город Чита |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А19-2999/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
судей: Венедиктовой Е.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровым М.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2023 года по делу N А19-2999/2023
по иску Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 701703994685) к садоводческому некоммерческому товариществу "Деметра" (ОГРН 1023802456545, ИНН 3827011332) о расторжении договора аренды, об обязании вернуть лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Деметра" (далее - ответчик, товарищество, СНТ "Деметра") о расторжении договора аренды лесного участка N 91-174/10 от 22.09.2010, об обязании вернуть по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка N 91-174/10 от 22.09.2010, в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то что, у арендатора отсутствует проект освоения лесов, соответствующий требованиям законодательства, следовательно, исходя из положений статей 24, 88 Лесного кодекса Российской Федерации имеются правовые основания для расторжения договора аренды. Несоблюдение СНТ "Деметра" условий договора, по мнению заявителя жалобы, нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд представители участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, 22.09.2010 между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и СНТ "Деметра" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 91-174/10.
Согласно пункту 1.1. договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Ушаковское участковое лесничество, "Худяковская дача", квартал N 122 (выделы 2,3), общей площадью 0,3 га, в границах, указанных:
- в акте натурного технического обследования лесного участка от 09.08.2010, утвержденном агентством лесного хозяйства Иркутской области 21.09.2010 (приложение N 1 к договору);
- в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 571-2010-09 (приложение N 2 к договору);
в целях использования лесов для: строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - строительства и эксплуатации линии ЛЭП и заготовки древесины для возможности реализации основной цели использования участка в соответствии со статьями 21, 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, в объеме 33 м3, в том числе ликвидной древесины 29,5 м3, на площади 0,3 га.
По акту приема-передачи от 23.09.2010 лесной участок передан арендатору.
Постановлением Правительства Иркутской области N 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Пунктом 5.4.7 договора аренды установлена обязанность арендатора разработать и представить проекты освоения с положительными заключениями государственной экспертизы.
Согласно пункту 28 Порядка разработки проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32, проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Так, срок действия проектов освоения лесов по договорам аренды был установлен на срок действия лесохозяйственного регламента Ангарского лесничества (т.е. по 31.12.2018) и в настоящее время истек в связи с утверждением приказом Министерства от 11.09.2018 N 73-мпр нового лесохозяйственного регламента лесничества, который начал действовать с 01.01.2019.
Претензией от 27.11.2020 N 02-91-16290/20 Министерство потребовало в срок до 31.12.2020 составить проект освоения лесов и представить его в Министерство для проведения государственной экспертизы. В случае невыполнения требования о представлении проекта освоения лесов истец предложил ответчику расторгнуть договор аренды лесного участка, направив соответствующее соглашение.
Претензия истца оставлена ответчиком без внимания, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 24, 72, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, и на основе оценки всех представленных по делу доказательств и пояснений сторон пришел к выводу, что оснований, указанных истцом, для расторжения договора не имеется.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации допускается использование лесов для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Ответчиком в соответствии с разрешенными видами использования лесов на спорном участке в 2012 году было осуществлено строительство линии электропередач, что подтверждается актом о технологическом присоединении от 30.09.2012, актом разграничения балансовой принадлежности от 25.10.2012 N 565, актом выполнения технический условий и осмотра энергоустановки от 30.10.2012.
Следовательно, ответчиком спорный участок используется по назначению и в целях обеспечения электрической энергией граждан, проживающих в СНТ "Деметра", что соответствует целям заключенного договора аренды лесного участка.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лицам, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствие со статьей 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации непредставление или невыполнение арендатором проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляет, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513 (далее - Приказ N 513).
Приказом N 513 установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения государственной экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов.
Как следует из материалов дела, ответчиком 13.04.2023 заключен договор подряда с ООО "Межевая компания кадастр" N 36211223 на выполнения кадастровых работ, предметом которого является разработка проектов освоения лесов по договорам аренды лесных участков N 91-174/10, N 91-175-10 от 22.09.2010 и прохождение государственной экспертизы проектов освоения лесов. Срок выполнения работ до 18.09.2023.
Заявление ответчика N 2957917820 о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, принято к рассмотрению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, что подтверждается скриншотами Портала государственных услуг Российской Федерации.
При этом в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости, понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Договор аренды спорного лесного участка заключался в целях обеспечения электрической энергией граждан СНТ, ответчиком в исполнения указанных целей были введены в эксплуатацию линий электропередачи с классом напряжения 10 кВ, расторжение договора приведет к нарушению прав и законных интересов граждан, являющихся членами СНТ.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, апелляционный суд, соглашаясь с судом первой инстанции, приходит к выводу, что ответчиком принимаются все необходимые меры по исполнению условий договора аренды в части разработки проекта освоения лесов, а, следовательно, оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае должны быть применены специальные основания для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, предусмотренные статьями 24 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению как не основанные на обстоятельствах дела. По своей правовой природе расторжение договора аренды лесного участка в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору представляет собой меру ответственности, применяемую к тем арендаторам, которые допускают существенные нарушения принятых на себя обязательств, однако таких фактов ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
В силу принципа правовой определенности решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 16549/12).
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2023 года по делу N А19-2999/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Ниникина |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2999/2023
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Деметра"