г. Саратов |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А06-3137/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.09.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 20.09.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 июля 2023 года по делу N А06-3137/2023 (судья Аюпова А.Н.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, стр. 149, пом. 1, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г.Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410)
заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (414024, г. Астрахань, ул. Боевая, стр. 50Б, пом. 1, ОГРН 1063016012586, ИНН 3016048660),
о признании недействительными решения и предписания от 03 апреля 2023 года N 030/01/10-755-2022,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 03.04.2023 по делу N 030/01/10-755-2022 и выданного на его основании предписания от 03.04.2023 N 030/01/10-755-2022.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - ООО "Жилкомсервис").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.08.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.06.2022 в Астраханское УФАС России поступило заявление ООО "Жилкомсервис", указывающее на признаки нарушения ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" антимонопольного законодательства, выразившиеся в не проведении проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случае, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис" (т. 2 л.д. 134-140).
На основании поступившего обращения Управлением на основании приказа от 01.07.2022 N 64-п возбуждено дело N 030/01/10-755-2022 по признакам нарушения ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) (т. 2 л.д. 129-130).
По результатам рассмотрения дела N 030/01/10-755-2022 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области вынесено решение по делу, которым бездействие ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" признано нарушающим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в непринятии мер в период с 01.01.2021 по 01.06.2022 по допуску во все жилые помещения в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, ул. Николая Островского, д. 64, ул. Николая Островского, д. 123, ул. Николая Островского, д. 160, корп.1, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, ул. Ахшарумова, д. 6, ул. Пороховая, д. 16а, ул. Южная, д. 25, ул. Южная, д. 25, корп. 1, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, ул. Боевая, д.57, ул. Боевая, д. 61, ул. Бэра, д. 57, ул. Джона Рида, д. 33, ул. Дубровинского, д. 58, ул. Космонавтов, д. 3Б, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, ул. Космонавтов, д. 14, ул. Власова, д. 4, ул. Власова, д. 4, корп. 1, ул. Звездная, д. 7, корп. 3, которое создало угрозу ущемления интересов ООО "Жилкомсервис" в сфере предпринимательской деятельности в виде возложения на управляющую организацию уплаты завышенных объемов электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды (т. 1 л.д. 71-89).
На основании данного решения ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" выдано предписание от 03.04.2023 N 030/01/10-755-2022, которым Обществу предписано в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания провести проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случае, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, ул. Николая Островского, д. 64, ул. Николая Островского, д. 123, ул. Николая Островского, д. 160, корп.1, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, ул. Ахшарумова, д. 6, ул. Пороховая, д. 16а, ул. Южная, д. 25, ул. Южная, д. 25, корп. 1, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, ул. Боевая, д.57, ул. Боевая, д. 61, ул. Бэра, д. 57, ул. Джона Рида, д. 33, ул. Дубровинского, д. 58, ул. Космонавтов, д. 3Б, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, ул. Космонавтов, д. 14, ул. Власова, д. 4, ул. Власова, д. 4, корп. 1, ул. Звездная, д. 7, корп. 3 и принять меры по допуску в жилые помещения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", в которые не были допущены сотрудники энергосбытовой компании согласно ведомостям проверок и фиксации показаний счётчиков электрической энергии по ООО "Жилкомсервис" по адресам г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, ул. Николая Островского, д. 64, ул. Николая Островского, д. 123, ул. Николая Островского, д. 160, корп.1, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, ул. Ахшарумова, д. 6, ул. Пороховая, д. 16а, ул. Южная, д. 25, ул. Южная, д. 25, корп. 1, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, ул. Боевая, д.57, ул. Боевая, д. 61, ул. Бэра, д. 57, ул. Джона Рида, д. 33, ул. Дубровинского, д. 58, ул. Космонавтов, д. 3Б, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, ул. Космонавтов, д. 14, ул. Власова, д. 4, ул. Власова, д. 4, корп. 1, ул. Звездная, д. 7, корп. 3 (т. 1 л.д. 69-70).
Кроме того, в предписании содержится требование в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения настоящего предписания ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" сообщить о его исполнении в Астраханское УФАС России, предоставив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимой совокупности условий для признания указанных ненормативных правовых актов недействительными. Суд пришёл к выводу, что именно ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения в отношении жилых помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис", следовательно, обязанность по проведению рассматриваемых по делу проверок возложена на заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон, Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдаёт предписания.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком.
Как установлено антимонопольным органом доля ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области в границах присоединённых сетей в 2020 году составляла 73,11 % (т. 1 л.д. 79-80).
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии в границах присоединённых сетей на территории Астраханской области.
Из материалов дела следует, что в многоквартирных домах, в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис", расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, ул. Николая Островского, д. 64, ул. Николая Островского, д. 123, ул. Николая Островского, д. 160, корп.1, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, ул. Ахшарумова, д. 6, ул. Пороховая, д. 16а, ул. Южная, д. 25, ул. Южная, д. 25, корп. 1, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, ул. Боевая, д.57, ул. Боевая, д. 61, ул. Бэра, д. 57, ул. Джона Рида, д. 33, ул. Дубровинского, д. 58, ул. Космонавтов, д. 3Б, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, ул. Космонавтов, д. 14, ул. Власова, д. 4, ул. Власова, д. 4, корп. 1, ул. Звездная, д. 7, корп. 3, введены в эксплуатацию общедомовые приборы учёта электрической энергии.
Согласно протоколам общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам собственниками помещений принято решение о сохранении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе и в рассматриваемый по делу период (т. 2 л.д. 141-175).
Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 Правил N 354 определены следующие понятия:
коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Подпунктом "д" пункта 17 Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае, если при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчётов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, - с даты принятия такого решения.
Данная норма впоследствии нашла своё отражение в подпункте 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, введённой Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ.
Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства (органа полномочного на толкование норм Правил N 354) от 20.07.2019 года N 7087-01704 "О правилах предоставления коммунальных услуг собственникам многоквартирных домов" при прямых договорах исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая осуществляет поставку коммунальных ресурсов в жилые и нежилые помещения.
Таким образом, именно ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис".
Такой правовой подход сформирован сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2020 по делу N А06-6986/2018).
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпункту "е(1)" пункта 18 Правил N 124 обязательным условием договора являются также обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта и (или) иной информации, используемой для определения объёмов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учёта и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются исполнителем по соглашению с ресурсоснабжающей организацией. В отношении договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) указанные обязательства устанавливаются с учётом требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений об их показаниях.
Поскольку ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис", обязанность по проведению рассматриваемых по делу проверок возложена на него.
Исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учёта (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учёта) (подпункт "е(1)" пункта 31 Правил N 354).
Согласно подпункту "б" пункта 82 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан проводить проверки достоверности предоставленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учёта и распределителей осуществляют потребители).
В силу пункта 83 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, за исключением случаев присоединения общих (квартирных) приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
При рассмотрении дела ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" сообщило, что обществом в период с января 2021 по июль 2022 осуществлена проверка индивидуальных приборов учёта, установленных в многоквартирных домах по адресам: г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 59, ул. Николая Островского, д. 64, ул. Николая Островского, д. 123, ул. Николая Островского, д. 160, корп.1, ул. Николая Островского, д. 160, корп. 3, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1а, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, корп. 2, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10, ул. Ахшарумова, д. 6, ул. Пороховая, д. 16а, ул. Южная, д. 25, ул. Южная, д. 25, корп. 1, ул. Кубанская, д. 17, корп.1, ул. Боевая, д.57, ул. Боевая, д. 61, ул. Бэра, д. 57, ул. Джона Рида, д. 33, ул. Дубровинского, д. 58, ул. Космонавтов, д. 3Б, ул. Космонавтов, д. 4, корп. 1, ул. Космонавтов, д. 14, ул. Космонавтов, д. 16, ул. Власова, д. 4, ул. Власова, д. 4, корп. 1, ул. Звездная, д. 7, корп. 3. Также обществом представлены ведомости проверки и фиксации показаний счётчиков электрической энергии, установленных в помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис" (т. 2 л.д. 1-31). Указанные ведомости содержат информацию о показаниях приборов учёта на момент проверки, а также информацию о недопуске в жилые помещения для такой проверки.
При этом в силу пункта 85 Правил N 354 исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 80 (1) упомянутых Правил, - гарантирующий поставщик, если для проведения проверки необходим доступ в помещение потребителя, направляет последнему не позднее 14 дней до даты проведения проверки извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета электрической энергии (подпункт "а"). Исполнитель либо гарантирующий поставщик обязаны провести проверку в согласованные с потребителем дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанные лица обязаны незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85 (1) Правил N 354 (подпункт "в"). Если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета.
Акты не допуска в жилые помещения ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не составлялись.
Исходя из формулы 13 Приложения N 2 к Правилам N 354, объём электрической энергии, предоставленный за расчётный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется как разница между объёмом электрической энергии, определённым по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса и суммарного объёма электрической энергии, потреблённого в жилых и нежилых помещениях.
Таким образом, предоставление собственниками помещений в ресурсоснабжающую организацию заниженных (менее фактических объёмов, исходя из показаний индивидуальных приборов учёта) данных о потреблённом объёме электрической энергии в жилых и нежилых помещениях может привести к неправильному расчёту платы за электроснабжение.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к верному выводу о том, что бездействие ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившееся в непринятии мер по допуску во все жилые помещений в указанных многоквартирных жилых домах может повлечь ущемление интересов ООО "Жилкомсервис" в сфере предпринимательской деятельности в виде возложения на управляющую организацию уплаты завышенных объемов электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В апелляционной жалобе ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" указывает на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124) внесены изменения, пункт 22 дополнен подпунктом "б(3)" из содержания которого следует, что плата за коммунальный ресурс подлежит корректировке по истечении календарного года или при прекращении договора ресурсоснабжения. Корректировка производится в течение I квартала года, следующего за календарным годом, за который производится корректировка, а при прекращении (расторжения) договора ресурсоснабжения - в течение одного месяца с даты прекращения (расторжения) такого договора.
