представило согласованный с уполномоченным органом проект рекультивации земель, акт о завершении полного комплекса работ.
С учетом изложенного, нельзя признать обоснованными доводы ответчика о том, что в настоящем случае достижение допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов подтверждает то, что почвы спорного участка не деградировали.
Вопреки позиции общества при приведенном выше правовом регулировании такой зачет возможен только при принятии мер по восстановлению состояния окружающей среды, в частности при наличии акта приемки работ, выполненных в полном объеме, результатов освидетельствования рекультивированных земельных участков уполномоченным органом, проведенных в установленном порядке.
Кроме того, как верно отмечает суд, ответчик представил данные о показателях состояния почвы после рекультивации, анализ которых свидетельствует о не достижении цели осуществленных мер - восстановления окружающей среды.
Так, согласно анализу проб почвы, взятой после завершения рекультивации земель, фактические показатели нефтепродуктов (отобранные на спорном участке после проведения рекультивации) составили 867 мг/кг при фоновых показателях (отобранных на сопредельной территории, не испытывавшей негативное воздействие) нефтепродуктов 312 мг/кг.
Таким образом, фактические показатели более чем в 2 раза превышают фоновые, что позволяет сделать вывод о недостаточности проведенных ответчиком мероприятий по восстановлению загрязненных земель. Ответчиком также не доказано снижение после рекультивации концентрации хлорида-иона в почве загрязненного участка.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности применении истцом при расчете суммы иска Методики N 238.
Так, Методика N 238 предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методикой N 238 исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как самостоятельному естественноисторическому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие в некоторых случаях при определенных природно-климатических условиях благоприятные химические, физические и биологические условия для роста и развития растений, в результате их загрязнения, порчи (частичного разрушения), уничтожения (полного разрушения) плодородного слоя.
Расчет Росприроднадзором размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв выполнен в соответствии с формулой, приведенной в пункте 5 Методики N 238:
Расчет размера вреда исходя из показателей, полученных по результатам анализа проб почв спорного земельного участка, взятых по истечении значительного времени после загрязнения (более одного года), Методикой N 238 не предусмотрен.
Напротив, исходя из способности окружающей среды к самовосстановлению, расчет размера вреда должен быть осуществлен сразу после его причинения окружающей среде, а последующее снижение концентрации загрязняющих веществ, происходящее как в силу воздействия загрязнителя, так и вследствие естественных природных процессов, не может влечь уменьшение размера ответственности загрязнителя.
При этом самовосстановление окружающей среды не является основанием для освобождения ответчика от ответственности за причиненный ущерб, устранение которого в силу закона возложено на лицо его причинившее, в том числе с целью минимизации ущерба и времени его устранения. Каких-либо мотивированных доводов несогласия с расчетом Росприроднадзора, податель апелляционной жалобы не приводит, в силу чего суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о недостоверности произведенного расчета. При таких обстоятельствах, доводы общества повторяют позицию по делу, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 19 июля 2023 года по делу N А67-473/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Томскнефть" Восточная нефтяная компания - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-473/2023
Истец: Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО "Томскнефть" Восточной нефтяной компании