город Москва |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А40-49467/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гончарова В.Я., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Экотехпром"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 сентября 2023 года по делу N А40-49467/23
по иску Товарищества собственников жилья "Фестиваль"
(ИНН 7723172371, ОГРН 1037739717212)
к Акционерному обществу "Экотехпром"
(ИНН 7706043312, ОГРН 1027739016161)
третье лицо: ООО "МСК-НТ"
о урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании:
от истца Объедков В.А. по протоколу N 22 от 19.03.2022,
от ответчика Кондрашов Р.Е. по доверенности от 18.10.2023,
Тарасова М.Д. по доверенности от 28.11.2023,
от третьего лица Лиманская Р.А. по доверенности от 21.06.2023.
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Фестиваль" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Экотехпром" (правопреемник ГУП города Москвы "Экотехпром" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращении с твердыми коммунальными отходами N 5-6-51/23 от 01.01.2023.
Решением суда от 14.09.2023 урегулированы разногласия по указанному договору в редакции Истца.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика заявил ходатайство о замене Истца его правопреемником Акционерному обществу "Экотехпром" в связи с реорганизацией Истца в форме преобразования.
В обоснование заявленного ходатайства представлены соответствующие доказательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.48 АПК РФ, приходит к выводу о замене Истца, выбывшего из спорного правоотношения в связи с реорганизацией в форме преобразования, правопреемником Акционерным обществом "Экотехпром".
Представитель Ответчика поддержал требования и доводы жалобы; представитель Истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы; представитель Третьего лица поддержал позицию Ответчика.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Установлено, что разногласия Истца по договору заключались в следующих пунктах:
п.3.1 договора
"Величина единого тарифа на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 841 (восемьсот сорок один) рубль 77 копеек за 1 метр кубический ТКО. Ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору составляет 40 968 (сорок тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 95 копеек. Общая сумма настоящего договора в год составляет 491 627 (четыреста девятьсот одна тысяча шестьсот двадцать семь) рублей 40 копеек.
В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период.
п.8 договора
"С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО (КГО) в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ГКО (КГО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 50 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: по количеству и объему вывезенных контейнеров для складирования ТКО и КГО.
п.8.1 договора
"Количество фактически вывезенного объема ТКО и КГО определяется исходя из фактического количества контейнеров ТКО и КГО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору, умноженных на объем контейнеров. Фактическое количество вывезенных контейнеров фиксируется Потребителем".
столбец 8 Приложение N 1 к договору N5-6-51/23 от 01 января 2023 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами столбец
"Расчетное кол-во ТКО (м.куб.месяц): 48,67.
столбец 9 Приложения N 1 к договору N5-6-51/23 от 01 января 2023 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами столбец
"Расчетное кол-во КГО (м.куб.месяц)": по заявке.
Между тем, предложенная Истцом и принятая судом первой инстанции редакция указанных пунктов договора не соответствует норма специального законодательства, регулирующего правоотношения сторон в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок заключения договора определен Правилами обращения с ТКО. В соответствии с и.8.16 Правил обращения с ТКО, в случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Поскольку ООО "МСК-НТ" в адрес Истца письмом от 10.02.2023 N 04-237/23 был направлен договор с учетом протокола урегулирования разногласий, который Истцом получен 23.02.2023, следовательно в соответствии с и.8.16 Правил обращения с ТКО договор считается заключенным сторонами в редакции направленного Региональным оператором проекта договора с учетом протокола урегулирования разногласий от 07.02.2023 г.
Истец просит урегулировать разногласия, касающиеся учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов одним из способов: исходя из количества и объёма вывезенных контейнеров для складирования ТКО и КТО и стоимости их оплаты.
Вместе с тем, заявленные требования не соответствуют действующему нормативному законодательству.
Единственный возможный способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов, который может быть определен договором на оказание услуг по обращению с ТКО между Истцом и Ответчиком - расчетный способ, исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее- Правила N 505).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядком расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1812-ПП (далее - Порядок расчета) определяются способы и алгоритм расчета платы за оказание услуги по обращению с ТКО, в том числе платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам, являющимся собственниками ТКО, или уполномоченным ими лицам, заключившим или обязанным заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - Потребители).
