г. Ессентуки |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А63-13430/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.09.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Луговой Ю.Б., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., в отсутствие в судебном заседании истца - комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601311281, г. Кисловодск, ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГУП СК "Крайтеплоэнерго", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2023 по делу N А63-13430/2022,
УСТАНОВИЛ:
комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601311281, г. Кисловодск обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь, об обязании принять в собственность Ставропольского края недвижимого имущества (теплоснабжения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП СК "Крайтеплоэнерго".
Решением суда от 24.04.2023 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что между органом государственной власти Ставропольского края и органом местного самоуправления Ставропольского края в лице комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска отсутствует согласованность действий по передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края и волеизъявление всех заинтересованных в такой передаче субъектов, обязанность по принятию объектов теплоснабжения в собственность Ставропольского края у соответствующего органа исполнительной власти не возникает. Кроме того спорные объекты являются лишь частями теплоснабжения (тепловых сетей) и представляют собой тепловые вводы в многоквартирные жилые дома. Невозможно обеспечить надежное теплоснабжение, владея только небольшим элементом тепловой трубы, являющейся частью одного из устройств тепловой сети. В этой связи в случае закрепления за ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в хозяйственное ведение спорных объектов, организация не сможет организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей города-курорта Кисловодска.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-КЗ "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" имущество, имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
В отзывах министерство и ГУП СК "Крайтеплоэнерго" возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено из обстоятельств дела, Дума города-курорта Кисловодска приняла решение от 27.03.2019 N 25-519 о передаче объектов недвижимого имущества (тепловых сетей) из муниципальной собственности городского округа города-курорта Кисловодска в государственную собственность Ставропольского края, согласно приложению N 1.
Согласно пункту 7 протокола оперативного совещания от 22.08.2019 Министерства имущественных отношений Ставропольского края по вопросу осуществления реализации полномочий в рамках Закона N 113-кз дано поручение генеральному директору ГУП СК "Крайтеплоэнерго" и главе г. Кисловодска проработать вопрос по принятию объектов теплоснабжения города-курорта Кисловодск в государственную собственность Ставропольского края.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в письме от 09.12.2019 N 02/1-3493, адресованном Министерству имущественных отношений Ставропольского края, сообщило, что указанные в решении Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.03.2019 N 25-519 объекты теплоснабжения (тепловые сети) являются тепловыми вводами в многоквартирные жилые дома, которые фактически используется иной теплоснабжающей организацией - ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" (ИНН 2628057299) для передачи вырабатываемого ресурса. ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" было переименовано в ООО "Теплоэнерго Кисловодск", о чем в едином государственном реестре юридических лиц внесена запись регистрации от 27.01.2023 N 2232600022653. Кроме того, визуально оценить техническое состояние предлагаемого к передаче имущества (тепловых сетей) не было возможности, поскольку 96% участков тепловых сетей проходят подземно в непроходных каналах, сведения о годах ввода в эксплуатацию объектов, документы по их ремонту и содержанию отсутствуют, земельные участки под объектами не выделены, на кадастровом учете не состоят, вещное право на них не зарегистрировано.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в письме от 14.05.2021 N 02/1-1260, направленном Министерству имущественных отношений Ставропольского края, указало, что в соответствии с Законом Ставропольского края N 113-кз с помощью тепловых вводов в МКД невозможно осуществить организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей города -курорта Кисловодска, в связи с чем посчитало нецелесообразным принятие указанных объектов в собственность Ставропольского края.
По итогам рассмотрения письма ГУП СК "Крайтеплоэнерго" от 14.05.2021 N 02/1-1260 министерством принято решение, оформленное письмом от 02.06.2022 N 9297/05, об отказе в формировании проекта распоряжения Правительства Ставропольского края о передаче в собственность Ставропольского края от муниципального образования - города-курорта Кисловодска спорных объектов.
Считая отказ министерства в принятии объектов в собственность незаконным, комитет обратился с иском об обязании принять в собственность Ставропольского края недвижимого имущества (теплоснабжения).
Оценивая законность и обоснованность заявленных требований об обязании принять в собственность имущество, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Применительно к пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
С 01.01.2019 вступил в силу Закон Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" (далее - Закон N 113-кз), согласно которому перераспределены полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по организации теплоснабжения.
В соответствии со ст. 2 Закона N 113-кз органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, предусмотренные данной статьей, в числе которых значатся полномочия по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях муниципальных и городских округов Ставропольского края, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии в целях обеспечения надежного теплоснабжения и горячего водоснабжения своих потребителей, и находится в ведомственном подчинении министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Производство и передача тепловой энергии осуществляется с использованием объектов теплоснабжения (котельных), эксплуатируемых ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, в отношении которых ответчик обладает вещными правами.
