город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2023 г. |
дело N А32-55107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой А.О.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Динского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2023 по делу N А32-55107/2022 по иску администрации муниципального образования Динского района (ИНН 2330024645 ОГРН 1022303619140) к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожная Инжинирия" (ИНН 2373011513 ОГРН 1162373051389) о запрете деятельности,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Динской район (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожная Инжинирия" (ООО "ДИН") о запрете деятельности ООО "ДИН" по эксплуатации растворобетонного узла, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0809033:25 по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Железнодорожная, 267.
Судом рассмотрено и отклонено ходатайство ответчика об отложении судебного заседания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:080933:25 используется ответчиком с нарушением градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки Динского сельского поселения в части размещения на участке растворобетонного узла.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2014 года между администрацией муниципального образования Динской район (арендодатель) и Салиным А.Е. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 0700003700 (далее - договор), по условия которого арендодатель предоставил арендатору за плату в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:07:0809033:25 общей площадью 28 899 кв. м, вид разрешенного использования - для размещения склада, цеха по производству строительных материалов, по адресу: Краснодарский край, Динской район, станица Динская, улица Железнодорожная.
27 октября 2016 года по договору уступки прав и обязанностей аренды земельного участка Салин А.Е. уступил ООО "ДИН" права и обязанности арендатора земельного участка по спорному договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 4.3.8, и 4.3.9 договора арендатор обязан при использовании земельного участка не наносить ущерба окружающей среде и не допускать действия, приводящие к ухудшению экологической обстановки.
Истец считает, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:080933:25 используется правообладателем с нарушением градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки Динского сельского поселения в части размещения на участке растворобетонного узла.
Администрация считает, размещение растворобетонного узла на территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0809033:25, расположенного в территориальной зоне П-5 действующими ПЗЗ не предусмотрено, а учитывая расположение данного растворобетонного узла в непосредственной близости от жилого сектора, деятельность по производству бетона может нести угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения вреда окружающей среде.
В адрес арендатора, в лице директора ООО "Дин" Пескова Г.В., было направлено письмо (от 23.06.2022 исх. N 04-03/1842) о принятии исчерпывающих комплексных мер, ориентированных на соблюдение законодательства об эпидемиологическом благополучии, об охране окружающей среды и условий договора аренды земельного участка, в части санитарного состояния используемого земельного участка с учетом территориальной зоны и положений о санитарной квалификации предприятия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
При принятии судебного акта суд руководствовался следующим.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно положениям статей 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации предусматривают необходимость приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие путем обращения с заявлением в уполномоченный орган при использовании его не по назначению. Соблюдение положений приведенного законодательства Российской Федерации зависит от действий самого ответчика.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения (пункт 10 и 20 части 1 статьи 14 названного Закона).
С целью устранения выявленных администрацией нарушений земельного законодательства со стороны ООО "Дорожная Инжинирия" были произведены следующие работы: подготовлен проект санитарно-защитной зоны для реконструкции цеха по производству железобетонных изделий, на основании указанного проекта подготовлено экспертное заключение от 26.10.2022 года, согласно которому представленные в проекте расчеты на границе жилой зоны, на границе нормируемых территорий (территория ООО "Динской Консервный Завод", территория ООО "ДПЗ", участок под размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, участок иод овощеводство, участок для эксплуатации нежилого здания с пристройками МДОУ детский сад N 13) и на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны уровня совокупного воздействия на окружающую среду для реконструкции цеха по производству железобетонных изделий общества, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст-ца Динская, ул. Железнодорожная, 267 (КЫ ЗУ 23:07:0809033:25) соответствуют требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", раздел III "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", раздел I "Гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", раздел V. Физические факторы (за исключением ионизирующего излучения).
ООО "ДИН" также получено санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.11.2022, которым удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
15 ноября 2022 года ООО "ДИН" получено Решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по установлению санитарно-защитной зоны для ООО "Дорожная инжинирия" с учетом реконструкции цеха по производству желзобетонных изделий.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Динского сельского поселения Динского района в границах территориальной зоны П-5 возможно размещение предприятий, производств и объектов V класса опасности с Санитарно-защитной зоной -50 метров Частями 6, 8 статьями 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к Генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий.
