город Самара |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А72-2492/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
с участием:
от заявителя - Мартынова Ю.А., доверенность от 15 сентября 2023 года,
от управления - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2023 года по делу N А72-2492/2023 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" (ИНН 7325042140, ОГРН 1037300989692), город Ульяновск,
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ИНН 6315800795, ОГРН 1046300456058), город Самара,
с участием третьих лиц:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" (ИНН 5260084347, ОГРН 1025203025792), город Нижний Новгород,
Общество с ограниченной ответственностью "УКУЛАБ" (ИНН 1659170077, ОГРН 1161690085370), город Казань Республики Татарстан,
Ульяновский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 6319164389, ОГРН 1126319007100), город Ульяновск,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - управление), с привлечением в качестве третьих лиц Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", Общество с ограниченной ответственностью "УКУЛАБ", Ульяновский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", о признании незаконным и отмене решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям N 01-26/1474 от 13.02.2023 г. о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отхода, и обязании управления выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отхода.
Решением суда от 17.07.2023 г. заявление общества удовлетворено.
Управление, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей управления и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр Экологических Технологий" на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 06.03.2019 г. N 073 0234 эксплуатирует объект размещения отходов (ОРО - отработанный карьер, используемый для захоронения отходов) по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, с. Баратаевка. Указанный объект размещения отходов приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 г. N 592 внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) под номером 73-00004-З-00592-250914.
13.01.2023 г. общество направило в Управление Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 г., на основании которого просило выдать решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду указанного объекта размещения отходов.
13.02.2022 г. по результатам рассмотрения заявления общества и приложенных к нему документов, управлением было принято решение N 01-26/1474 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов на основании п. 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 г. N 467 (далее - Положение), в связи с отсутствием в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
16.02.2023 г. ООО "Центр Экологических Технологий" обратилось в Управление Росприроднадзора с просьбой конкретизировать принятое решение, а в ответ письмом от 15.03.2023 г. N 01-26/2350 управление сообщило следующее: в представленном отчете о результатах мониторинга состояния загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 г. ООО "Центр экологических технологий" (далее - отчет) отсутствуют нормативы качеств подземных вод (наблюдательных скважин) по следующим веществам: гидрокарбонаты, кальций и ХПК, свидетельствующие о соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В представленных протоколах ООО "УкуЛаб" по атмосферному воздуху от 25.05.2022 г. N 0121/2022-АтмВ, от 30.03.2022 г. N 0073/2022-АтмВ, от 27.10.2022 г. N 0213-0/2022-АтмВ, от 27.10.2022 г. N 0213/2022-АтмВ при исследовании массовой концентрации аммиака применена методика РД 52.04.186-09, п. 5.2.1.1. Однако в области аккредитации ООО "УкуЛаб" отсутствует данная методика.
Филиал "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" по запросу Межрегионального управления предоставил сведения о проведении лабораторных исследований в рамках мониторинга для ООО "ЦентрЭкоТех", которые не были приложены к отчету.
Согласно представленным данным Ульяновского ЦГМС - филиала ФГБУ "Приволжское УГМС" результаты мониторинга атмосферного воздуха на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду для последующей сдачи в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга по ООО "ЦентрЭкоТех" за 2022 г. не поступали.
Не согласившись с отказом управления от 13.02.2023 г. N 01-26/1474 общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования, исходя из следующего.
Заявитель указывал следующее: в протоколе 23.05.2022 г. N 22В0222 показатели по веществу "Гидрокарбонаты" указано: скважина 2 (север, фоновая проба) - 294 мг/дм3, скважина 1 (юг, контролируемая) - 320 мг/дм3.
Согласно СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.03.2002 г.) содержание гидрокарбонатов в питьевой расфасованной воде допускается до 400 мг/л.
В протоколе N 22В0222 от 23.05.2022 г. содержание гидрокарбоната в контролируемой скважине составило 320 мг/дм3, при этом вода из скважин не относится к питьевой.
По показателю "ХПК" (химическое потребление кислорода) указано: скважина 2 (север, фоновая проба) - 42 мгО/дм3, скважина 1 (юг, контролируемая) - 43 мгО/дм3.
ХПК - показывает сколько кислорода было поглощено органическими и неорганическими загрязнениями в совокупности.
