г. Москва |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А40-22857/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2023 по делу N А40-22857/23,
по иску ИП Рыбаковой Л.Б.
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании действий, записи, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Егоров С.В. дов. от 23.04.2019, Рыбакова Л.Б. лично, паспорт |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. дов. от 24.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
ИП Рыбакова Л.Б. (заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве (ответчик, Управление) по снятию с кадастрового учета помещений с кадастровыми номерами 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156, входящих в состав здания с кадастровым номером 77:03:0003020:1146 по адресу: г. Москва, ул. Б. Черкизовская, вл. 30Б, принадлежащего Заявителю на праве собственности, о признании недействительной записи в ЕГРН от 31.01.2023 года о снятии с кадастрового учета объектов с кадастровыми номерами: 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156, расположенных в здании с кадастровым номером 77:03:0003020:1146.
Решением от 11.05.2023 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно заявлению, из полученных 04.02.2023 года выписок ЕГРН на помещения с кадастровыми номерами 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156, стало известно, что перечисленные помещения 31.01.2023 года были сняты с кадастрового учета.
При этом никаких заявлений о снятии с кадастрового учета данных помещений в Управление Росреестра по Москве заявитель не подавала, здание и помещения не прекращали своего существования, право собственности Заявителя на объекты недвижимости также не прекращено.
Посчитав, что запись в ЕГРН от 31.01.2023 о снятии с кадастрового учета объектов с кадастровыми номерами: 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156, расположенных в здании с кадастровым номером 77:03:0003020:1146, является недействительной, а соответствующие действия Управления Росреестра по Москве не законны, нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ИП Рыбаковой Л.Б. требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемых действий регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что помещения с кадастровыми номерами 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156 были поставлены на кадастровый учет 25.05.2012 года одновременно со зданием с кадастровым номером 77:03:0003020:1146.
Данные о здании и входящих в его состав помещениях внесены в государственный кадастр недвижимости 24.05.2012 года на основании Технического паспорта объекта от 01.12.2010 года по результату проведенных в 2010 году кадастровых работ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 года по делу N А40-120052/2022 было признано незаконным уведомление Управления Росреестра по Москве об отказе в исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН о здании с кадастровым номером 77:03:0003020:1146.
Суд обязал Управление Росреестра Москве устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении помещения II, комнат 23-27, расположенных на объекте недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003020:1146 по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, вл. 30Б в установленном законном порядке. Решение вступило в законную силу 15 декабря 2022 года.
31.01.2023 Управлением Росреестра по Москве были сняты с кадастрового учета все помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером 77:03:0003020:1146.
Статья 16 АПК РФ закрепляет принцип обязательности судебных актов и представляет собой конкретизацию положения ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 66-КГ18- 16, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан такой судебный акт.
Управление указывает, что помещения с кадастровыми номерами 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156 были учтены в составе здания с кадастровым номером 77:03:0003020:1146 ошибочно, и подлежали снятию с кадастрового учета в 2016 году при удалении ошибочно присвоенного в 2016 году номера 77:03:0003020:1047 зданию, имеющему с 2012 года кадастровый номер 77:03:0003020:1146. Указанная ошибка была исправлена 31.01.2023 при исполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 года по делу N А40-120052/2022, путем снятия помещений с кадастрового учета.
Однако, содержание вступившего в законную силу решения по делу N А40-120052/2022 не вызывает неоднозначного толкования, в тексте судебного акта отсутствуют неясные выводы, нет противоречий, неточностей, приводящих к двоякому толкованию. В чем именно заключается ошибка и способ ее исправления указаны в судебном акте. Никаких указаний о снятии с кадастрового учета помещения 77:03:0003020:6154, либо иных помещений, входящих в состав здания, ни в мотивировочной, ни в резолютивной части решения по делу N А40-120052/2022 не содержится.
При этом, заявителем представлены постановления о возбуждении исполнительного производства N 10037/23/98077-ИП от 20.02.2023 года и постановление о возобновлении исполнительного производства N 10037/23/98077-ИП от 24.04.2023 года), согласно которым Решение суда по делу N А40-120052/2022 до настоящего момента не исполнено.
В соответствии с 4 ч ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета часть помещения, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае:
1) снятия с государственного кадастрового учета соответствующего помещения или здания, сооружения, в котором расположено помещение, в связи с прекращением их существования;
2) прекращения прав на такую часть помещения.
Согласно Выпискам из ЕГРН, помещения, входящие в состав здания (кадастровые номера: 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156) поставлены на кадастровый учет 25.05.2012 года вместе с присвоением кадастрового номера зданию 77:03:0003020:1146, т.е., до вступления в силу закона.
До настоящего времени помещения не прекратили своего существования, единственным собственником здания и всех помещений, входящих в его состав, согласно выпискам ЕГРН является Рыбакова Л.Б.
В соответствии с 4 ч. ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" у Управления Росреестра отсутствуют правовые основания для снятия с кадастрового учета помещений, поставленных на кадастровый учет 24.05.2012 года с момента присвоения кадастровых номеров. Неоспоримых доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Законом о недвижимости установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость). В силу части 1 статьи 8 Закона N 218- ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что действия Управления Росреестра по Москве по снятию с кадастрового учета помещений с кадастровыми номерами 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156, входящих в состав здания с кадастровым номером 77:03:0003020:1146, внесенная им запись, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в ЕГРН информации о кадастровом учете помещений с кадастровыми номерами: 77:03:0003020:6153, 77:03:0003020:6154, 77:03:0003020:6155, 77:03:0003020:6156, расположенных в здании с кадастровым номером 77:03:0003020:1146.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.05.2023 по делу N А40-22857/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22857/2023
Истец: Рыбакова Людмила Борисовна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31132/2023
03.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28445/2024
19.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31132/2023
14.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49087/2023
11.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-22857/2023