Основной принцип, лежащий в основе зонирования, заключается в выявлении территориального резерва, оценке его и предложение комплекса мероприятий, направленных на реабилитацию территорий в условиях градостроительного использования. Выделение на схемах зон, предполагаемых к реализации защитных мероприятий, носит рекомендательный характер. Это объясняется необходимостью проведения дополнительной технико-экономической опенки защитных мероприятий, {из Комментарий к статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с требованиями пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучны населения", при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
ООО "Дорожная Инжинирия" провело комплекс мероприятий по подготовке научно-технической документации по разработке проектной санитарно-защитной зоны для определения класса опасности предприятия и негативного воздействия на окружающую среду, согласованию и утверждению возможности размещения (реконструкции) цеха по производству железобетонных изделий, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст-ца Динская, ул. Железнодорожная, 267 (КН ЗУ 23:07:0809033:25).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. В настоящее время порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон определен в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222).
ООО "ДИН" получено решение органа исполнительной власти Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 15.11.2022 23-00-03/19-15074-2022.
Указанное Решение утверждает класс опасности предприятия и возможность его размещения (реконструкции). Для общества решением определен III класс опасности предприятия (4.3. К классу 111 относятся:4.3.14 Промышленный объект по производству бетона, бетонных изделий, железобетонныхизделий, конструкций). Также Федеральной кадастровой палатой Росреестра присвовен кадастровый номер Зоны с особыми условиями использования предприятия (ЗОУИТ СЗЗ) 23:07-6.2486.
В соответствии с пунктом 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон от 03.03.2018 N 222, - санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвилсимости", что с одной стороны не соответствует существующей территориальной зоне П5 ПЗЗ, но учитывая проведенный комплекс мероприятий, решение об утверждении зоны с особыми условиями использования выданный органом исполнительной власти Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 15.11.2022 23-00-03/19-15074-2022, внесение присвоенной ЗОУИТ СЗЗ в единый государственный реестр, а так же согласно части 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий.
Из приведенных норм следует, что санитарно-защитные зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий, обязательно отображаются на картах в составе генерального плана и правил землепользования и застройки.
Так же в соответствии с пунктами 3, 5 части 2 статья 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий; (пункт 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
Учитывая вышеизложенное и с целью приведения в соответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, отображенных в Едином государственном реестре недвижимости и установлением зоны с особыми условиями использования территории, администрации необходимо рассмотреть вопрос внесения изменений в Генеральный план территории и Правила землепользования и застройки Динского сельского поселения Динского района, в части отображения на них установленной границы санитарно-защитной зоны и приведения в соответствие территориальной зоны.
Со стороны ООО "Дорожная Инжинирия" приняты возможные меры и проведены необходимые мероприятия для приведения землепользования в соответствие с требованиями действующего земельного законодательства, администрации остается рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в генеральный план территории и правила землепользования и застройки Динского сельского поселения Динского района.
Суд отметил, что администрация не наделена соответствующими полномочиями на обращение с настоящим иском в суд, поскольку контроль за надлежащим использованием земельных участков осуществляется органами исполнительной власти в рамках административных процедур в соответствии с их компетенцией.
Исходя из положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2017 N 308-ЭС16-20610.
Материалы дела не содержат доказательств наличия угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среды, эксплуатацией спорного объекта.
В силу пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Пункт 2 названной статьи закрепляет право суда возложить на ответчика обязанность прекратить или приостановить соответствующую деятельность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ администрация не представила иных доказательств того, каким образом спорный объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатацией спорного объекта наносится ущерб окружающей среде либо нарушаются публичные интересы (права других лиц).
О назначении экспертизы не заявлено, в том числе в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2023 по делу N А32-55107/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55107/2022
Истец: Администрация МО Динской район, администрация муниципального образования Динской район
Ответчик: ООО "Дорожная Инжинирия " "ДИН", ООО "Дорожная инжинирия"
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12955/2023
16.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13521/2023
07.07.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55107/2022
01.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7603/2023