В соответствии с положениями абзаца третьего подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, абзаца третьего пункта 148(30) и абзаца второго пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), начисление платы за оказание услуги по обращению с ТКО, в том числе платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (далее также - услуга по обращению с ТКО), за расчетный период (месяц) осуществляется одним из двух способов:
исходя из 1/12 норматива накопления ТКО в период с января по декабрь отчетного года, с последующим формированием корректирующего расчета по итогам отчетного года;
исходя из фактического суммарного объема ТКО за год, накопленных в местах накопления отходов (далее - МНО), указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Кроме того, согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен при наличии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
При этом согласно статье 6 указанного Закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 и 2.4 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы (далее - Порядок накопления ТКО), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП, данный порядок устанавливает требования к осуществлению накопления, в том числе, раздельного накопления ТКО, групп однородных отходов (далее - ГОО), регулирует деятельность по вовлечению полезных компонентов, содержащихся в них, в хозяйственный оборот.
Накопление ТКО (в том числе их раздельное накопление), ГОО осуществляется Потребителями с разделением на категории:
смешанные ТКО, накапливаемые без выделения ГОО;
ГОО, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
Накопление ГОО осуществляется несколькими ГОО совместно в соответствии с перечнем вторичных материальных ресурсов, в том числе вторичных материальных ресурсов, подлежащих раздельному накоплению, утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, в емкостях, предназначенных для раздельного накопления таких групп однородных отходов. Как следует из пункта 3.8. Порядка накопления ТКО необходимое количество емкостей на МНО, их вместимость и тип определяются договором, заключенным Потребителем с Региональным оператором, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества Потребителей, использующих в соответствии с договором МНО, фактических данных о накоплении Смешанных отходов, групп однородных отходов. Запрещается устанавливать емкости вне МНО, запрещается перемещать емкости, установленные в МНО, за пределы МНО. В случае если подъездные пути к МНО заблокированы, допускается перемещение емкостей из МНО к месту погрузки ТКО в транспортное средство (мусоровоз).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно п. 3 и п. 4 указанных Правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Таким образом, раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твёрдых коммунальных отходов. (Данная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от 22.07.2021 N 305-ЭС21- 11542 по делу N А40-198241/2019, Определение Верховного суда РФ от 26.07.2023 N 305- ЭС23-11791 по делу N А40-92612/22-138-698).
Пунктом 4.6. Порядок накопления ТКО установлено, что в случае, если в качестве МНО используется система мусороудаления многоквартирного дома (мусоропровод), в мусоросборных камерах устанавливаются емкости с серой цветовой индикацией для смешанных ТКО, при этом накопление групп однородных отходов обеспечивается вне системы мусороудаления многоквартирного дома (мусоропровода).
Накопление ТКО осуществляется Истцом в мусорокамерах, следовательно, раздельный сбор накопленных ТКО Истцом не ведется (фотоматериалы представлены в материалы дела).
Кроме этого, в материалах дела представлено письмо Управы района Марьина города Москвы (от 22.06.2023 N СЛ-2536), в котором Управа подтверждает отсутствие у Истца собственного МНО, а также подписанного соглашения на использование МНО ГБУ "Жилищник района Марьино.
Таким образом, Истцом не были доказаны условия, при которых Потребитель может выбрать способ расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Договор подлежит заключению в редакции проекта типового договора с учетом протокола урегулирования разногласий от 07.02.2023, в редакции Ответчика.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2023 года по делу N А40-49467/23 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2023 N 5-6-51/23 между ТСЖ "Фестиваль" и АО "Экотехпром" в лице ООО "МСК-НТ" в редакции проекта типового договора с учетом протокола урегулирования разногласий от 07.02.2023, изложив пункты договора в редакции ГУП "Экотехпром", а именно:
- п. 3.1 Договора от 01.01.2023 N 5-6-51/23
"Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 841 (восемьсот сорок один) руб. 77 копеек за 1 метр кубический тко.
Ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивает Региональному оператору по настоящему Договору составляет 82 453 (восемьдесят две тысячи четыреста пятьдесят три) рубля 06 копеек.
Общая сумма настоящего договора составляет 989 436 (девятьсот восемьдесят девять тысяч четыреста тридцать шесть) рублей 72 копейки.
В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период".
- п. 8 Договора от 01.01.2023 N 5-6-51/23
"С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: Расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
- столбец 8 Приложения N 1 к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами столбец 8 "Расчетное кол-во ТКО (м.куб. месяц)": 97,952".
- Столбец 9 Приложения N 1 к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами столбец 9 "Расчетное кол-во КТО (м.куб. месяц)": По заявке"
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49467/2023
Истец: ТСЖ "ФЕСТИВАЛЬ"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Третье лицо: ООО "МСК-НТ"