г. Чита |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А19-21725/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В,., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года по делу N А19-21725/2022 по исковому заявлению Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ИНН: 3808096980, ОГРН: 1033801046003) к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шелеховская районная больница" (ОГРН: 1023802256763, ИНН: 3821001539) о взыскании 562 314,57 руб.,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - истец, ОСФР по Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шелеховская районная больница" (далее - ответчик, ОГБУЗ "Шелеховская РБ") о взыскании 562 314,57 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, указывает, что по результатам проверки, установлены излишне понесенные ОСФР по Иркутской области расходы в размере 562314,57 руб.
Заявитель апелляционной жалобы пояснил, что продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется недостаток медицинского персонала, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисляемой из установленной продолжительности рабочей недели.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без изменения, решение арбитражного суда первой инстанции без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19) внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1762).
Для вышеуказанной категории медицинских и иных работников постановление Правительства РФ N 1762 предусмотрена специальная социальная выплата (ССВ), которая является выплатой, не относящейся к оплате труда, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (пункт 3 постановления Правительства РФ N1762).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2020 г. N 894н приняты Разъяснения по применению постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1762 (далее по тексту - приказ N 894н).
В целях реализации постановления Правительства РФ N 1762 приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 272 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Фонда социального страхования РФ контроля за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинским и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам" (далее - Порядок контроля N 212).
В период с 25.02.2022 по 23.05.2022 путем выборочного метода филиалом регионального Отделения проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений осуществления территориальным органом Фонда ССВ медицинским работникам в отношении страхователя - ОГБУЗ "Шелеховская РБ" за проверяемый период с 01.11.2020 г. по 31.12.2021 г.
В ходе проведения камеральной проверки выявлен факт не правильного произведенного ОГБУЗ "Шелеховская РБ" медицинским работникам (Демин Е.В., Савинская Е.В., Филатова И.А., Яицкая Н.В.) расчета ССВ и необоснованного превышения количества нормативных смен отработанного времени - в нарушение требований постановления Правительства РФ N 1762, норм трудового законодательства условий трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, а также выявления факта отсутствия подтверждения контакта с пациентами, у которых выявлена коронавирусная инфекция медицинского работника (Коробцова Н.Н.), что, в свою очередь, привело к сумме излишне понесенных региональным отделением Фонда расходов по общем размере 562 314,57 руб.
Уведомлением от 19.07.2022 N 1 истец указал ответчику, что срок возмещения расходов в связи с представлением недостоверных сведений истек 14.07.2022.
Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 г. N 279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был введен и действовал на территории Иркутской области режим функционирования повышенной готовности.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30.10.2020 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID - 19) и признания утратившим силу отдельных актов Правительства РФ" утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования РФ в 20202021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19) (далее - Правила N 1762).
Вышеуказанными Правилами определен порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций.
Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 1762, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1762 для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
В соответствии с пунктом 4 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденных приложением N 10 к приказу Минздрава РФ от 19.03.2020 N 198, структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации.
Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 41 указанных Минимальных требований формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N 16-17 к настоящему приказу.
Из системного и буквального толкования вышеуказанных норм следует, что на социальную поддержку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 имеет право медицинский персонал, оказывающий, участвующий и обеспечивающий оказание медицинской помощи в специальных стационарах, созданных для лечения COVID-19 в соответствии с установленным порядком.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие неукомплектованность медицинским персоналом, табели учета использования рабочего времени, что подтверждает возможность установления продолжительности работы по совместительству и сверхурочно для указанных сотрудников до месячной нормы.
Неукомплектованность медицинским персоналом не оспаривается и, более того, подтверждается самим истцом, так, на странице шестой искового заявления фондом указано, что при анализе Временного штатного расписания на 01.11.2020 ОГБУЗ "Шелеховская РБ", утвержденного главным врачом О.В.Вельм, и списка медицинских сотрудников, переведенных в структурные подразделения, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) в ноябре, декабре 2020 г., выявлено, что фактическое заполнение штата Отделения анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии для оказания помощи взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией составляет 65% от штатного расписания, Отделения для взрослого населения с новой коронавирусной инфекцией C0VID-19, не нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких N 1, составляет 90% от штатного расписания, что подтверждает потребность работодателя в работе сотрудников - совместителей.
Пунктами 10 и 12 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации в материалы дела представлены письменные согласия работников на привлечение к сверхурочной работе с оплатой.
Частью 7 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В спорный период помимо трудовых договоров на выполнение работы по основному месту с Деминым Е.В., Савинской Е.В., Филатовой И.А., Яицкой Н.В., действовали трудовые договоры на выполнение работы на условиях совместительства.
В соответствии с табелями учета рабочего времени сверхурочная работа не носила регулярного характера, соответственно, не могла бать запланирована графиком работы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что превышение является допустимым, количество нормативных смен находится в переделах нормы, установленной положениями Правил и Разъяснений по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762.
Как правильно указал суд первой инстанции к сверхурочной работе медицинские работники привлекались в целях бесперебойного оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями приказа от 19.03.2020 N 198н в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVIP-19).
При этом истцом не опровергнута необходимость такого привлечения, а также количество фактически отработанного времени.
В связи с указанным довод заявителя о нарушении ответчиком норм трудового законодательства, выразившееся в привлечении работников к сверхурочной работе, что привело к излишнему расходованию средств Фонда, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Кроме того, разъяснениями по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, утвержденными Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н, предусмотрено, что при суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни (смены), в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В указанных Разъяснениях также отмечено, что при ведении табеля учета рабочего времени работников учитываются также часы, отработанные работником при сверхурочной работе, работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни. Указанные часы включаются в расчет фактического числа нормативных смен в одинарном размере.
Таким образом, нормативно установленные правила расчета специальной социальной выплаты предусматривают включение в расчет фактически отработанных работником часов (за дни контакта с COVID-пациентами), вне зависимости от того, каким образом, с точки зрения трудового законодательства, оформлено правовое основание выполнения работником этой работы (например, внутреннее совместительство, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, фактический допуск к работе и т.п.).
С другой стороны, нормативные правила не предусматривают возможность произвольного исключения из расчета специальной социальной выплаты тех фактически отработанных работником часов (за дни контакта с COVID-пациентами), которые выходят за пределы нормальной продолжительности рабочего времени.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2023 года по делу N А19-21725/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21725/2022
Истец: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ОГБУ здравоохранения "Шелеховская районная больница"
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