город Томск |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А67-3495/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-402/2024) товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Иркутский тракт 102" на решение от 27.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3495/2023 (судья Дигель Е.Б.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568; 634021, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2) к товариществу собственников недвижимости "ТСЖ Иркутский тракт 102" (ИНН 7017423960, ОГРН 1177031072349; 634062, г. Томск, Иркутский тракт, 102, кв. 56) о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца - Симкина Т.Э. по доверенности от 01.01.2022,
от ответчика - безучастия (извещен)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - истец, ООО "Томскводоканал", общество) обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников недвижимости "ТСЖ Иркутский тракт 102" (далее - ответчик, ТСН "ТСЖ Иркутский тракт 102", товарищество) о взыскании 34 215,72 руб. задолженности по договору на водоснабжение и водоотведение от 28.06.2017 N 9-3159 (КР на СОИ) за январь, март, август, ноябрь 2022 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (представлены в электронном виде 25.07.2023)).
Решением от 27.12.2023 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены, взыскано с товарищества в пользу общества 34 215,72 руб. задолженности по договору на водоснабжение и водоотведение от 28.06.2017 N 9-3159 (КР на СОИ) за январь, март, август, ноябрь 2022 года, 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не установил, откуда потребляется коммунальный ресурс на цели содержания имущества МКД; ответчик отрицает факт потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды; суд первой инстанции не дал оценку поведению истца на предмет соблюдения требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); истец производит расчеты конечным потребителям и обязан при высоком ОДН принять меры по установлению причин; суд не исследовал причину высокого потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участника процесса, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, управление МКД по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 102, осуществляет ТСН "ТСЖ Иркутский тракт 102", что подтверждается общедоступными сведениями Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), размещенной на официальном сайте в сети Интернет (https://dom.gosuslugi.ru).
Между ООО "Томскводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ТСН "ТСЖ Иркутский тракт 102" (исполнитель) подписан договор на водоснабжение и водоотведение товариществу собственников жилья от 28.06.2017 N 9-3159 (далее - договор), по условиям которого РСО обязуется подавать исполнителю воду и принимать стоки, а исполнитель обязуется оплачивать водоснабжение и водоотведение в объеме, сроки и на условиях договора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора исполнитель обязуется до первого числа месяца, следующего за расчетным, обеспечивать снятие и передачу показаний ОДПУ, способствовать снятию и передаче показаний ИПУ собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома.
Учет количества водопотребления производится по показаниям общедомового прибора учета, которые записываются исполнителем ежедневно в журнал показаний. Показания передаются в РСО согласно пункту 2.2.1. договора до последнего числа расчетного месяца включительно. Количество сточных вод, отводимых от исполнителя, принимается объемом, равным количеству израсходованной воды, потребленной из водопроводной сети РСО и других источников водоснабжения (горячей и холодной воды) (пункты 5.1, 5.3 договора).
Согласно пунктам 2.2.5, 6.2, 6.3 договора расчетным периодом является календарный месяц. Оплата производится в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В период январь, март, август, ноябрь 2022 года ООО "Томскводоканал" осуществляло водоснабжение и водоотведение МКД, находящегося под управлением ТСН ТСЖ "Иркутский тракт 102". За указанный период ответчику выставлены к оплате счета, счета-фактуры на сумму 34 215,72 руб. (л.д. 30-36, 38, т. 1).
Претензией от 21.03.2023 N 10-1061 ООО "Томскводоканал" потребовало оплатить имеющуюся задолженность.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта отпуска коммунального ресурса и отсутствия доказательств исполнения встречных обязательств по оплате.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
По договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что энергоресурс приобретался в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, находящихся в управлении компании, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 354 и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. В структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (статья 154 ЖК РФ).
Из положений части 1 статьи 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД, согласно которым расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Иными словами, именно на ТСН "ТСЖ Иркутский тракт 102" возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Указанное опровергает суждения ответчика относительно того, что оплата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, должна быть оплачена тем лицом, которое его потребило.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В силу положений норм частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. В соответствии со статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества в МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг в отношении общего имущества МКД; она же принимает от собственников помещений в МКД плату за содержание жилого помещения.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 124, управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) названных Правил.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
При этом, положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. Абзац четвертый пункта 25 Правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Указанный подход изложен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Расчет задолженности произведен истцом исходя из показаний ОДПУ, а также показаний ИПУ, переданных непосредственно потребителями (л.д. 23-28, 40-41, т. 1; 41-44, т. 2). Кроме того, представитель ТСН "ТСЖ Иркутский тракт 102" в суде первой инстанции не оспаривал, что в спорный период (2022 год) контрольные мероприятия по снятию показаний ИПУ ответчик не проводил.
Из смысла пунктов 31, 61 Правил N 354 следует, что после получения от потребителей показаний ИПУ ресурсоснабжающая организация обязана произвести перерасчет размера платы управляющей организации за коммунальный ресурс, используемый в целях СОИ в МКД, согласно представленным показаниям и учесть произведенные перерасчеты в том месяце, в котором получены данные о фактическом объеме потребленного ресурса. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Поскольку вследствие произведенных потребителям перерасчетов на основании переданных впоследствии показаний ИПУ объем потребленного гражданами коммунального ресурса корректируется, то при определении объема энергии, поставленной на содержание общего имущества в этот период, подлежит использованию скорректированное значение показаний индивидуальных приборов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия ООО "Томскводоканал" содержание актов проверки ИПУ за 2023 год, поскольку спорным является период 2022 года. При этом указанные акты могут быть приняты во внимание при совершении перерасчета размера начислений за май 2023 года (период, в котором соответствующие показания ИПУ были сняты).
Как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанном на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42 (1), 43 Правил N 354.
В соответствии с положениями ЖК РФ, а также пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического использования общим имуществом многоквартирного дома.
Более того, действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с такими конструктивными особенностями многоквартирных домов как наличие или отсутствие выпускных кранов.
Кроме того, потребление коммунального ресурса в виде холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные, в том числе, техническими параметрами многоквартирного дома. Данный правовой подход соответствует правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.02.2019 N 75-АПГ18-14.
На основании изложенных норм права и положений заключенного между сторонами договора, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что факт поставки и ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты, равно как и не представлено в материалы дела доказательств оплаты ответчиком, проверив расчет задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод о том, что судом не дана надлежащая оценка и не исследован вопрос добросовестности действий истца в сложившихся обстоятельствах, подлежит отклонению, поскольку недобросовестное поведение либо злоупотребление правом со стороны истца в смысле статьи 10 ГК РФ судом апелляционной инстанции не установлено, ответчиком соответствующих доказательств не представлено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 декабря 2023 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3495/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Иркутский тракт 102" (ИНН 7017423960, ОГРН 1177031072349) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
А.В.Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3495/2023
Истец: ООО "Томскводоканал"
Ответчик: ТСЖ Товарищество собственников недвижимости " Иркутский тракт 102"
Третье лицо: Газизов Родион Маратович