город Омск |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А70-19962/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13603/2023) специализированного потребительского кооператива "Центральный" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.11.2023 по делу N А70-19962/2023 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению специализированного потребительского кооператива "Центральный" (ОГРН 1117232061979, ИНН 7202225183, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 86, к. 2) к административной комиссии Центрального административного округа Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200555083, ИНН 7202029446, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Новгородская, д. 10) об оспаривании постановления от 30.08.2023 N ЦАО20767,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
специализированный потребительский кооператив "Центральный" (далее - заявитель, кооператив, СПК "Центральный") обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к административной комиссии Центрального административного округа Администрации города Тюмени (далее -административный орган, административная комиссия) об оспаривании постановления от 30.08.2023 N ЦАО20767 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.11.2023 по делу N А70-19962/2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции заключил о наличии в бездействии кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, СПК "Центральный" обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы подателем приведены доводы о том, что работы по ремонту поврежденного ограждения выполнены до составления протокола (13 дней) и до вынесения постановления (27 дней), в связи с чем событие вменяемого административного правонарушения отсутствует.
Административная комиссия представила отзыв, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, СПК "Центральный" на основании устава, утвержденного протоколом общего собрания учредителей кооператива от 14.12.2011 N 1.2011, осуществляет управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 86, к. 2.
01.08.2023 ведущим инженером квартальной инспекции Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени" (далее - МКУ "Служба заказчика по ЦАО г. Тюмени") в 09 часов 43 минуты по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 86, к. 2 в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:16048 установлено ненадлежащее содержание элементов благоустройства, а именно - сломанное ограждение.
По данному факту указанным должностным лицом в отношении кооператива составлен протокол об административном правонарушении от 16.08.2023 по признакам части 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
30.08.2023 административной комиссией вынесено постановление N ЦАО20767 о назначении административного наказания, в соответствии с которым СПК "Центральный" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
07.11.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Тюменской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Тюменской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Тюменской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Тюменской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Тюменской области об административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности непринятие мер по устранению загрязнений, повреждений элементов благоустройства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч руб.; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч руб.; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч руб.
Отношения, возникающие при осуществлении благоустройства территории города Тюмени, регулируются Правилами благоустройства территории города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 N 136 (далее - Правила N 136).
В силу подпункта "е" статьи 3 Правил N 136 благоустройство осуществляется, в том числе, на основании принципа осуществления мероприятий по благоустройству с соблюдением действующих стандартов, требований технических регламентов, санитарных, строительных и эксплуатационных правил и норм, норм и правил пожарной безопасности, муниципальных правовых актов города Тюмени.
В городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства и элементы благоустройства (статья 4 Правил N 136).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 136 содержание объектов благоустройства и элементов благоустройства направлено на обеспечение чистоты, надлежащего технического и физического состояния объектов благоустройства и элементов благоустройства, перемещение разукомплектованных транспортных средств, бесхозяйных вещей, а также освобождение объектов благоустройства от элементов благоустройства, размещенных на соответствующем объекте благоустройства с нарушением настоящих Правил, муниципальных правовых актов Администрации города Тюмени. Собственники объектов благоустройства и (или) элементов благоустройства, лица, которым объекты благоустройства и (или) элементы благоустройства предоставлены во владение и (или) пользование, иные лица, на которых обязательства по содержанию объектов благоустройства и (или) элементов благоустройства возложены действующим законодательством или договором, обязаны осуществлять мероприятия по содержанию объектов благоустройства и (или) элементов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами, муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени.
Согласно пункту 2 устава СПК "Центральный" кооператив создан для удовлетворения потребностей граждан - членов кооператива в строительстве и эксплуатации жилого дома.
Одной из основных целей деятельности кооператива является последующее (после сдачи в эксплуатацию) управление многоквартирным жилым домом (пункт 2.2 устава).
В силу пункта 2.3 устава кооператив имеет право организовывать собственную службу по охране, уборке, благоустройству территории, ремонту и содержанию.
Из материалов дела следует, что заявителю вменяется нарушение вышеизложенных норм, поскольку кооператив не принял мер по устранению повреждений ограждения.
Факт нарушения зафиксирован результатом осмотра, приложенными фотоматериалами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит доказанным нарушение обществом положений Правил N 136, что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Доводы подателя жалобы о том, что работы по ремонту поврежденного ограждения выполнены до составления протокола (13 дней) и до вынесения постановления (27 дней), не принимаются апелляционный судом, поскольку добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения, установленного на момент осмотра 01.08.2023.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемой ситуации у заявителя имелась возможность по надлежащему содержанию элементов благоустройства.
При этом существование объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне сферы контроля кооператива, исключающих возможность соблюдения заявителем требований по содержанию элементов благоустройства, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, в бездействии СПК "Центральный" присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Наличие полномочий у административного органа на вынесение оспариваемого постановления, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и СПК "Центральный" не оспаривается.
Административное наказание назначено административной комиссией в пределах санкции части 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что СПК "Центральный" включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесен к категории "микропредприятие" с 10.09.2016. В этой связи на кооператив в полной мере распространяются правила назначения наказания, установленные статьей 4.1.2 названного Кодекса.
Частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности не предусмотрено наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с чем в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Между тем нормы статьи 4.1.2 КоАП РФ административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления, назначении наказания и определении размера штрафа не применены, ссылки на них в обжалуемом постановлении отсутствуют, обстоятельства, связанные с нахождением СПК "Центральный" в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесением его к микропредприятиям и применением статьи 4.1.2 КоАП РФ, в постановлении не описаны.
Также отсутствуют выводы о возможности применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ в обжалуемом судебном акте.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом административный штраф в размере 10 000 руб. назначен кооперативу неправомерно, без учета положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми административный штраф должен составлять 5000 руб., оспариваемое постановление следует изменить в части размера штрафа.
Рассмотрев вопрос о возможности назначения наказания в виде предупреждения, учитывая, что в оспариваемом постановлении от 30.08.2023 N ЦАО20767 указано о совершении кооперативом правонарушения впервые, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из акта осмотра места совершения административного правонарушения и фотоматериалов произошло разрушение ограждения (л.д. 20, 22-23), относящегося к декоративным и разделительным элементам дороги, расположенной на разном уровне от земли, тем самым выполняющего защитную функцию.
Разрушение объекта, как усматривается из фотоматериалов, привело к нарушению защитной функции, что представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
При наличии названных обстоятельств в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ оснований для назначения наказания в виде предупреждения не установлено.
Также допущенное обществом нарушение не может быть признано малозначительным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.11.2023 по делу N А70-19962/2023 изменить, изложить в следующей редакции.
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии Центрального административного округа Администрации города Тюмени от 30.08.2023 N ЦАО20767 в части привлечения специализированного потребительского кооператива "Центральный" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, в виде штрафа в размере, превышающем 5000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19962/2023
Истец: Специализированный "Центральный"
Ответчик: Администрация города Тюмени Административная комиссия Центрального Административного округа