город Омск |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А70-9196/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 223 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Брежневой О.Ю., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8770/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2023 по делу N А70-9196/2023 (судья Минеев О.А), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628406, Ханты-Мансийский округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4; 625002, город Тюмень, улица Даудельная, дом 44) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 7202081799, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58а), с участием потерпевшего по делу об административном правонарушении Хуснутдинова Асхата Фаридовича, об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N072/04/9.21-70/2023 об административном правонарушении от 21.04.2023 и представления N072/04/9.21-70/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 21.04.2023,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганова Николая Павловича по доверенности от 04.04.2023 N 87829,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.04.2023 N 072/04/9.21-70/2023 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 21.04.2023 N 072/04/9.21-70/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен потерпевший Хуснутдинов Асхат Фаридович (далее - Хуснутдинов А.Ф.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2023 по делу N А70-9196/2023 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного обществу постановлением от 21.04.2023 N 072/04/9.21-70/2023, снижен до 350 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что увеличение сроков выполнения мероприятий обусловлено непредвиденными трудностями, вызванными сложной экономической ситуацией, которая обусловлена отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование и затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей в условиях введения ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации; АО "Россети Тюмень" со своей стороны проинформировало Хуснутдинова А.Ф. о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продлить срок выполнения мероприятий по договору; в настоящее время мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя выполнены в полном объеме.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным, снизить размер административного штрафа ниже минимального размера, а также считает, что отсутствуют основания, препятствующие оплате штрафа в размере половины суммы административного штрафа (части 1.3 - 3 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)).
В представленном отзыве антимонопольный орган просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.04.2022 между АО "Россети Тюмень" и Хуснутдиновым А.Ф. заключен договор N Т13/22/1506-ДТП об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский р-н, с. Ембаево, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:8560, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев в соответствии с абзацем 13 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), соответственно, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 01.10.2022.
Основанием для возбуждения дела N 072/04/9.21-70/2023 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления послужило обращение Хуснутдинова А.Ф. с жалобой на действия АО "Россети Тюмень", выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования Тюменским УФАС России установлено, что в нарушение Правил N 861 обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
По факту выявленного нарушения специалистом антимонопольного органа в присутствии уполномоченного представителя АО "Россети Тюмень" 07.04.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-70/2023 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
21.04.2023 Тюменским УФАС России вынесено постановление по делу N 072/04/9.21-70/2023 об административном правонарушении, которым АО "Россети Тюмень" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Кроме того, обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 21.04.2023 N 072/04/9.21-70/2023.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 17.07.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Материалами дела подтверждено, что 01.04.2022 между АО "Россети Тюмень" и Хуснутдиновым А.Ф. заключен договор N Т13/22/1506-ДТП об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский р-н, с. Ембаево, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:8560, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев.
Согласно материалам дела мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потерпевшего обществом выполнены только 03.05.2023, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 03.05.2023 N Т13/22/1506-АТП, то есть с нарушением установленного срока.
Обстоятельства уведомления потерпевшего о возникших трудностях с предложением рассмотреть возможность продлить срок выполнения мероприятий по договору не могут быть учтены судом апелляционной инстанции, поскольку Правилами N 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 18.01.2022 N 072/04/9.21-567/2021, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 02.08.2022, 29.08.2022 обществом уплачен штраф, соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 02.08.2022 по 29.08.2023).
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Тот факт, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя выполнены в полном объеме, о чем свидетельствует акт об осуществлении технологического присоединения 03.05.2023 N Т13/22/1506-АТП, не опровергает наличие события вменяемого административного правонарушения; кроме того, технологическое присоединение осуществлено обществом после привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки общества на сложную ситуацию в связи с введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации на фоне сложившейся геополитической ситуации, поскольку АО "Россети Тюмень" не конкретизировано, каким образом данные обстоятельства препятствовали последнему привлечь подрядные организации для осуществления мероприятий по технологическому присоединению не позднее 01.10.2022.
Из Правил N 861 следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
Правилами N 861 (пунктами 15, 18, 25(1)) предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 700 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) характера совершенного обществом административного правонарушения: факт неосуществления обществом на момент рассмотрения дела мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Хуснутдинова А.Ф., что может свидетельствовать о причинении ему ущерба;
2) имущественного и финансового положения общества: по данным бухгалтерской отчетности выручка АО "Россети Тюмень" за 2021 год составила 67,4 млрд. руб.;
3) систематического нарушения АО "Россети Тюмень" Правил N 861: за период с 13.01.2022 по 30.12.2022 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 86 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 350 000 руб.
Обстоятельства, позволяющие ещё больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы подателя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Доводы общества о том, что в соответствии с частями 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ отсутствуют основания, препятствующие оплате штрафа по статье 9.21 КоАП РФ в размере половины суммы административного штрафа, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку исполнение постановления о наложении административного штрафа не влияет на его законность.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление является законным, что свидетельствует также об отсутствии оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению рассматриваемого административного правонарушения.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.07.2023 по делу N А70-9196/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9196/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Хуснутдинов Асхат Фаридович