г. Ессентуки |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А20-3641/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Белова Д.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики представителя Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Курманова Т.М. (по доверенности от 20.12.2022), в здании Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда представителя Дешева Х.А. - Томилина А.Ю. (доверенность от 23.12.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2023 по делу N А20-3641/2017, принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства КБР, г. Нальчик, о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Прохладное" задолженности, третье лицо: Управление Федерального казначейства по КБР, г. Нальчик, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Прохладное" (ОГРН 1090716000430, ИНН 0716007529),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - банк) в лице Кабардино-Балкарского отделения N 8631 обратилось в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Прохладное".
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 октября 2019 по делу N А20-3641/2017 в отношении ОАО "Прохладное" введена процедура наблюдения, временным управляющим общества утвержден Карданов Хасан Львович.
Решением от 02.06.2020 (резолютивная часть от 26.05.2020) открытое акционерное общество "Прохладное" (ОГРН 1090716000430, ИНН 0716007529, адрес: 361025, Республика Кабардино-Балкарская, район Прохладненский, село Лесное, улица Ивановского, 7) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Сведения о признании ОАО "Прохладное" банкротом и открытии конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсант" от 06.06.2020 N 100, объявление N 77033353922.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Прохладное" задолженности в размере 172 834 667 рублей 79 копеек.
К участию в обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечено УФК по КБР.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленными в дело доказательствами опровергнуты доводы заявителя о необоснованном получении должником субсидии, не подтверждена сумма затрат, не подлежавших субсидированию, а значит и нарушение прав Министерства, и более того, заявитель пропустил срок исковой давности по заявленных требованиям.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что судом не учтено, что сумма завышенной субсидии установлена представлением УФК по КБР от 10.10.2019 N 0400-21-14/3861, которое обжаловано в судебном порядке. При этом, решением АС КБР от 29.01.2021 по делу N А20-120/2020, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда и кассационного суда, в удовлетворении требований о признании незаконным указанного представления отказано. Следовательно, заявленные министерством требования документально подтверждены.
Определением суда от 11.09.2023 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Джамбулатова С.И. на судью Годило Н.Н.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Дешева Х.А. возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 15.08.2023 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в настоящем обособленном споре апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2023 по делу N А20-3641/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, ОАО "Прохладное" обратилось в Министерство с заявлением от 19.05.2016 N 354 на предоставление субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий. В подтверждение понесенных затрат, подлежащих субсидированию, к данному заявлению приложены документы в трех томах (дело NА20-148/2021 т.1 л.д. 69-70 тома 2-14).
УФК по КБР в отношении Министерства проведена внеплановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" в части возмещения части прямы понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования за 2016-2017 годы.
По результатам проверки УФК по КБР составило акт от 06.09.2016 и вынесло Представление (т.1 дела N А20-148/2021 л.д. 21-46).
В соответствии с Представлением ОАО "Прохладное" в 2016 году получены субсидии на возмещение части затрат инвестиционного проекта "Строительство оптово-распределительного центра на 75 000 тонн" (далее - Строительство ОРЦ) в сумме 448 879 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 426 435 000 рублей и за счет бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 22 444 000 рублей. Министерством неправомерно приняты затраты ОАО "Прохладное" по инвестиционному проекту Строительство ОРЦ на общую сумму 820 950 305,34 рублей, в результате чего переплата бюджетных средств, выплаченных в счет компенсации указанных затрат, составила 172 834 667,78 рублей (в том числе из федерального бюджета 164 190 061,07 рублей и республиканского бюджета 8 644 606,72 рублей). В связи с выявленным нарушением УФК по КБР потребовало от Министерства устранить бюджетные нарушения и принять меры по устранению их причин и условий путем взыскания и возмещения в доход федерального бюджета с ОАО "Прохладное" переплаты бюджетных средств в сумме 164 190 061,07 рублей (т. 1 л.д. 17-21).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском в рамках дела N А20-148/2021 о взыскании с открытого акционерного общества "Прохладное" сумму выплаченной субсидии в размере 172 834 667 руб. 79 коп. Определением суда от 28.04.2022 заявление оставлено без рассмотрения, в связи с необходимостью его рассмотрения в рамках дела о банкротстве ОАО "Прохладное".
В связи с признанием ОАО "Прохладное" банкротом и во исполнение требований Представления Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением. Материалы дела N А20-148/2021 в 14 томах приобщены к материалам настоящего обособленного спора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с положениями Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (ст. 2).
На основании пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона.
В соответствии с положениями Закона о банкротстве, регулирующими порядок установления требований кредиторов кредиторы направляют свои требования к должнику в арбитражный суд с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Исходя из норм статей 71, 100, 142 Закона о банкротстве, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны, требование кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Целью такой проверки является установление обоснованности долга и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку включение таких требований приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также интересов должника.
В круг доказывания по спору об установлении размера требований кредиторов в деле о банкротстве в обязательном порядке входит исследование судом обстоятельств возникновения долга.
С учетом специфики дел о банкротстве при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве установленными могут быть признаны только такие требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Пунктом 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2015 г. N 624 (далее - Правила N 624) и действовавших в период обращения ОАО "Прохладное" с заявлением о выдаче субсидии, пунктом 1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2015 г. N 270-ПП (далее - Порядок N 270-ПП) предусмотрено предоставление субсидий за счет средств федерального и регионального бюджетов на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики, приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий.
К объектам агропромышленного комплекса, прямые понесенные затраты на создание которых подлежат субсидированию, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил N 624, абзацем 8 пункта 4 Порядка N 270-ПП отнесен оптово-распределительный центр - комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для хранения, обработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в том числе в системе внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения в Российской Федерации, а также для ветеринарного и фитосанитарного контроля с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, включающий в том числе внутренние и наружные сети инженерно-технического обеспечения.
Порядок отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса утвержден приказом Минсельхоза России от 24.07.2015 N 318 (далее - Порядок N 318). В соответствии с п.2.1., 2.11-2.13 данного порядка отбор инвестиционных проектов осуществлялся соответствующей комиссией, созданной Минсельхозом России, на основании подготовленного специальной рабочей группой заключения о соответствии представленных инвестиционных проектов порядку. В соответствии с пунктом 2.8 Порядка N 318 комиссия наделена правом принять решение об отмене результатов отбора в отношении инвестиционного проекта, если после объявления результатов отбора комиссии станут известны документально подтвержденные факты предоставления недостоверной информации.
Предоставление субсидий осуществляется только при предоставлении организациями, прошедшими отбор, указанных в пункте 21 Правил N 270-ПП документов, подтверждающих сумму прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса. К таким документам отнесены договоры, акты приемки, счета-фактуры и другие документы об оплате оборудования, выполнении работ по созданию объекта агропромышленного комплекса.
Перечень прямых затрат на создание объектов агропромышленного комплекса, подлежащих субсидированию, Правилами N 624 и Порядком N 270-ПП не определен.
В соответствии с Представлением Министерством допущена переплата бюджетных средств в сумме 172 834 667,78 рублей в связи с субсидированием части затрат ОАО "Прохладное" по инвестиционному проекту Строительство ОРЦ в размере 820 950 305,34 рублей, не подлежавших субсидированию, из которых: 1) при отсутствии обоснования и расшифровки лимитированных затрат на временные здания и сооружения, а также резерва средств на непредвиденные расходы по взаиморасчетам с Генеральным подрядчиком ООО "Капитал-Инвест" отнесено 72 864 127,97 рублей (без НДС); 2) за счет завышения норматива списания при использовании песчано-гравийных смесей на производство работ по актам приемки выполненных работ (форма N КС-2) ООО "Капитал-Инвест" в сумме 101 525 504,64 рублей (без НДС); 3) за счет включения в прямые затраты строительства оптово-распределительного центра стоимости затрат по НДС, не подлежавшего субсидированию, в сумме 383 347 481,75 рублей; 4) затраты, не подлежащие субсидированию при строительстве оптово-распределительного центра (офисная мебель, различная оргтехника, бытовая химия, сельскохозяйственная техника и прочее), в сумме 263 213 190,98 рублей.
К заявлению ОАО "Прохладное" от 19.05.2016 N 354 на предоставление субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий приложено три тома документов, подтверждающих несение ОАО "Прохладное" затрат в размере 2 920 176 909 рублей 85 копеек.
В соответствии со справкой-расчетом причитающихся сумм субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий ОАО "Прохладное" ИНН 0716007529 сумма причитающихся субсидий в размере 448 879 000 рублей определена на основании сметной стоимости объекта Строительство ОРЦ в размере 2 132 175 215 рублей.
Следовательно, не все затраты в сумме 2 920 176 909 рублей 85 копеек, подтвержденные документами, приложенными к заявлению ОАО "Прохладное" от 19.05.2016 N 354 на выдачу субсидии, были приняты для расчета суммы причитающейся субсидии, часть затрат ОАО "Прохладное" не была принята к субсидированию.
В материалы дела представлена сводная информация о прямых понесенных затратах на создание оптово-распределительного центра (ОРЦ) ОАО "Прохладное", составителем которой указан начальник управления финансов, экономики и государственной поддержки АПК Министерства Калмыков А.П. В соответствии с данной информацией сумма расходов составила 2 575 346 640 рублей 73 копейки, сумма НДС - 383 803 853 рубля 38 копеек, прямые понесенные затраты - 2 191 542 787 рублей 35 копеек.
В соответствии с содержанием представления, с учетом Акта выездной проверки от 06.09.2019, к субсидированию не могли быть приняты следующие затраты ОАО "Прохладное" по взаиморасчетам с генеральным подрядчиком ООО "Капитал-Инвест" при отсутствии обоснования и расшифровки лимитированных затрат на временные здания и сооружения, а также резерва средств на непредвиденные расходы в общей сумме 13 176 153,34 рублей, а с учетом применения коэффициента перевода стоимости строительно-монтажных работ в цены 1 квартала 2013 года в размере 5,53 - в сумме 72 864 127,97 рублей (без НДС): - затраты на временные здания и сооружения в размере 3,1% в общей сумме 6 487 061,25 рублей (в ценах 2001 года), с учетом 0,5 % зимнего удорожания - 6 519 496,56 рублей (в ценах 2001 года), в соответствии с актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 30.06.2014 N 1-2 в сумме 1 709 738,20 руб., от 30.06.2014 N 3 в сумме 490 103,39 руб., от 30.06.2014 N 3 в сумме 97 744,90 руб., от 01.08.2014 N4 в сумме 340 893,87 руб., от 01.08.2014 N4 в сумме 490 102,31 руб., от 01.08.2014 N4 в сумме 78 263,91 руб., от 15.08.2014 N5 в сумме 131 837,84 руб., от 15.08.2014 N5 в сумме 296 365,91 руб., от 31.08.2014 N6 в сумме 9 037,28 руб., от 31.08.2014 N6 в сумме 564 645,97 руб., от 31.08.2014 N6 в сумме 1 247 403,42 руб., от 15.09.2014 N7 в сумме 475 674,08 руб., от 25.10.2014 N8 в сумме 9 562,58 руб., от 25.10.2014 N8 в сумме 14 509,81 руб., 25.10.2014 N8 в сумме 346 870,05 руб., от 30.06.2015 N9 в сумме 82 960,00 руб., от 30.06.2015 N9 в сумме 101 347,19 руб.; - затраты на непредвиденные расходы в размере 2,6 % в общей сумме 6 656 656,78 руб. (в ценах 2001 года), в соответствии с актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 15.08.2014 N5 в сумме 2 586,92 руб., от 25.10.2014 N15 в сумме 4 069 969,86 руб.
Кроме того, как указано в представлении, к субсидированию также не могли быть приняты затраты ОАО "Прохладное" по взаиморасчетам с генеральным подрядчиком ООО "Капитал-Инвест" при завышении норм расходования песчано-гравийных смесей на общую сумму 101 525 504,64 рублей по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 15.08.2014 N 5 "Холодильные камеры", от 15.08.2014 N 5 "Цех переработки", от 31.08.2014 N 6 "Холодильные камеры", от 31.08.2014 N 6 "Цех переработки", от 31.08.2014 N 7 "Цех переработки".
ОАО "Прохладное" в подтверждении затрат на Строительство ОРЦ к заявлению от 19.05.2016 N 354 на предоставление субсидии приложен договор генерального строительного подряда СК-008/13 от 08.08.2013, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 NN 1-2 от 30.06.2014, 3 от 30.06.2014, 4 от 01.08.2014, 5 от 15.08.2014, 6 от 31.08.2014, 7 от 15.09.2014, 8 от 25.10.2014, 9 от 30.06.2015, 10 от 25.12.2015 (в том числе акты при отсутствии обоснования и расшифровки лимитированных затрат на временные здания и сооружения, а также резерва средств на непредвиденные расходы, с завышении норм расходования песчано-гравийных смесей), платежные поручения N 61 от 20.02.2014 на сумму 1 500 000,00 руб., N 204 от 14.03.2014 на сумму 17 300 000,00 руб., N 206 от 18.03.2014 на сумму 8 300 000,00 руб., N 207 от 18.03.2014 на сумму 7 900 000,00 руб., N 208 от 18.03.2014 на сумму 8 600 000,00 руб., N 212 от 18.03.2014 на сумму 8 300 000,00 руб., N 213 от 18.03.2014 на сумму 11 500 000,00 руб., N 214 от 18.03.2014 на сумму 11 500 000,00 руб., N 215 от 19.03.2014 на сумму 5 799 400,00 руб., N 216 от 19.03.2014 на сумму 14 000 000,00 руб., N 217 от 19.03.2014 на сумму 15 000 000,00 руб., N 218 от 19.03.2014 на сумму 16 000 000,00 руб., N 219 от 19.03.2014 на сумму 15 000 000,00 руб., N 224 от 19.03.2014 на сумму 11 000 000,00 руб., N 225 от 19.03.2014 на сумму 14 000 000,00 руб., N 227 от 20.03.2014 на сумму 12 050 600,00 руб., N 228 от 20.03.2014 на сумму 13 349 400,00 руб., N 229 от 20.03.2014 на сумму 10 000 000,00 руб., N 295 от 14.04.2014 на сумму 55 228 850,69 руб., N 305 от 17.04.2014 на сумму 1 200 000,00 руб., N 321 от 22.04.2014 на сумму 6 554 558,25 руб., N 321 от 22.04.2014 на сумму 24 450 000,00 руб., N 329 от 24.04.2014 на сумму 335 748,00 руб., N 328 от 24.04.2014 на сумму 135 744,00 руб., N 327 от 24.04.2014 на сумму 380 242,80 руб., N 330 от 24.04.2014 на сумму 24 990 481,00 руб., N 331 от 24.04.2014 на сумму 30 250 000,00 руб., N 338 от 25.04.2014 на сумму 150 000 000,00 руб., N 419 от 06.06.2014 на сумму 24 450 000,00 руб., N 454 от 23.06.2014 на сумму 24 450 000,00 руб., N 455 от 23.06.2014 на сумму 2 000 000,00 руб., N 456 от 25.06.2014 на сумму 7 556 886,50 руб., N 458 от 25.06.2014 на сумму 135 744,00 руб., N 457 от 25.06.2014 на сумму 19 480 000,00 руб., N 468 от 27.06.2014 на сумму 63 348 192,42 руб., N 467 от 27.06.2014 на сумму 6 021 800,87 руб., N 476 от 01.07.2014 на сумму 11 696 396,70 руб., N 486 от 04.07.2014 на сумму 807 658,45 руб., N 484 от 04.07.2014 на сумму 964 160,00 руб., N 491 от 09.07.2014 на сумму 1 829 974,00 руб., N 533 от 18.07.2014 на сумму 20 478 429,55 руб., N 543 от 21.07.2014 на сумму 1 734 363,70 руб., N 546 от 21.07.2014 на сумму 47 424 500,00 руб., N 559 от 24.07.2014 на сумму 4 705 739,15 руб., N 560 от 25.07.2014 на сумму 31 845 968,52 руб., N 644 от 30.07.2014 на сумму 28 633 000,00 руб., N 702 от 15.08.2014 на сумму 113 821 543,00 руб., N 708 от 19.08.2014 на сумму 85 196 477,55 руб., N 735 от 22.08.2014 на сумму 29 445 918,47 руб., N 737 от 22.08.2014 на сумму 6 093 557,22 руб., N 748 от 26.08.2014 на сумму 12 804 410,90 руб., N 757 от 28.08.2014 на сумму 18 103 227,39 руб., N 758 от 28.08.2014 на сумму 134 459 000,00 руб., N 835 от 12.09.2014 на сумму 200 000 000,00 руб., N 1153 от 06.11.2014 на сумму 2 985 504,55 руб., N 1154 от 06.11.2014 на сумму 47 757 201,83 руб., N 1233 от 20.11.2014 на сумму 12 500 000,00 руб., N 1247 от 02.12.2014 на сумму 38 460 216,76 руб. (дело NА20-148/2021, т. 3 на 150-тилитах, т. 3 л.д. 1-57).
В соответствии с представленными актами приемки выполненных работ общая стоимость выполненных работ составила 2 924 014 558,94 руб. В оплату этих работ в соответствии с представленными платежными поручениями перечислено 1 493 364 896,27 руб. Представленные платежные поручения не содержат указания на оплату работ по конкретным актам о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Согласно сводной информации о прямых понесенных затратах на создание оптово-распределительного центра (ОРЦ) ОАО "Прохладное" Министерство приняло к субсидированию затраты ОАО "Прохладное" по взаиморасчетам с ООО "Капитал-Инвест" в размере 1 265 082 646,54 руб. без НДС.
С учетом изложенного, доказательств того, что в принятые к субсидированию затраты в сумме 1 265 082 646,54 руб. без НДС включены затраты на оплату работ при отсутствии обоснования и расшифровки лимитированных затрат на временные здания и сооружения, а также резерва средств на непредвиденные расходы в общей сумме 72 864 127,97 рублей (без НДС), при завышении норм расходования песчано-гравийных смесей на общую сумму 101 525 504,64 рублей, не представлено.
Напротив, заключением экспертизы от 07.03.2023 N 026-21-00022/1 установлено, что лимитированные затраты на ВЗиС согласно актам выполненных работ по форме КС-2 (NN 1-9) общей стоимостью 6 487 060,71 руб. в ценах 2001 года являются обоснованными, необоснованное завышение норматива списания при использовании песчано-гравийных смесей на производство работ по актам приемки выполненных работ (форма КС-2) ООО "Капитал-Инвест" при реализации проекта ОРЦ отсутствует.
Следовательно, данные затраты могли быть приняты к субсидированию.
Также согласно Представлению субсидированию не подлежали затраты ОАО "Прохладное" на оплату НДС в сумме 383 347 481,75 рублей.
В свою очередь, в подтверждение понесенных затрат на Строительство ОРЦ ОАО "Прохладное" представило документы о расходах в размере 2 920 176 909 рублей 85 копеек. Из указанных расходов согласно сводной информации о прямых понесенных затратах на создание оптово-распределительного центра (ОРЦ) ОАО "Прохладное" Министерство приняло к субсидированию затраты в размере 2 191 542 787,35 рублей, исключив из относящихся к Строительству ОРЦ расходов ОАО "Прохладное" в общей сумме 2 575 346 640,73 рублей по следующим контрагентам: ООО "Капитал-Инвест", ООО "Дорремстрой", ОАО РБС "Прохладненская", ООО НПО "Компас", ООО "Евроком Гласс", ООО "Лидер Консалтинг", ООО "ТехноСервис", ООО "Весостроительная компания СХТ", ООО "Станочный парк", ООО "ОГМ-Групп", ИП Дешев А.А., ООО "Компания Альфа Пласт", ООО "Производственная фирма "Полет", ООО "Пространство", ООО "Драйв+", ООО "Бумага-С", ООО "Компания "Мегатекс", ООО "Регионснаб", ООО "Крепежный Альянс", ООО "Макрософт", EHO elektrika, Sorma S.p.A., S&B Verpackungsmaschinen GMBH, ИП Ажахметова Ж.С., Минераловодская таможня, ООО "Теплый город", ООО "Джей Эй Эф Рус", ООО "22 Век", ООО "Форест", ООО "ЮгМеталлСбыт", ИП Цой Л.Ф., ООО "ТЭК", ООО "Монтажстройком", ООО "Сабрена", ООО "Погрузчик.Су", ООО "Торговый дом "Тензо-М", ТЕСО S.R.L., ООО "СевкаврентгенД" сумму уплаченного НДС в размере 383 803 853,38 рублей (дело N А20-148/2021 тома 5- 13).
Приложенными к заявлению ОАО "Прохладное" от 19.05.2016 N 354 на предоставление субсидии документами подтверждаются затраты ОАО "Прохладное" в размере 2 596 925 210,25 рублей без учета НДС.
Из заключения экспертизы от 07.03.2023 N 026-21-00022/1 следует, что необоснованное включение в размер прямых понесенных затрат при реализации проекта ОРЦ оплаченного НДС по приобретенным товарам, работам и услугам в представленных для целей субсидирования документах экспертами не обнаружено (т. 3 л.д. 1-5).
Затраты ОАО "Прохладное" по оплате НДС в сумме 383 803 853,38 рублей к субсидированию Министерством не принимались, сумма причитающихся субсидий на сумму НДС не определялась.
Также из представления следует, что субсидированию не подлежали затраты ОАО "Прохладное" на офисную мебель, различную оргтехнику, бытовую химию, сельскохозяйственную технику и прочие в общей сумме 263 213 190,98 рублей.
В соответствии со сводной информацией о прямых понесенных затратах на создание оптово-распределительного центра (ОРЦ) ОАО "Прохладное" из указанных в Представлении затрат в размере 263 213 190,98 рублей Министерство приняло к субсидированию затраты всего на сумму 28 519 539,76 руб. по следующим контрагентам: 1) ООО "Станочный парк", в сумме 100 000 руб.; 2) ООО "ОГМ-Групп" в сумме 23 600,85 руб.; 3) ООО "Производственная фирма "Поллет" в сумме 204 216,10 руб.; 4) ООО "Пространство", в сумме 1 436 260,17 руб.; 5) ООО "Драйв", в сумме 248 516,95 руб.; 6) ООО "Бумага-С" в сумме 279 892,44 руб.; 7) ООО "Мегатекс", в сумме 350 391,53 руб.; 8) ООО "Регионсаб", в сумме 108 474,58 руб.; 9) ООО "Макрософт" в сумме 266 711,86 руб.; 10) ОАО РБС "Прохладненская" в сумме 24 599 125,42 руб. (3 362 619,49 руб. + 21 236 505,93 руб.); 11) ООО "Погрузчик.су", в сумме 902 349,86 руб.
Между тем, в соответствии с определением оптово-распределительного центра в Правилах N 624 и Порядке N 270-ПП при оценке возможности отнесения конкретных затрат к прямым затратам по созданию такого центра следует исходить из того, что к ним должны быть отнесены затраты на создание функционирующего комплекса, включающего в себя не только здания, сооружения, но и системы для переработки, хранения, упаковки, ветеринарного и иного контроля, лаборатории, программное обеспечение, и иное оснащение для полноценной работы ОРЦ после завершения его создания.
Согласно пункту 3.9 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), основанием для определения сметной стоимости строительства являются: исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, пояснительные записки к проектным материалам; действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь; отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 3.11 МДС 81-35.2004 под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание или сооружение со всеми относящимися к нему обустройствами, оборудованием, мебелью, инвентарем и т.п. Сметная стоимость строительства может включать в себя, в том числе, затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты (пункт 3.14).
Согласно пункту 4.10 МДС 81-35.2004, стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), может включать в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль. Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря); технических (эксплуатации строительных машин и механизмов); трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
В силу приведенных положений МДС 81-35.2004 сметная стоимость объекта строительства включает в себя не только затраты на возведение непосредственно здания, сооружения, но и на его обустройство, оборудование, мебель, инвентарь и прочие, связанные с обеспечением функционирования объекта.
Из заключения эксперта от 07.03.2023 N 026-21-00022/1 следует, что стоимость мебели, машин и оборудования учтена в локальных сметных расчетах в составе проектной документации на Строительство ОРЦ. Указанное соответствует пункту 4.10 МДС 81-35.2004 (т. 3 л.д. 5).