В силу положений ст. 113 ГК РФ имущество ГУП СК "Крайтеплоэнерго" находится в государственной собственности Ставропольского края и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Во исполнение п. 7 протокольного поручения ГУП СК "Крайтеплоэнерго" проработан вопрос по принятию объектов теплоснабжения города-курорта Кисловодска в государственную собственность Ставропольского края.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго", в письме от 09.12.2019 N 02/1-3493, адресованном первому заместителю министра имущественных отношений Ставропольского края, сообщило, что указанные в решении Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.03.2019 N 25-519 объекты теплоснабжения (тепловые сети) являются тепловыми вводами в многоквартирные жилые дома, которые фактически используется иной теплоснабжающей организацией - ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" (ИНН 2628057299) для передачи вырабатываемого ресурса. ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" переименовано в ООО "Теплоэнерго Кисловодск", о чем в едином государственном реестре юридических лиц внесена запись регистрации от 27.01.2023 N2232600022653. Кроме того, визуально оценить техническое состояние предлагаемого к передаче имущества (тепловых сетей) не было возможности, поскольку 96% участков тепловых сетей проходят подземно в непроходных каналах, сведения о годах ввода в эксплуатацию объектов, документы по их ремонту и содержанию отсутствуют, земельные участки под объектами не выделены, на кадастровом учете не состоят, вещное право на них не зарегистрировано.
Как указывало ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в письме от 14.05.2021 N 02/1-1260, направленном в Министерство имущественных отношений Ставропольского края, в соответствии с Законом Ставропольского края N 113-кз с помощью тепловых вводов в МКД невозможно осуществить организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей города -курорта Кисловодска, в связи с чем посчитало нецелесообразным принятие указанных объектов в собственность Ставропольского края.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ в настоящее время регулируется правилами части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 122-ФЗ).
Абзацами 12-14 части 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями, созданными субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, для безвозмездной передачи имущества, пребывающего в муниципальной собственности, в собственность субъекта РФ необходима совокупность двух вышеприведенных условий.
Доказательств того, что объектами теплоснабжения, указанными в решении Думы города-курорта Кисловодска, пользуется какой либо орган государственной власти Ставропольского края либо ГУЛ СК "Крайтеплоэнерго", исковое заявление не содержит.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации (далее Постановление N 374). Пунктом 2 Постановления N 374 установлено, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:
а) предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации;
б) выписка из реестра муниципального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества, выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника имущества;
г) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному (муниципальному) унитарному предприятию, государственному (муниципальному) учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости);
д) документы, подтверждающие право собственности муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости);
м) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений;
н) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
о) предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества;
п) обращение государственного предприятия субъекта Российской Федерации о принятии имущества в собственность субъекта Российской Федерации соответственно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней;
р) заверенная в установленном порядке копия устава организации, за которой предлагается закрепление имущества;
с) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.
Из изложенного следует, что для передачи имущества из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края должен быть соблюден порядок, установленный Законом N 122-ФЗ и Постановлением N 374.
Обращение ГУП СК "Крайтеплоэнерго" о принятии имущества, находящегося в муниципальной собственности города - курорта Кисловодска, в собственность Ставропольского края, в отношении которого Думой данного муниципального образования принято решение от 27.03.2019 N 25-519, а также предложение органа государственной власти Ставропольского края в лице его уполномоченного органа с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества, предусмотренные подпунктами "о", "п" пункта 2 Постановления N 374,отсутствуют.
По итогам рассмотрения письма ГУП СК "Крайтеплоэнерго" от 14.05.2021 N 02/1-1260 министерством имущественных отношений Ставропольского края принято решение об отказе в формировании проекта распоряжения Правительства Ставропольского края о передаче в собственность Ставропольского края от муниципального образования города-курорта Кисловодска спорных объектов (письмо от 02.06.2022 N 9297/05).
Вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного собственника другому ранее уже являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным исполнительным органом власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке (п. 3.2).
Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную, собственность субъекта РФ, поскольку абзацем 2 пункта 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. То, что выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в данном Постановлении, применимы ко всем уровням публичной власти, указывает и Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 27.09.2006 г. (дело N 71-ГО6-30). Кроме того, аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-0.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 07.12.2006 N 542-0 указал, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, что безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-ГТ и Определении от 7 декабря 2006 года N 542-0 правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
В связи с тем, что между органом государственной власти Ставропольского края и органом местного самоуправления Ставропольского края в лице комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска отсутствует согласованность действий по передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края и волеизъявление всех заинтересованных в такой передаче субъектов, обязанность по принятию объектов теплоснабжения в собственность Ставропольского края у соответствующего органа исполнительной власти не возникает.
Довод апеллянта о том, что ГУП СК "Крайтеплоэнерго" является учредителем ООО "Теплоэнерго Кисловодск", имущество которого может быть сформировано, в том числе за счет имущества, переданного обществу его участниками, не может являться основанием для принятия в собственность Ставропольского края муниципального имущества, поскольку, как было указано выше, действующими нормативными правовыми актами предусмотрены условия и порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта, которые не соблюдены.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2023 по делу N А63-13430/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13430/2022
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС"