г. Владивосток |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А51-8788/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 98 Федерального медико-биологического агентства",
апелляционное производство N 05АП-4854/2023
на решение от 20.07.2023
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-8788/2023 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по иску отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2504001751, ОГРН: 1022502260461)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 98 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 2503020744, ОГРН: 1022500578528)
о взыскании излишне понесенных расходов на социальную выплату в размере 165 330 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - истец, Фонд) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Приморского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 98 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ответчик, Учреждение, больница, страхователь, ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России) о взыскании излишне понесенных расходов на социальную выплату в размере 165 330 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по его результатам 20.07.2023 вынесено решение в виде резолютивной части, которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
06.09.2023 судом составлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение настаивает на том, что согласно программе ФСС АРМ СВ-М, установленной у бухгалтера-расчетчика Симаковой Т.М. для пояснения выбора категорий, выбраны категории 45 и 43 (что изначально было неверным), кроме помощника врача-эпидемиолога Щиголевой А.Ю. Отмечает, что данные в отношении работников вносились на основании табеля учета рабочего времени, предоставляемого сотрудниками, которые определены приказами по организации профилактики новой коронавирусной инфекции.
Апеллянт указывает, что в связи с огромным ростом заболеваемости COVID-19 на территории ГО Большой Камень и ЗАТО ГО Фокино в 2020-2021 года была необходимость в привлечении сотрудников из других структурных подразделений, в том числе Ибатуллина П.Р., Ежкова В.В. и Рассоленко А.В., которые являлись немедицинскими работниками, привлеченными приказом главного врача на оказание медицинской помощи по профилактике новой коронавирусной инфекции, а именно заключительной дезинфекции очагов, проводимых по предписаниям ТО МРУ N 99 ФМБА России. Щиголева А.Ю. привлекалась к работе в качестве врача-эпидемиолога по установлению контактных в очаге заболевания, с выходом в очаг коронавирусной инфекции (по месту нахождения заболевшего).
Таким образом, по мнению Учреждения, применение приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183-н, на который ссылается Фонд, необоснованно, так как Постановление Правительства РФ N 1762 от 30.10.2020 предполагает привлечение к работе не только медицинских, но и иных работников, как медицинских, так и не медицинских организаций.
Фонд согласно представленному в материалы дела отзыву на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с положениями Порядка осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденным Приказом N 272 Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.11.2021) (далее - Порядок контроля N 272) 05.09.2022 Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления специальной страховой выплаты медицинским и иным работникам ответчика в соответствии с Постановлением N 1762 за период с 01.12.2020 по 30.04.2022.
В ходе проведения проверки Фондом установлено нарушение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 (ред. от 23.12.2021) "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), а именно: предоставлялись электронные реестры для специальной социальной выплаты работникам, которые не имели права на получение указанной выплаты.
ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России в отношении работников Ибатуллина Павла Ренатовича (далее - Ибатуллин П.Р.) и Ежкова Виктора Владимировича (далее - Ежков В.В.), занимаемых должности "водитель административной службы и бухгалтерии", предоставляло электронные реестры за период с 01.12.2020 по 30.04.2022 на своих работников по должности "медицинский дезинфектор" и "санитар", где им присваивало код "45" - младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, то есть работникам присвоена категория, предусмотренная пунктом "а" Постановления N1762.
Всего за период с декабря 2020 года по апрель 2022 года указанным работникам на основании представленных больницей недостоверных сведений о том, что они являются младшим медицинским персоналом, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, произведены специальные социальные выплаты в сумме 48 600 руб. (Ибатуллин П.Р.) и 65 700 руб. (Ежков В.В.).
Также в ходе проверки Фондом установлено, что Учреждением были представлены недостоверные сведения в отношении Рассоленко Алины Витальевны (далее - Рассоленко А.В.) и Щиголевой Анжелы Юрьевны (далее - Щиголева А.Ю.), занимаемых должности "специалист по управлению персоналом в административной службе и бухгалтерии" и "статистик в отделении эпидемиологии". Учреждение представляло электронные реестры за с 01.12.2020 по 30.04.2022 на своих работников по должности "медицинский дезинфектор" и "помощник врача-эпидемиолога", где им присваивало код "35" - средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующему с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, то есть работникам присвоена категория, предусмотренная пунктом "а" Постановления N 1762.
Всего за период с декабря 2020 года по апрель 2022 года указанным работникам на основании представленных больницей недостоверных сведений о том, что они являются средним медицинским персоналом, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующему с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей произведены специальные социальные выплаты в сумме 9 112,50 руб. (Рассоленко А.В.) и 41 917,50 руб. (Щиголева А.Ю.)
По мнению Фонда, в результате предоставления недостоверных сведений в отношении Ибатуллина П.Р., Ежкова В.В., Рассоленко А.В. и Щиголевой А.Ю. расходы, излишне понесенные Фондом, составили в общем размере 165 330 руб.
По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 05.09.2022 N 1, согласно которому за проверяемый период Фондом выявлено нарушение по предоставлению обществом неверных сведений, из-за которых фондом излишне понесены расходы. Учреждению указано на необходимость в срок до 02.11.2023 осуществить на основании уточняющих сведений корректировку ранее представленного реестра на право получения работником специальной социальной выплаты за период с 01.12.2020 по 30.04.2022. В заключительной части акта N 1 включено требование о возмещении (возврате) вышеуказанных средств. Акт проверки получен лично и.о. Главного врача ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России.
27.09.2022 в отсутствии представителя ответчика, составлен Протокол N 1 рассмотрения Акта проверки и материалов проверки.
28.09.2022 по итогам проверки принято решение N 1 о назначении специальной социальной выплаты сотруднику Мацко А.А. за 15 и 29 января 2021 года в сумме 7 290 руб. признать обоснованным, назначение специальных выплат за проверяемый период сотрудникам Ибатуллину П.Р., Ежкову В.В., Рассоленко А.В. и Щиголевой А.Ю. в общей сумме 165 330 руб. необоснованными.
Больнице предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом на специальную социальную выплату за проверяемый период в размере 165 330 руб.
08.11.2022 в адрес Учреждения направлено уведомление N 1 об истечении срока возмещения излишне понесенных Фондом денежных средств по произведенным социальным выплатам медицинским и иным работникам.
До настоящего времени ответчик излишне понесенные расходы истца не возместил.
Неисполнение в добровольном порядке указанных требований явилось основанием для обращения истца в суд, с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу страхователя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации постановлением от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ от 19.03.2020 N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как следует из пункта 2 Постановления N 1762, специальные социальные выплаты производятся в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников:
а) оказывающим медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водителям машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 специальные социальные выплаты осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением N 1762, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
В силу пункта 6 Правил реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику:
- категория, должность (профессия);
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
- фактическое число нормативных смен;
- размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах.
Внесенный медицинской организацией код категории работника, который выбирается ею из справочника категорий работников, является основанием к специальной социальной выплате работнику, на которого оформляется реестр, и непосредственно влияет на размер специальной социальной выплаты.
Согласно пункту 7 Правил Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил N 1762).
В силу пункта 10 Правил организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 11 Правил указано, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании пункта 12 Правил, расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, сотрудникам больницы Ибатуллину П.Р. и Ежкову В.В., Рассоленко А.В., Щиголевой А.Ю. произведены специальные социальные выплаты в общей сумме 165 330 руб.
Согласно материалам проверки, Ибатуллин П.Р. состоял в трудовых отношениях с ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России с 02.10.2020 в должности водителя 3 класса в административной службе и бухгалтерии. Дополнительными соглашениями внесены изменения в условия трудового договора от 02.10.2020 N 204 - работник привлекается к дополнительной работе в качестве медицинского дезинфектора, кроме выполнения обязанностей водителя по основной специальности: перевозка бригады медицинских дезинфекторов для проведения заключительной дезинфекции в очагах короновирусной инфекции (подъезды, квартиры, предприятия); доставка биологических образцов с положительными результатами на COVID-19 для подтверждения диагноза в ФБГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" г. Владивостока; переноска емкостей с дезинфектантами, биологическими пробами и другими тяжелыми грузами; участие в проведении заключительной дезинфекции в очагах короновирусной инфекции.
Образование Ибатуллина П.Р. - диплом о среднем профессиональном образовании, квалификация контролер-кассир, продавец непродовольственных, продовольственных товаров по профессии коммерсант в торговле.
Согласно материалам проверки, Ежков В.В. состоял в трудовых отношениях с ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России с 12.05.2014 в должности водителя в административной службе и бухгалтерии. Дополнительными соглашениями внесены изменения в условия трудового договора от 12.05.2014 N158 - работник привлекается к дополнительной работе в качестве по основной специальности в качестве водителя, также выполняющего работу санитара: переноска емкостей с дезинфектантами, биологическими пробами и другими тяжелыми грузами; обработка помещений в случаях выявленного COVID-19.
Образование Ежкова В.В. - диплом выдан профессионально-техническим училищем по профессии арматурщик-электросварщик.
Из материалов проверки установлено, что Рассоленко А.В. состояла в трудовых отношениях с ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России с 03.08.2020 в должности специалиста по управлению персоналом в административной службе и бухгалтерии. Дополнительным соглашением N 3 от 03.08.2020 внесены изменения в условия трудового договора от 03.08.2020 N 201 работник привлекается к дополнительной работе по основной специальности в качестве медицинского дезинфектора кроме выполнения работы по основной специальности по управлению персоналом: проведение заключительной дезинфекции в очагах коронавирусной инфекции (подъезды, квартиры, предприятия); приготовление дезинфицирующих растворов определенного процентного содержания; переноска емкостей с дезинфектантами, оборудования и других тяжелыми грузов, связанных с выполнением заключительной дезинфекции в очагах коронавирусной инфекции.
Образование Рассоленко А.В. - диплом о средне-профессиональном образовании, квалификация юрист.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в нем содержится раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - ЕКС), в котором прописаны должностные обязанности, требования к квалификации и необходимые знания которыми должен обладать сотрудник.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа N 1183н "должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием средний медицинский персонал" к среднему медицинскому персоналу относятся: медицинский дезинфектор.
Согласно пункту 1.5 Приказа N 1183н "Иные должности медицинских работников" к младшему медицинскому персоналу относятся: младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, санитар-водитель, сестра-хозяйка. Должность водителя в данном перечне отсутствует.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее - Приказ N 541н) раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены следующие должностные обязанности медицинского дезинфектора: осуществляет работу под руководством врача-дезинфектолога, биолога, зоолога, энтомолога, врача-бактериолога, врача-вирусолога. Подготавливает дезинфекционные растворы, препараты, приманки, инвентарь, аппаратуру, лабораторную посуду и т.п. для проведения работ по дезинсекции, дезинфекции и дератизации. Ведет прием, учет, хранение и отпуск ядохимикатов и продуктов для приготовления приманок в соответствии с требованиями инструкций; своевременно сдает по окончании работы неизрасходованные дезинфекционные средства и материалы в установленном порядке. Проверяет качество и исправность средств защиты: противогазов, спецодежды, инвентаря и т.д. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил безопасной работы с вредными веществами при выполнении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. Оформляет первичную учетно-отчетную документацию.
Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Поскольку, Ибатуллин П.Р. является водителем, специального среднего профессионального (медицинского) образования средний медицинский персонал не имеет, следовательно, привлекался к работе незаконно, а указанная в реестрах категория "младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" не может быть применена по должности работника водителя, исполняющего обязанности медицинского дезинфектора.
В ходе проверки установлено, что специалист по управлению персоналом Рассоленко А.А. привлекалась к работе медицинского дезинфектора при отсутствии соответствующего специального образования, а указанная в реестрах категория "младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" не может быть применена по должности работника специалист по управлению персоналом, исполняющего обязанности медицинского дезинфектора.
Согласно Приказу N 541н раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены должностные обязанности санитара водителя: выполняет вместе с фельдшером переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при выполнении ими диагностических и лечебных манипуляций, переносит медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении больных. Управляет автомобилем скорой медицинской помощи, отнесенным к одной из категорий "В" или "С". Заправляет автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформляет путевые документы. Проверяет техническое состояние и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы. Устраняет возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов. Осуществляет санитарно-гигиеническую обработку салона автомобиля после каждого больного (пострадавшего). Сообщает о неисправностях автомобиля.
Требования к квалификации: Среднее (полное) общее образование. Специальная подготовка по программам оказания первой помощи. Право на управление автомобилем категории "В", стаж работы водителем автомобиля не менее 3 лет.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что Учреждением Ежков В.В. привлекался к работе санитара-водителя при отсутствии специальной подготовки по программе оказания первой помощи. Таким образом, работник Ежков В.В. привлекался к работе незаконно, а указанная в реестрах категория "младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" не может быть применена по должности работника санитара-водителя.
Для получения специальной социальной выплаты по категории 45, работник должен относиться к младшему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующему с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что Ибатуллин П.Р. при исполнении должностных обязанностей медицинского дезинфектора не контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Дезинфекция помещений производилась на основании предписаний о проведении обследования, экспертизы, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценки ФМБА Территориального отдела межрегионального управления N 99 в г. Большой Камень Приморского края. Дезинфекция помещений производилась при отсутствии биоматериала с выявленными положительными результатами на COVID-19 и пациентов с выявленной коронавирусной инфекцией.
Материалами дела подтверждается, что Ежков В.В. при исполнении должностных обязанностей медицинского санитара-водителя не контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Ежков В.В. при исполнении обязанностей санитара переносил емкости с дезинфектантами, биологическими пробами и другими тяжелыми грузами, а также принимал участие в дезинфекции помещений в случаях выявленного COVID-19. Дезинфекция помещений производилась на основании предписаний о проведении обследования, экспертизы, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценки ФМБА Территориального отдела межрегионального управления N 99 в г. Большой Камень Приморского края. Дезинфекция помещений производилась при отсутствии биоматериала с выявленными положительными результатами на COVID-19 и пациентов с выявленной коронавирусной инфекцией. Кроме того, в штатном расписании, представленном к камеральной проверке за 2020-2022 годы должности санитара-водителя нет.
Как следует из материалов дела, Рассоленко А.А. при исполнении должностных обязанностей медицинского дезинфектора не контактировала с биоматериалом с выявленными положительными результатами на COVID-19 и с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Дезинфекция помещений производилась на основании предписаний Приморского края о проведении обследования, экспертизы, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценки ФМБА Территориального отдела межрегионального управления N 99 в г. Большой Камень. Дезинфекция помещений производилась при отсутствии биоматериала с выявленными положительными результатами на COVID-19 и пациентов с выявленной коронавирусной инфекцией.
В рассматриваемом случае, указанная в реестрах категория "средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей"" не может быть применена по должности работника специалиста по управлению персоналом, исполняющего обязанности медицинского дезинфектора на основании следующего.
Для получения специальной социальной выплаты по категории "35", работник должен относиться к среднему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующему с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей.
В рассматриваемом случае, сведения, представленные в реестрах в отношении работников Ибатуллина П.Р., Ежкова В.В. и Рассоленко А.А. для начисления и перечисления специальной социальной выплаты, являются недостоверными. В результате предоставления недостоверных сведений расходы, излишне понесенные Фондом за период с 01.12.2020 по 30.04.2022 составили 48 600 руб. (Ибатуллин П.Р.), 65 700 руб. (Ежков В.В.) и 9 112,50 руб. (Рассоленко В.В.).
Согласно материалам проверки, Щиголева А.Ю. состояла в трудовых отношениях с ФГБУЗ ЦГИЭ N 98 ФМБА России с 02.03.2009 в должности медицинского статистика в отделение эпидемиологии. Дополнительным соглашением внесены изменения в условия трудового договора от 02.03.2020 N 19 - работник привлекается к дополнительной работе в качестве помощника врача-эпидемиолога, кроме выполнения обязанностей медицинского статистика по основной специальности: выход по каждому случаю заболевания в очаги короноавирусной инфекции для определения круга контактных лиц, участие в проведении разъяснительной работы с работниками, жителями в очагах коронавирусной инфекции.
Образование Щиголевой А.Ю. согласно диплому об образовании квалификация: медицинская сестра, средне профессиональное, специальность "сестринское дело".
Согласно пункту 1.4 Приказа N 1183н "должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием средний медицинский персонал" к среднему медицинскому персоналу относятся: помощника врача-эпидемиолога.
Приказом N 541н раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены должностные обязанности помощника врача-эпидемиолога: осуществляет контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих норм и правил санитарии, гигиенических нормативов медицинскими организациями в соответствии с действующим санитарным законодательством. Проводит под руководством и по заданию врача-эпидемиолога (врача-паразитолога) эпидемиологическое обследование очага инфекционного (паразитарного) заболевания. Осуществляет эпидемиологическое наблюдение за контактными лицами в инфекционных (паразитарных) очагах. Обеспечивает регистрацию, учет и статистическую обработку данных инфекционной и неинфекционной заболеваемости. Участвует в планировании мероприятий (работ) по проведению профилактических прививок и контроле за их выполнением. Проводит обследование объектов текущего санитарного надзора и эпидемиологических очагов с отбором проб для лабораторных исследований. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста по специальности "Эпидемиология (паразитология)", "Гигиена и санитария" без предъявления требований к стажу работы.
Для получения специальной социальной выплаты по категории "35" работник должен относиться к среднему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID19, контактирующему с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей".
Как следует из представленных документов, работник Щиголева А.Ю. в качестве помощника врача-эпидемиолога фактически не осуществляла контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, а именно: факт выезда к пациентам не подтвержден - путевые листы за декабрь 2020 года не представлены; факт выезда к больным при устном опросе пациентов по телефону не подтвержден; согласно данным Федерального регистра лиц, больных COVID-19 пациенты в период выхода к заболевшим коронавирусной инфекцией находились на лечении в стационаре медицинских организаций, либо пациент находился в стационаре Находкинской городской больнице с 14.12.2020 по 16.12.2020 и умер 16.12.2020.
Кроме того, медицинский статистик Щиголева А.Ю. привлекалась к дополнительной работе в качестве помощника врача-эпидемиолога без специального образования, а именно: среднего профессионального образования по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификата специалиста по специальности "Эпидемиология (паразитология)", "Гигиена и санитария".
Таким образом, сведения, представленные в реестрах в отношении работника Щиголевой А.Ю. для начисления и перечисления специальной социальной выплаты, являются недостоверными. В результате предоставления недостоверных сведений расходы, излишне понесенные Фондом за период с 01.12.2020 по 30.04.2022 составили 41 917,50 руб.
В результате предоставления недостоверных сведений о назначении специальных выплат за проверяемый период с 01.12.2020 по 30.04.2022 сотрудникам Ибатуллину П.Р., Ежкову В.В., Рассоленко А.В. и Щиголевой А.Ю. излишне понесенные Фондом расходы в общей сумме составили 165 330 руб.
Довод Учреждения о том, что применение приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183-н, на который ссылается Фонд, необоснованно, так как Постановление Правительства РФ N 1762 от 30.10.2020 предполагает привлечение к работе не только медицинских, но и иных работников, как медицинских, так и не медицинских организаций, отклоняется судебной коллегией, поскольку излишне понесенные Фондом расходы основываются не только на применении приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183-н, но и на положения Постановления Правительства РФ N 1762 от 30.10.2020, а также документах в отношении работников Учреждения, представленных самим страхователем в ходе проводимой проверки.
В силу пункта 10 Правил организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что излишне понесенные Фондом расходы в связи с сокрытием или недостоверностью представленных больницей сведений в размере 165 330 руб., подлежат возмещению ответчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2023 по делу N А51-8788/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8788/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ N 98 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Третье лицо: Арбитражный суд Приморского края, Пятый арбитражный апелляционный суд