г. Пермь |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А60-2491/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малышевой Д.Д.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, муниципального унитарного предприятия Новоуральского городского округа "Ритуал",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июня 2023 года
по делу N А60-2491/2023
заявление муниципального унитарного предприятия Новоуральского городского округа "Ритуал" (ИНН 6629015450, ОГРН 1036601813335)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании недействительным требования 16/2022 от 27.10.2022, 18/2022 от 08.11.2022 в части начисления платы,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Новоуральского городского округа "Ритуал" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Ритуал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительными требований о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду N 16/2022 от 27.10.2022, N 17 от 08.11.2022, N 18/2022 от 08.11.2022 в части перерасчета платы с применением повышающих коэффициентов (с учетом уточнения заявленных требований - л.д.37).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд не принял во внимание доводы заявителя, что письма Минприроды правовыми актами не являются и не могут ложиться в основу принятия решения по поводу применения повышающего коэффициента, равного 100, данные письма лишь выражают мнение данного ведомства по указанному вопросу. Основанием применения повышающих коэффициентов могут являться лишь нормативно-правовые акты, в частности, Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" среды. Суд не принял во внимание пояснения заявителя относительно применения коэффициентов в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Применение органами Росприроднадзора 100-кратного коэффициента при исчислении платы противоречит Правилам N 255, в связи с чем требования должны быть признаны не соответствующим закону, как нарушающие права и законные интересы заявителя. Заявителем к материалам дела приобщены расчеты сумм платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020-2021 годы, однако суд не принял во внимание и не дал им никакой оценки.
Управление представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МУП "Ритуал" осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории (полигон твердых бытовых отходов), и является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС.
На основании статей 3, 16, 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) предприятием представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2021 гг.
По результатам проверки этих деклараций Управление пришло к выводу, что плата за НВОС исчислена и уплачена предприятием не в полном объеме, в связи с чем направило в адрес МУП "Ритуал" требования о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду:
N 17/2022 от 08.11.2022 о начислении платы за НВОС за 2019 год в сумме 4 157 356,77 руб. (с учетом 25-кратного повышающего коэффициента), а также соответствующей пени;
N 16/2022 от 27.10.2022 о начислении платы за НВОС за 2020 год в сумме 25 181 960,24 рублей (с учетом 100-кратного повышающего коэффициента), а также соответствующей пени;
N 18/2022 от 08.11.2022 о начислении платы за НВОС за 2021 год в сумме 3 830 517,10 рублей (с учетом 100-кратного повышающего коэффициента за 45 дней, предшествующих подаче декларации о воздействии на окружающую среду), а также соответствующей пени.
Заявитель полагая, что данные требования являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
На основании пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно положениям статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2020, предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются повышающие коэффициенты, в том числе:
коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
В 2019 году (в переходный период) применялась часть 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно пункту 6 которой с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяется коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с частью 1 и 1.1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11).
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.03.2017 N 255 утвердило Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), который действовали до 01.01.2023.
Пунктом 11(3) Правил N 255 установлено, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.
В пункте 12 Правил N 255 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1904, применяемого к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019) определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений - для лиц, эксплуатирующих объекты I категории; декларации о воздействии на окружающую среду - для лиц, эксплуатирующих объекты II категории; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов - для лиц, эксплуатирующих объекты III категории) - такие лица при расчете платы используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20 и 21(1) Правил N 255), в том числе коэффициент Кср, равный 25.
Управлением установлено и МУП "Ритуал" не оспаривается, что срок действия выданного ему разрешения на выброс загрязняющих веществ N 1471(С) истек 31.12.2018. МУП "Ритуал" представило в управление декларацию о воздействии на окружающую среду только 02.09.2021. В период с 01.01.2019 по 01.09.2021 разрешительная документация на выброс загрязняющих веществ у МУП "Ритуал" отсутствовала.
Следовательно, начисление управлением платы за НВОС за 2019 год с применением повышающего коэффициента 25 является правомерным.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 302-ЭС23-6935.
С 1 января 2020 г. применение повышающего коэффициента 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу, установлено в самом Законе N 7-ФЗ (пункт 5 статьи 16.3).
Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ. В силу пункта 3 указанной статьи декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (пункт 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ0.
Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие, для объектов I и II категорий - в случае отсутствия КЭР, непредставления декларации согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и примечанию по заполнению формы (приказ Минприроды России от 10.12.2020 N1043).
Как уже указано в постановлении, предприятие представило декларацию о воздействии на окружающую среду только 02.09.2021, в период с 01.01.2019 по 01.09.2021 разрешительная документация на выброс загрязняющих веществ у МУП "Ритуал" отсутствовала
Следовательно, начисление управлением платы за НВОС за 2020 год и за период с 01.01.2021 по 01.09.2021 с применением повышающего коэффициента 100 также является правомерным.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2023 N Ф07-22806/2022, определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 302-ЭС23-6935), а не только письма Минприроды.
Иных доводов для признания требований управления недействительными заявителем не приведено. Расчет задолженности и пени, изложенный в оспариваемых требованиях, предприятием не оспорен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания недействительными требований управления не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. В удовлетворения апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2023 года по делу N А60-2491/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2491/2023
Истец: МУП НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "РИТУАЛ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