По мнению ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" вынесенное предписание подлежит отмене как незаконное и неисполнимое, поскольку проведение проверки достоверности предоставляемых показаний индивидуальных приборов учёта повлечёт за собой перерасчёт объёма и размера платы (при наличии такового) за ОДН, тогда как плата за коммунальный ресурс подлежит корректировке по истечении календарного года либо при прекращении договора ресурсоснабжения.
Судебной коллегией апелляционной инстанции подлежат отклонению названные доводы, поскольку в данном случае ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" вменялось нарушение подпункта "б" пункта 82 Правил N 354, а не подпункта "б(3)" пункта 22 Правил N 124.
Кроме того, наличие доступа управляющей компании в спорный период к индивидуальным приборам учёта потребителей не снимает с исполнителя коммунальной услуги (в рассматриваемом случае - коммунальной услуги по электроснабжению) обязанности проводить проверки достоверности предоставленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учёта.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что УФАС по Астраханской области принимая оспариваемое решение, не превысил свои полномочия и не вторгся в гражданско-правовые отношения, поскольку не согласовывал какие-либо условия гражданско-правового договора и императивно не указывал конкретной суммы оплаты за потреблённую электроэнергию потребителями вышеназванных домов.
Аналогичный правовой подход сформирован сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2017 по делу N А06-10278/2015).
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что не проведение проверок достоверности показаний приборов учёта, представляемых потребителями, не является злоупотреблением доминирующим положением о не имеет антиконкурентной направленности.
Судебная коллегия отклоняет данный довод заявителя, поскольку в силу ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются, в том числе и ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, не проведение проверок нарушает права хозяйствующего субъекта - ООО "Жилкомсервис".
Доводы ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" о необходимости решать спорный вопрос в гражданско-правовом порядке и выводимое из этой посылки утверждение об отсутствии у антимонопольной службы соответствующих полномочий строятся на попытке представить гражданско-правовые и административные способы защиты прав как взаимоисключающие, что не соответствует закону. Наличие гражданско-правовых споров между заинтересованными в исходе рассматриваемого спора лицами не имеет правового значения, если в тех делах не установлены имеющие преюдициальное значение для настоящего дела обстоятельства. Субъекты могут параллельно использовать для защиты своих интересов возможность обратиться с иском в гражданско-правовом порядке и с заявлением в контролирующие государственные органы. Данный подход является устоявшимся в судебной практике и был подтверждён разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в 2021 году.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум от 04.03.2021 N 2) указано, что реализация антимонопольными органами в целях защиты конкуренции предоставленных им властных полномочий не исключает права участников рынка на защиту своих гражданских прав на основании положений Закона о защите конкуренции, включая право на обращение в суд (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
Не соответствует действительности также утверждение, что в данном случае отношения не подпадают под антимонопольное регулирование, а являются гражданскими, поскольку фактическое доминирование на рынке энергоснабжения не ставит энергоснабжающую и управляющую домами компании в неравное положение.
В пункте 11 Пленума от 04.03.2021 N 2 указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признаётся поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается, в том числе, в причинении вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка). В данном случае вред выражается в угрозе неправильного начисления платежей управляющей домами компании и навязывании управляющей компании обязанности проверки достоверности показаний ИПУ, которая приведёнными выше нормами возложена на ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" как на исполнителя услуги при наличии прямых договоров с собственниками помещений.
Там же в последнем абзаце пункта 11 Пленума от 04.03.2021 N 2 разъяснено, что следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определённых действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.
Апелляционная коллегия считает, что если бы энергоснабжающая компания не являлась доминантой, и у управляющей компании имелся бы выбор контрагента, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не имела бы преимущества переговорных возможностей. Позиция управляющей компании очевидным образом демонстрирует, что она не предполагает брать на себя обязанности, возложенные нормативными актами на доминирующего субъекта.
Довод ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" о том, что в рассматриваемой ситуации не имеет значение его доминирование на рынке электроэнергетики, что следует оценивать рынок коммунальных услуг, является несостоятельным, поскольку правоотношения, в рамках которых возник спор, обусловлены доминированием заявителя на рынке электроэнергетики и безальтернативностью его как контрагента.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу, комиссия выдала ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" предписание о проведении в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случае, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис" и принять меры по допуску в жилые помещения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис", в которые не были допущены сотрудники энергосбытовой компани (т. 1 л.д. 27).
Проверка достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки позволит сверить взаиморасчёты между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и управляющей организацией ООО "Жилкомсервис" и восстановит права управляющей компании, если за ней числился необоснованный долг, в том числе и за период с 01.01.2021 по 01.06.2022, поскольку показания счётчиков являются непрерывными с момента подачи электроэнергии.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, требования оспоренного предписания Астраханского УФАС России являются конкретными, исполнимыми и направлены на устранение выявленных нарушений антимонопольного законодательства и восстановление прав управляющей организации.
Поскольку решение антимонопольного органа от 03.04.2023 по делу N 030/01/10-755/2022 и вынесенное на его основании предписание соответствуют законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", незаконно не возлагают на общество какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о соответствии оспоренных решения и предписания антимонопольного органа законодательству и отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 июля 2023 года по делу N А06-3137/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.