г. Санкт-Петербург |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А56-10443/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Геворкян Д.С., Титовой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.,
при участии:
от истца: Копышкина С.Л. по доверенности от 28.12.2022,
от ответчика: Саакян А.Р. по доверенности от 17.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28648/2023) Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2023 по делу N А56-10443/2023, принятое
по иску Московского городского фонда обязательного медицинского страхования
к ООО "Диализ МС"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (далее - Истец, Фонд, МГФОМС) обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Диализ МС" (далее - Ответчик, Общество, ООО "Диализ Мс") о взыскании 21 554 642 руб. 29 коп.
Решением от 18.07.2023 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.02.2021 по 12.03.2021 Фондом проведена комплексная проверка использования денежных средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), за период с 01.01.2018 по 31.12.2019.
Истец утверждает, что в ходе проверки выявлены нарушения в части использования средств ОМС на сумму 17 425 167 руб. 91 коп.
Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия с требованием о возврате указанной суммы, однако претензия осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) к медицинским организациям в сфере ОМС относятся медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС.
Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, ведет территориальный фонд ОМС (пункт 15 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном законом N 326-ФЗ.
На основании части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами ОМС.
Согласно материалам дела, ООО "Диализ МС" в проверяемом периоде осуществляло деятельность как в сфере ОМС, так и коммерческую деятельность по оказанию пациентам платных медицинских услуг.
В ходе проверки установлено и следует из Акта проверки, что средства ОМС поступили на счета медицинской организации N 40702810800000098244 (в период с января от 29.06.2018 N 442), на сумму 4 980 руб. (платежное поручение от 05.07.2018 N 453).
В свою очередь 06.07.2018 с коммерческого счета ООО "Диализ МС" перечислило денежные средства, включающие средства ОМС в размере 17 425 167,91 руб., в адрес ООО "Б. Браун Авитум Руссланд" в счет возврата средств, полученных ранее по договору займа (платежное поручение от 06.07.2018 N 454).
Вместе с тем, нормативными правовыми актами, действующими в сфере ОМС, не предусмотрена возможность использования средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, на возмещение (восстановление) расходов медицинской организации, оплаченных за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-33692/2021 от 19.10.2021 отказано в удовлетворении иска об оспаривании Акта от 12.03.2021 N13/33. Оспариваемый Акт проверки признан соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы Ответчика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 оставлены без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. При этом территориальный фонд ОМС не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
ООО "Диализ МС" было включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, на основании направленного в адрес МГФОМС в спорный период уведомления.
Таким образом, уведомительный порядок включения в реестр предполагает, что медицинские организации самостоятельно принимают решение об осуществлении деятельности в сфере ОМС и подтверждают, что с условиями деятельности в сфере ОМС ознакомлены.
ООО "Диализ МС", направив уведомление о включении в реестр, а в последующем, заключив договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, принял положения указанных договоров и нормативных документов (как федеральных, так и на уровне субъекта), осуществляющих правовое регулирование отношений участников ОМС.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-0, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы, должны обеспечить их целевое использование.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, и пунктом 4.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.12.2017 N 1011-ПП (далее - Территориальная программа на 2018 год), предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливается в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Аналогичное положение установлено пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС), действовавшим в спорный период, пунктом 4.9 Территориальной программы на 2018 год.
Таким образом, расходы, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенные частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил ОМС, пунктом 4.9 Территориальной программы на 2018 год, не предусматривают возможность направления медицинской организацией средств ОМС на "пополнение оборотных средств", на возмещение расходов по ранее полученным займам.
Нормативными правовыми актами, действующими в сфере ОМС, не предусмотрена возможность использования средств ОМС на возмещение расходов медицинской организации, понесенных за счет собственных средств медицинской организации.
ООО "Диализ МС" не оспаривает перечисление средств ОМС в размере 17 425 167,91 руб. на коммерческий счет в целях возврата ранее полученного займа. Кроме того, использование средств ОМС на возмещение займа, предоставленного "Б. Браун Авитум Руссланд", подтверждается выпиской операций по лицевому счету N 40702810955000013733.
Представленные в материалы дела первичные документы, подтверждающие расходы медицинской организации, не подтверждают использование ООО "Диализ МС" средств ОМС в размере 17 425 167,91 руб. в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, поскольку подтверждают расходование средств с коммерческого счета, на который поступают средства от приносящей доход деятельности, а не средства ОМС, а также расходование со счета по учету средств ОМС средств ОМС, не входящих в сумму 17 425 167.91 руб.. которые были перечислены на коммерческий счет в целях возмещения займов. В свою очередь, использование средств ОМС в размере 17 425 167,91 руб. на возмещение займа, предоставленного "Б. Браун Авитум Руссланд", подтверждается выпиской операций по лицевому счету N 40702810955000013733.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Фондом в настоящем случае подтверждено использование ООО "Диализ МС" средств ОМС в размере 17 425 167,91 руб. не по целевому назначению.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении уточненных исковых требований МГФОМС в полном объеме.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июля 2023 года по делу N А56-10443/2023 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Диализ МС" в пользу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования задолженность в размере 23 074 407 руб. 34 коп., неустойку, начисленную за период с 06.06.2023 до момента фактического погашения задолженности.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10443/2023
Истец: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ДИАЛИЗ МС", ООО "ДИАЛИЗМС"
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10119/2024
22.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28648/2023
06.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20497/2023
19.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28648/2023
18.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10443/2023