20 сентября 2023 г. |
Дело N А83-16524/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства внутренних дел Российской Федерации - Братухина Ю.Б., представитель по доверенности от 31.12.2020 N Д-1/714,
от Министерства обороны Российской Федерации"- Зацепина А.П., представитель по доверенности от 05.10.2022 N 207/5/Д/142,
от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" - Зацепина А.П., представитель по доверенности от 20.10.2022 N 262,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2023 по делу N А83-16524/2022 (судья Островский А.А.)
по исковому заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городу Севастополю, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация г. Ялты Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым
о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - истец, ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением (с учётом заявления об уточнении искового заявления, поданного в порядке статьи 49 АПК РФ) к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ответчик, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Минобороны России) о признании права постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а) отсутствующим.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2023 принят отказ Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации в части погашения записи в ЕГРН о праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" на земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:3004 производство по делу А83-16524/2022 в данной части прекращено; исковое заявление Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" удовлетворено; признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" на земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (Дворцовое шоссе, 28а).
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о надлежащем способе защиты права - признание права отсутствующим, при том, что судом установлено, что соответствующее право за истцом не зарегистрировано; право постоянного (бессрочного) пользования учреждения в отношении данного земельного участка в соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 стать 268 ГК РФ возникло на основании распоряжения МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе от 03.08.2020 N 262-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, которое не отменено, в установленном порядке не оспорено; с момента регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе не имело правовых оснований для издания распоряжения N 330-р о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300 путем прекращения права у ответчика, который является структурным подразделением Минобороны России.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда.
В судебном заседании представитель апеллянта и Минобороны России поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений, представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства по делу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1298-р от 14.07.2014 был создано федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации", зарегистрированное Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Симферополю 18 августа 2014 года.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 602-р "Об управлении имуществом", распоряжения Совета министров Республики Крым от 21 октября 2014 г. N 1080-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым", распоряжения Совета министров Республики Крым от 16 декабря 2014 г. N 1410-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" с целью обеспечения деятельности и надлежащего функционирования, вышеуказанному Учреждению на основании Договора безвозмездного бессрочного пользования государственным имуществом Республики Крым от 31 декабря 2014 г. N 110, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в безвозмездное бессрочное пользование переданы единые имущественные комплексы Медицинского реабилитационного центра МВД Украины "Алупка" (г. Алупка, ул. Ялтинская, 19) и Государственного предприятия Пансионат "Дружба" (г. Алушта, ул. Чатырдагская, 1).
В состав переданного имущественного комплекса Медицинского реабилитационного центра МВД Украины "Алупка", в том числе, вошел земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а).
Земельный участок является ранее учтенным и согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от 6 июля 2018 г. N 758-р передан в федеральную собственность и 17 августа 2018 г. на него зарегистрировано право федеральной собственности.
В границах вышеуказанного земельного участка расположены 4 объекта недвижимости федеральной формы собственности и закрепленные на праве оперативного управления за ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" (право Российской Федерации и право оперативного управления зарегистрированы в установленном порядке), а именно:
- пляжный навес (литер Б) площадью 256,10 кв.м., кадастровый номер 90:25:090102:903;
- спальный павильон (литер А) площадью 140,00 кв.м., кадастровый номер 90:25:090102:907;
- дежурное помещение (литер В), площадью 15,90 кв.м., кадастровый номер 90:25:090102:1968;
- уборная (литер Г) площадью 3,20 кв.м., кадастровый номер 90:25:090102:905.
При этом, как усматривается из выписок из ЕГРН данные объекты недвижимого имущества, право собственности, а также право оперативного управления ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" зарегистрировано 16.06.2017.
24.08.2018 истцом подано заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО) о предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" (исх. N 02-02/562 от 22.08.2018).
По результатам рассмотрения данного заявления МИЗО РК, письмом от 20.09.2018 исх.N 01-08/25494 сообщило, что согласно публичным кадастровым данным, на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), а также берегоукрепительные сооружения в г. Алупке на участке от пансионата "Южный Урал" до санатория "Горное солнце" с кадастровым номером 90:00:000000:303 вместе с тем, правоустанавливающие документы Федерального казенного учреждения здравоохранения санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации на такой объект не представлены, исходя из чего отсутствует возможность проверки соблюдения положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в части исключения вероятности нарушения прав третьих лиц при предоставлении земельного участка.
Распоряжением МТУ Росимущества от 03.08.2020 N 262-р указанный земельный участок передан Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России".
17.09.2020 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе принимает распоряжение N 330-р о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а).
Указанным распоряжением данный участок предоставлен ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" на праве постоянного (бессрочного) пользования (п.3 распоряжения).
МТУ Росимущества обязало ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России обеспечить государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок.
22.09.2020 ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" в МФЦ было подано заявление о регистрации прав на недвижимое имущество.
В государственной регистрации прав за санаторием отказано, поскольку заявления о прекращении прав на земельный участок от ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России не подано.
07 октября 2020 года ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" обратился с заявлением в ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России о выполнении требований распоряжения МТУ Росимущества N 330-р.
03.11.2020 санаторий обратился в Военную прокуратуру Черноморского флота для вынесения предписания ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России о выполнении требований распоряжения МТУ Росимущества N 330-р. Прокурорское реагирование не было осуществлено ввиду отсутствия нарушений закона со стороны поднадзорных прокуратуре должностных лиц.
21.01.2021 санаторий обратился в Департамент военного имущества Минобороны России. В ответе указано, права на участок зарегистрированы в соответствии с законом и полномочия по распоряжению земельным участком перешли к Министерству обороны РФ. Добровольно требования распоряжения МТУ Росимущества N 330-р от 17.09.2020 до настоящего времени не исполнены.
В дальнейшем ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации об: обязании территориального управления обратиться в Министерство обороны Российской Федерации за согласованием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона; обязании Министерства обороны Российской Федерации согласовать территориальному управлению прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона; обязании территориального управления исполнить требования распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе) N 330-р от 17.09.2020 в части касающейся, в частности осуществления государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона; обязании территориального управления предоставить ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), подтверждающую государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.08.2022 по делу N А83-12561/2021 оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Учитывая данные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Способы защиты закреплены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормой права.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, который при этом направлен на достижение правового эффекта, недопустимого в соответствующем материальном правоотношении, его требования не могут быть удовлетворены.
В статье 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты права являются видами материально-правовых требований, которые может заявить лицо в суде. Вместе с тем, законодательство не устанавливает, что любой из этих способов защиты права может быть использован при любом судебном разбирательстве.
Граждане и юридические лица в силу статьи 9 АПК РФ вправе осуществлять этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Таким образом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса.
Истцом заявлены требования о признании отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" на земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а).
В рассматриваемой ситуации, обращаясь с требованием о признании права отсутствующим, истец указал на то, что нарушением его прав является запись о государственной регистрации права собственности ответчика на спорный объект недвижимости, полномочиями по распоряжению которым обладает истец.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу абзаца 4 пункта 52 Постановления N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим по смыслу пункта 52 Постановления N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков.
В пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" указано, что такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом.
Заявленный способ защиты права может быть использован в том случае, если истец является собственником спорного имущества, либо обладает на него иными вещными правами, фактически владеет имуществом.
ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" полагает, что спорный земельный участок, на котором расположены здания, принадлежащие ему на праве оперативного управления, не может находиться на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в том числе, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), что регламентировано подпунктом 2 части 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Согласно части 3 статьи 39.9 ЗК РФ в решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:
1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;
2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;
3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции, право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300 расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а) зарегистрировано за ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на основании Распоряжением МТУ Росимущества от 03.08.2020 N 262-р.
При этом, на земельном участке расположены объекты недвижимости федеральной формы собственности, закрепленные на праве оперативного управления за ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России", а именно пляжный навес (литер Б) площадью 256,10 кв. м, кадастровый номер 90:25:090102:903, спальный павильон (литер А) площадью 140,00 кв. м, кадастровый номер 90:25:090102:907, дежурное помещение (литер В), площадью 15,90 кв. м, кадастровый номер 90:25:090102:1968 и уборная (литер Г) площадью 3,20 кв. м, кадастровый номер 90:25:090102:905.
Таким образом, спорный земельный участок не мог быть передан ответчику в силу закона и не передавался ему фактически.
Доказательств обратного апеллянтом не представлено.
С учетом изложенного, права пользования земельным участком у ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не возникло.
Такое право возникло у истца в силу прямого указания в законе.
Истец обратился в МТУ Росимущества с заявлением об ошибочной передаче земельного участка с кадастровым номером 90:25:090102:300, поскольку на нем расположены 4 объекта недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за санаторием.
Из материалов дела следует, что 17.09.2020 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе приняло распоряжение N 330-р о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а). Указанным распоряжением данный участок предоставлен ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 распоряжения). Кроме того, МТУ Росимущества обязало ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России обеспечить государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок.
Указанное распоряжение принято в рамках представленных Росимуществу полномочий (Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Доводы апеллянта о том, что с момента регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе не имело правовых оснований для издания распоряжения N 330-р о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300 путем прекращения права у ответчика, который является структурным подразделением Минобороны России отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм права. Так, по результатам рассмотрения обращения Санатория МТУ Росимущества в соответствии с полномочиями по распоряжению государственным имуществом, приняло распоряжение N 330-р о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а).
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о ненадлежащем способе защиты. Так, правом пользования земельным участком обладает истец.
При этом соответствующее право за истцом не зарегистрировано, ответчик от прекращения регистрации права постоянного бессрочного пользования уклоняется.
В государственной регистрации прав за санаторием отказано, поскольку заявления о прекращении прав на земельный участок от ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России не подано.
При этом истцом в материалы дела представлены доказательства несения бремени содержания имущества, а именно охраны объектов недвижимости, договора водоснабжения и водоотведения, от 26.12.2019, от 23.03.2015, договора энергоснабжения от 12.03.2015.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик спорный земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300 не использует, поскольку на нем расположены принадлежащие истцу на праве оперативного управления объекты недвижимости.
Доказательств обратного в материалы дела ответчиками не представлено.
При этом ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления N 10/22). В данном случае право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком зарегистрировано за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности реализации истцом исключительного права на приобретение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком без признания отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" на земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (Дворцовое шоссе, 28а).
Вопреки доводам ответчика, истцом выбран надлежащий способ защиты нарушенного права.
Учитывая фактические правоотношения сторон и материально-правовой интерес ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России", направленный на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком надлежащим способом защиты права является признание отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ответчика на спорный земельный участок.
Таким образом, коллегия судей полагает, что суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Доводы Минобороны и ФГКУ об отсутствии предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ спорным земельным участком судом первой инстанции были правомерно отклонены, поскольку в данном случае предметом рассмотрения является спор о признании соответствующего зарегистрированного права отсутствующим.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2023 по делу N А83-12561/2021.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2023 по делу N А83-16524/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16524/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САНАТОРИЙ "АЛУПКА" МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Третье лицо: Администрация г. Ялта Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ, МИЗО РК, МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Совет Министров РК