г. Москва |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А40-49467/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Машина П.И.,
судей Борсовой Ж.П., Коваля А.В.,
при участии в заседании:
от истца: Объедков В.А. председатель правления (протокол N 2/24 от 25.03.2024);
от ответчика: Тарасова М.Д. по доверенности от 28.11.2023;
от третьего лица: Лиманская Р.А. по доверенности от 21.06.2024;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Фестиваль"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2024 года по делу N А40-49467/2023,
по иску товарищества собственников жилья "Фестиваль" к акционерному обществу "Экотехпром" (правопредшественник - государственное унитарное предприятие города Москвы "Экотехпром") об урегулировании разногласий,
с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Фестиваль" (далее - товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу "Экотехпром" (правопреемник ГУП города Москвы "Экотехпром") (далее - общество, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращении с твердыми коммунальными отходами N 5-6-51/23 от 01.01.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2024 года урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 5-6-51/23 от 01.01.2023, в части условий, изложенных в пунктах 3.1, 8, 8.1 договора, столбцах 8, 9 Приложения N 1 к договору, в редакции истца.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2024 года решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2024 года отменено, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2023 N 5-6-51/23 между ТСЖ "Фестиваль" и АО "Экотехпром" в лице ООО "МСК-НТ" в редакции проекта типового договора с учетом протокола урегулирования разногласий от 07.02.2023, пункты договора изложены в редакции ГУП "Экотехпром", а именно:
- п. 3.1 Договора от 01.01.2023 N 5-6-51/23 "Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 841 (восемьсот сорок один) руб. 77 копеек за 1 метр кубический тко.
Ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивает Региональному оператору по настоящему Договору составляет 82 453 (восемьдесят две тысячи четыреста пятьдесят три) рубля 06 копеек.
Общая сумма настоящего договора составляет 989 436 (девятьсот восемьдесят девять тысяч четыреста тридцать шесть) рублей 72 копейки.
В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период".
- п. 8 Договора от 01.01.2023 N 5-6-51/23 "С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: Расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
- столбец 8 Приложения N 1 к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами столбец 8 "Расчетное кол-во ТКО (м. куб. месяц)": 97,952".
- Столбец 9 Приложения N 1 к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами столбец 9 "Расчетное кол-во КТО (м. куб. месяц)": По заявке".
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, товарищество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит его отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2024 года оставить в силе.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Представленный АО "Экотехпром" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Из представленных в материалы дела документов судами при рассмотрении спора по существу установлено, что приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 N 01-01-13-105/21 ГУП "Экотехпром" присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на срок до 31.12.2029.
ТСЖ "Фестиваль" получило от ГУП "Экотехпром" в лице ООО "МСК-НТ" проект Договора N 5-6-51/23 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2023, на который со стороны ТСЖ "Фестиваль" направлен протокол разногласий в части условий данного договора, а именно в отношении пунктов 3.1., 8, 8.1., столбцов 8 и 9 Приложения N 1 к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023.
21.02.2023 ТСЖ "Фестиваль" получило от ООО "МСК-НТ" письмо от 10.02.2023 с протоколом урегулирования разногласий к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023. Протокол урегулирования разногласий со стороны ТСЖ "Фестиваль" не подписан.
Из представленного протокола урегулирования разногласий следует, что ГУП "Экотехпром" в лице ООО "МСК-НТ" готово принять редакцию ТСЖ "Фестиваль" спорных условий договора только в отношении столбца 9 Приложения N 1 к Договору N 5-6-51/23 от 01.01.2023, в остальной части протокол разногласий был отклонен ГУП "Экотехпром" в лице ООО "МСК-НТ", в связи с чем у сторон остались разногласия по условиям Договора N 5-6- 51/23 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2023.