Исходя из приведенного в Правилах N 624 и Порядке N 270-ПП определения оптово-распределительного центра, а также положений МДС 81-35.2004 о сметной стоимости объекта, суд первой инстанции признал возможным отнести к субсидируемым затратам - 28 519 539,76 руб., поскольку эти затраты ОАО "Прохладное" на приобретение офисной мебели, офисной техники, столового оборудования, станков, верстаков, складского оборудования и оборудования для приемки продукции, специализированного программного обеспечения понесены в период Строительства ОРЦ в соответствии с Актом N 01 приемки законченного строительством объекта от 04.12.2015, обеспечивают организацию рабочих мест, возможность ремонта инвентаря, оборудования в процессе функционирования оптово-распределительного центра, возможность приема и хранения сельскохозяйственной продукции, использование автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, то есть обеспечивают соблюдение требований, предъявляемых законодательством к оптово-распределительному центру как объекту агропромышленного комплекса.
Таким образом, отсутствие четкой регламентации подлежащих субсидированию затрат и возможностью иной оценки допустимости отнесения к прямым затратам на Строительство ОРЦ принятых Министерством затрат в сумме 28 519 539,76 руб., даже при доказанности невозможности отнесения этих затрат к субсидируемым, такой факт не будет являться основанием для вывода о необоснованном определении субсидии на часть затрат.
При таких обстоятельствах, затраты на уплату НДС, на приобретение сельскохозяйственной техники, расходы на проектирование и авторский надзор не были заявлены для целей субсидирования, обстоятельств завышения нормативов списания при использовании песчано-гравийных смесей; отсутствие обоснования и расшифровки лимитированных затрат на временные здания и сооружения, а также необоснованного резерва средств на непредвиденные расходы не установлены судебной экспертизой.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приложенные к заявлению ОАО "Прохладное" на предоставление субсидии от 19.05.2016 N 354, подтверждают затраты, относимость которых для целей субсидирования Представлением не опровергнута, в большем размере, чем 2 132 175 215 рублей, исходя из которого определена сумма субсидии. Министерством не доказательств получения должником необоснованного размера субсидии и не представлены доказательства, подтверждающие размер необоснованного субсидирования должника. Понесенный должником затраты были согласованы и их фактическое осуществление проверено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности финансирования указанных затрат на строительство спорного ОРЦ. Следовательно, в данном случае вина должника не установлена, увеличение суммы субсидирования не имеется.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска Министерством срок исковой давности, предусмотренного статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что судом не учтено, что сумма завышенной субсидии установлена представлением УФК по КБР от 10.10.2019 N 0400-21-14/3861, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Так в соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Из пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение представления в установленный срок является основанием для вынесения предписания, содержащего обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию. В свою очередь неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Таким образом, Представление не является безусловным основанием для взыскания с получателя бюджетных денежных средств, в случае его неисполнения выносится предписание, неисполнение предписания является основанием для обращения в суд, который рассматривает обоснованность требований о взыскании ущерба на основании доказательств наличия ущерба и оснований для его взыскания.
В данном случае, судом проверена обоснованность требования о взыскании, в удовлетворении которого отказано.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу повторяют доводы заявления, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2023 по делу N А20-3641/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3641/2017
Должник: ОАО "Прохладное"
Кредитор: ПАО "Сбербанк России"
Третье лицо: НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада", ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ", ООО "Финансовые и бухгалтерские консультанты", УФНС РФ по КБР, УФРС
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11587/2023
02.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10848/2023
15.09.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
11.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
24.07.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
21.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
31.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
14.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14225/2022
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12699/2022
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12726/2022
29.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10518/2022
31.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9235/2022
28.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9622/2022
19.10.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
27.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
27.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
14.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7759/2022
19.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5916/2022
19.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7760/2022
19.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7757/2022
27.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
14.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6790/2022
13.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
12.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
03.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
02.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
29.04.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
27.04.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
20.04.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
14.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13995/2021
02.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
11.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11047/20
16.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
09.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
02.06.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3641/17
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3641/17
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3641/17
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3641/17
21.09.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
20.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8407/18
20.09.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
28.08.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
08.08.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
24.07.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18
10.04.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1318/18