Согласно методики ПНДФ14.1:2:4.190-2003 для диапазона от 5 до 50 мгО/дм3 лабораторная погрешность равняется 30 %. Следовательно, превышение в единицу является лабораторной погрешностью.
Таким образом, вывод управления о превышении значений по данным показателям и об оказании негативном воздействии на окружающую среду неправомерен.
В письме от 03.05.2023 г. N 324-05/2023 ООО "УкуЛаб" указал, что в протоколах количественного химического анализа проб атмосферного воздуха при исследовании массовой концентрации аммиака применена методика РД 52.04.186-89, п. 5.2.1.1, и что в протоколах допущена техническая ошибка в годе выпуска методики (РД 52.04.186-09, п. 5.2.1.1). Методика РД 52.04.186-89, п. 5.2.1.1 в области аккредитации ООО "УкуЛаб" присутствует, что подтверждается Аттестатом аккредитации.
Общество обосновывало подтверждение исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов только теми протоколами, которые были приложены к отчету, а ссылка управления на иные протоколы неправомерна.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Письмом от 20.12.2022 г. N 1428 Филиал "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" направил в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" информацию полученную в результате деятельности филиала в 2022 г. для последующей сдачи в Единый государственный фонд данных.
Письмом от 27.02.2023 г. N 152-02/2023 ООО "УкуЛаб" направило в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" данные о состоянии окружающей среды и ее загрязнении по данным проведенных наблюдений в Ульяновской области, в том числе и по ООО "Центр Экологических Технологий".
Такие требования предусмотренные ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 113-ФЗ от 19.07.1998 г. "О гидрометеорологической службе" лабораториями были выполнены в полном объеме.
Управление требования не признало, считает отказ законным и обоснованным.
ООО "УкуЛаб" поясняло, что считает требования подлежащими удовлетворению. В протоколах обществом была допущена опечатка в годе выпуска методики, необходимо было правильно указать методика РД 52.04.186-89. Указанная методика имеется в области аккредитации ООО "УкуЛаб". Опечатка в настоящее время обществом исправлена. Обществом были переданы все результаты исследования в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС", в том числе после устранения опечатки.
ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" представило отзыв, в котором указало следующее: испытательная лаборатория по Ульяновской области филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (номер записи в РАЛ N RA.RU.513472) поясняло следующее.
В протоколе N 22В0222 от 23.05.2022 г. показатели по веществу "Гидрокарбонаты" указаны: скважина 2 (север) - 294 мг/дм3; скважина 1 (юг) - 320 мг/дм3.
Гидрокарбонаты представляют собой компоненты, определяющие природную щелочность воды. Гидрокарбонаты не характеризуют токсичность, не оказывают негативного влияния на организм и не искажают органолептические показатели воды. Предельно допустимая концентрация (ПДК) гидрокарбонатов для питьевой воды не установлена в СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В соответствии с методикой ПНДФ 14.1:2:3.99-97 (издание 2017 г) "Методика измерений массовой концентрации гидрокарбонатов в пробах природных и сточных вод титриметрическим методом" лабораторная погрешность в диапазоне св. 50,0 до 1200 включ. 11 %, в которую укладываются результаты по скважине 1 (юг) и скважине 2 (север). Учитывая лабораторную погрешность, можно рассмотреть результаты по скважине 1 (юг) и скважине 2 (север) как сопоставимые.
Показатели по веществу "Химическое потребление кислорода" (ХПК) в протоколе N 22В0222 от 23.05.2022 г. составляют:
скважина 2 (север) - 42 мгО/дм3,
скважина 1 (юг) - 43 мгО/дм3.
В соответствии с методикой ПНД ф 14.1:2:4.190-2003 (издание 2012 г.) "Методика измерений бихроматной окисляемости (химического потребления кислорода) в пробах природных, питьевых и сточных вод фотометрическим методом с применением анализатора жидкости "Флюорат-02" для диапазона измерений от 5 до 50 мгО/дм3 лабораторная погрешность составляет 30 %. Таким образом, превышение в единицу по веществу ХПК является лабораторной погрешностью. Также, учитывая лабораторную погрешность, можно рассмотреть результаты по скважине 1 (юг) и скважине 2 (север) как сопоставимые.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Филиал "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" направил в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" письмо от 20.12.2022 г. N 1428 информацию, полученную в результате деятельности филиала в 2022 г. для последующей сдачи в Единый государственный фонд данных, в том числе и по ООО "Центр Экологических Технологий".
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В ст. 12 Закона об отходах изложены требования к объектам размещения отходов, в частности, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктом 1 ст. 23 Закона об отходах предусмотрено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 6 ст. 23 Закона об отходах при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
При этом в силу п. 7 ст. 23 Закона об отходах исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 г. N 467 утверждено "Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов", которым установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Согласно п. 2 Положения исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, мониторинг).
Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (п. 3).
При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов (п. 5).
Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (п. 6).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 г. N 1030 утвержден "Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду".
Пунктами 3 и 4 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте (п. 10 Положения N 467).
Пункт 11 Положения N 467 содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, а именно:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Материалами дела подтверждается, что для проведения анализов в рамках мониторинга обществом были привлечены аккредитованные лаборатории: ООО "УкуЛаб" и ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу".
ООО "Центр экологических технологий" утвердило отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 г. и направило его в Росприроднадзор.
В Программе мониторинга и в отчете указаны места отбора проб, а также указано какие точки отбора проб являются фоновыми, какие контролируемыми.
Почва: точка отбора проб выше полигона - контрольная (фоновая); точка отбора проб ниже полигона (контролируемая);
Природная вода:
-точка отбора проб воды (скважина, север) - выше ОРО по потоку грунтовых вод -контрольная (фоновая);
- точка отбора проб воды (скважина, юг) ниже ОРО по потоку грунтовых вод -контролируемая.
Река Сельдь:
- 500 м. выше территории Баратаевского ТБО - контрольная (фоновая);
- 500 м. ниже территории Баратаевского ТБО - контролируемая (т. 1 л.д. 58).
К отчету была приложена справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе N 01-22/2748 от 10.11.2021 г., выданная Ульяновским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Приволжское УГМС", где указаны фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Превышений фоновых значений на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, принадлежащему ООО "Центр Экологических Технологий", не выявлено.
В протоколах исследования превышения фоновых показателей по всем веществам не обнаружено.
Доказательства, подтверждающее обратное судам не представлены.
В протоколе испытаний от 23.05.2022 г. N 22В0222, составленного ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", указаны следующие показатели по веществу "Гидрокарбонаты":
- скважина 2 (север, фоновая проба) - 294 мг/дм3,
- скважина 1 (юг, контролируемая) - 320 мг/дм3.
ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" в отзыве указало, что гидрокарбонаты представляют собой компоненты, определяющие природную щелочность воды. Гидрокарбонаты не характеризуют токсичность, не оказывают негативного влияния на организм и не искажают органолептические показатели воды. Предельно допустимая концентрация (ПДК) гидрокарбонатов для питьевой воды не установлена в СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В соответствии с методикой ПНД ф 14.1:2:3.99-97 (издание 2017 г.) "Методика измерений массовой концентрации гидрокарбонатов в пробах природных и сточных вод титриметрическим методом" лабораторная погрешность в диапазоне св. 50,0 до 1200 включительно 11 %, в которую укладываются результаты по скважине 1 (юг) и скважине 2 (север). В протоколе испытаний ссылка на методику ПНД ф 14.1:2:3.99-97 указана. Учитывая лабораторную погрешность, суд приходит к выводу, что результаты по скважине 1 (юг) и скважине 2 (север) являются сопоставимыми.
Доказательства, подтверждающее обратное судам также не представлены.
Показатели по веществу "Химическое потребление кислорода" (ХПК) в протоколе испытаний от 23.05.2022 г. N 22В0222, составленного ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", указаны следующие:
- скважина 2 (север) - 42 мгО/дм3,
- скважина 1 (юг) - 43 мгО/дм3.
Показатель ХПК показывает сколько кислорода было поглощено органическими и неорганическими загрязнениями в совокупности.
В соответствии с методикой ПНДФ 14.1:2:4.190-2003 (издание 2012 г.) "Методика измерений бихроматной окисляемости (химического потребления кислорода) в пробах природных, питьевых и сточных вод фотометрическим методом с применением анализатора жидкости "Флюорат-02" для диапазона измерений от 5 до 50 мгО/дм3 лабораторная погрешность составляет 30 %. В протоколе испытаний ссылка на методику ПНДФ 14.1:2:4.190-2003 указана. Таким образом, превышение в единицу по веществу ХПК является лабораторной погрешностью. Учитывая лабораторную погрешность, суд приходит к выводу, что результаты по скважине 1 (юг) и скважине 2 (север) являются сопоставимыми.
Доказательства, подтверждающее обратное судам не представлены.
Согласно протокола испытаний N 22ВО222 от 23.05.2022 г., составленного ООО "УкуЛаб", кальций в скважине 2 составляет 74 мг/дм3, в скважине 1 - 73 мг/дм3, т.е. в контролируемой скважине показатели по кальцию не превышают в фоновой пробе.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу, что нарушения по кальцию отсутствуют, а доказательства, подтверждающее иное судам не представлены.
Довод Росприроднадзора об отсутствии у ООО "УкуЛаб" в области аккредитации методики при исследовании массовой концентрации аммиака, суд обоснованно признал несостоятельным, исходя из следующего.
В протоколах исследований ООО "УкуЛаб" была допущена опечатка в годе выпуска методики, необходимо было правильно указать методику РД 52.04.186-89. Указанная методика имеется в области аккредитации ООО "УкуЛаб" (т. 3 л.д. 51). Опечатка в настоящее время обществом исправлена. Обществом были переданы все результаты исследования в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС", в том числе после устранения опечатки. Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" в отзыве подтвердило факт получения исследований с учетом исправленной опечатки.
Указание в протоколе испытаний неправильного года издания методики не привело к неправильному подсчету показателей, а доказательства, подтверждающее обратное судам не представлены.
Ссылку управления на протоколы Филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛА ТИ по ПФО" по веществу формальдегид и этилбензол, которые не были приложены к Отчету, суд обоснованно признал несостоятельной, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, что для проведения анализов обществом были привлечены аккредитованные лаборатории. Общество заключило с аккредитованными лабораториями договора:
- с ООО "УкуЛаб" договор N 039-03/2022 от 21.03.2022 г. на проведение измерений и анализа атмосферного воздуха и почвы в рамках мониторинга;
- с ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" договор N 22/П-145 от 21.03.2022 г. на проведение измерений и анализа воды в рамках мониторинга.
Представитель общества в судебном заседании пояснял, поскольку у ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" аккредитация имеется не по всем веществам, в частности отсутствует по веществам формальдегид и этилбензол, поэтому анализы и измерения атмосферного воздуха и почвы в рамках мониторинга указанная лаборатория не проводила. ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" проводило для общества разовые измерения, поэтому и в отчете их не указывало. Общество обосновывало подтверждение исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов только теми протоколами, которые были приложены к отчету.
Управление не обосновало ссылку на протоколы ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" по веществам формальдегид и этилбензол, при том, что заявитель не заключал с указанной лабораторией договор на проведение измерений и анализа в рамках мониторинга по указанным веществам.
Довод управления о том, что представленный в отчете довод общества о направлении всех протоколов испытаний объектов исследования испытательными лабораториями в лицензирующий орган подтвержден не в полном объеме, суд обоснованно признал несостоятельным, исходя из следующего.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.01.2022 г. N 35 утвержден порядок предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнений, в федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации, а также информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 г. N 67080).
Согласно п. 2 указанного Порядка информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении представляют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензий деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областям.
С учетом вышеизложенного, в данном случае обязанность по предоставлению информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении лежит на ООО "УкуЛаб" и ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу".
Филиал "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" письмом от 20.12.2022 г. N 1428 направил в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" информацию, полученную в результате деятельности филиала в 2022 г. для последующей сдачи в Единый государственный фонд данных.
ООО "УкуЛаб" письмом от 27.02.2023 г. N 152-02/2023 направило в Ульяновское ЦГМС-филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" данные о состоянии окружающей среды и ее загрязнении по данным проведенных наблюдений в Ульяновской области, в том числе и по ООО "Центр Экологических Технологий".
Требования предусмотренные ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" лабораториями были выполнены в полном объеме.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества.
Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на управление.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2023 года по делу N А72-2492/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2492/2023
Истец: ООО "ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО САМАРСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: ООО "УКУЛАБ", Ульяновский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ФГБУ Ульяновский ЦГМС-филиал "Приволжское УГМС, ФГБУ "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ", ФГБУ "Центр Лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" в лице филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" "ЦЛАТИ по ПФО"