Поскольку ответчик протокол разногласий не принял, истец передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации 12.11.2016 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения расчета ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО и урегулировании разногласий, возникший при заключении договора, в редакции истца.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в многоквартирном доме, по адресу: ул. Перерва, д. 39, имеется отдельно мусорокамера, в которой расположено два контейнера, и которые ежедневно вывозятся ГУП "ЭКОТЕХПРОМ" в лице ООО "МСК-НТ". Объем каждого контейнера составляет 0,8 куб.м., объем двух контейнеров составляет 1,60 куб.м., вывоз производится ежедневно. Исходя из количества и объема контейнеров, объем оказания услуг за год составляет 1,60 куб.м. х 365 дней = 584,00 куб.м., соответственно, за один месяц - 584,00 куб.м. /12 мес. = 48,67 куб.м. В свою очередь, общество в предложенной им редакции договора за каждый месяц просит оплачивать 97,952 куб.м., при этом ГУП "ЭКОТЕХПРОМ" физически не может оказать такой объем услуг, поскольку ограничен количеством и объемом вывозимых контейнеров.
Суд апелляционной инстанции, действуя в пределах полномочий, предоставленных статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повторно исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Кодекса, руководствуясь теми же нормами права, а также Порядком расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1812-ПП (далее - Порядок расчета), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определениях от 22.07.2021 N 305-ЭС21-11542, от 26.07.2023 N 305-ЭС23-11791, не согласился с выводами суда первой инстанции и, установив, что раздельный сбор накопленных ТКО товариществом не ведется, накопление ТКО осуществляется истцом в мусорокамерах, а также собственного МНО (площадки) у истца не имеется, решение суда первой инстанции отменил, принял по делу новый судебный акт, которым урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2023 N 5-6-51/23, в редакции проекта типового договора с учетом протокола урегулирования разногласий от 07.02.2023, указав на обоснованность применения между сторонами расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований не согласиться с указанными выводами суд кассационной инстанции не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судом установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора от 13.12.2023, при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора от 13.12.2023).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
При наличии в субъекте Российской Федерации введения раздельного сбора отходов (постановление Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве"; Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП), хозяйствующим субъектом должно быть организовано фактическое выполнение потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
Согласно п. 3 и п. 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из пункта 20 и пункта 21 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Согласно пункту 3.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813- ПП (далее - Порядок накопления ТКО), необходимое количество емкостей на МНО, их вместимость и тип определяются договором, заключенным Потребителем с Региональным оператором, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества Потребителей, использующих в соответствии с договором МНО, фактических данных о накоплении смешанных отходов, групп однородных отходов. Запрещается устанавливать емкости вне МНО, запрещается перемещать емкости, установленные в МНО, за пределы МНО. В случае если подъездные пути к МНО заблокированы, допускается перемещение емкостей из МНО к месту погрузки ТКО в мусоровоз (пункты 3.9. - 3.10 Порядка накопления ТКО).
Пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Учитывая указанные положения, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (определение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N 305-ЭС21-11542).
Накопление ТКО потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, возможно при наличии заключенного соглашения (договора) об использовании МНО.
В соответствии с 2.1(1) Порядка накопления ТКО допускается накопление ТКО потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, при условии заключения между потребителем и лицом, ответственным за содержание МНО, в установленном порядке соглашения (договора) об использовании МНО.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец не имеет собственной контейнерной площадки для раздельного сбора ТКО. Накопление ТКО осуществляется истцом в мусорокамерах, следовательно, раздельный сбор накопленных ТКО, не ведется.
В материалах дела также представлено письмо Управы района Марьина города Москвы (от 22.06.2023 N СЛ-2536), в котором Управа подтверждает отсутствие у истца собственного МНО, а также подписанного соглашения на использование МНО ГБУ "Жилищник района Марьино".
Таким образом, истцом не доказаны условия, при которых потребитель может выбрать способ расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, основываясь на представленных сторонами доказательствах, правильно применив нормы материального права, сделал соответствующий обстоятельствам дела вывод об обоснованности применения расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО и урегулировании разногласий, возникший при заключении договора в редакции ответчика.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Правила N 505 не содержат ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку фактически свидетельствуют о несогласии с оценкой судом имеющихся в деле доказательств и, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Доказательств соблюдения процедуры по организации раздельного накопления ТКО, предусмотренной Порядком накопления ТКО, истцом в материалы дела не представлено.
Несоблюдение потребителем утвержденного на территории города Москвы порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2024 года по делу N А40-49467/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
П.И. Машин |
Судьи |
Ж.П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Учитывая указанные положения, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (определение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N 305-ЭС21-11542)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2024 г. N Ф05-14816/24 по делу N А40-49467/2023