г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-47350/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ОФПСС РФ по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2023 по делу N А40-47350/23,
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868; ОГРН 1027703026075)
к ООО "ПРАЙДЕКС КОНСТРАКШН" (ОГРН: 1117746900193, дата присвоения ОГРН: 09.11.2011, ИНН: 7707762609)
о взыскании излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения сотрудникам в размере 404 207 руб. 88 коп.,
при участии:
от истца: |
Лебедева И.Г. дов. от 13.01.2023 |
от ответчика: |
Дементьева Т.Ф. дов. от 18.05.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ООО "ПРАЙДЕКС КОНСТРАКШН" (ответчик, общество, страхователь) о взыскании излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения сотрудникам в размере 404 207 руб. 88 коп.
Решением от 07.06.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "ПРАЙДЕКС КОНСТРАКШН" состоит на учете в качестве страхователя в Филиале Отделения Фонда с 01.09.2018 по настоящее время.
В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Филиалом N 21 Отделения Фонда была проведена камеральная проверка, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Камеральная проверка проведена в период с 04.05.2022 по 30.06.2022.
Камеральная проверка проведена на основании представленных страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
В результате проверки было выявлено, что страховщиком понесены излишние расходы при выплате страхового обеспечения на сумму 404 207,88 руб.
Акт камеральной проверки от 30.06.2022 N 772122400003104 был направлен обществу 30.06.2022 Почтой России.
03.08.2022 от страхователя поступили возражения на акт камеральной проверки, согласно которым считает требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку в представленных реестрах сумма рассчитана страхователем верно.
16.08.2022 филиалом N 21 Отделения Фонда вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 772122400003106 на основании акта камеральной проверки от 30.06.2022 N 772122400003104.
На основании решения Обществу было предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений, влияющих на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 404 207,88 руб.
Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 12.09.2022 N 772122700000601 было направлено страхователю Почтой России 15.09.2022.
Поскольку ответчиком требование Фонда не исполнено, Фонд обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 10 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию подлежат.
На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "O Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"- путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда с одновременным присоединения к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создается Социальный России.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ датой создания считается 1 января 2023 года. После присоединения Социальный Фонд России стан правопреемником Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 01.01.2021 в городе Москве действует механизм "Прямые выплаты".
Механизм "Прямых выплат" предполагает изменения в порядке выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и касается всех страхователей (работодателей) и граждан, работающих по договорам.
Постановлением Правительства РФ N 2375 утверждено Положение об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами ФСС застрахованным лицам пособий по обязательному социальному страхованию (далее -Положение N 2375).
Настоящее Положение определяло особенности назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее -застрахованные лица), а также возмещения расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Согласно Постановлению страхователь несет ответственность за достоверность предоставляемых данных, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия и начисленную сумму соответствующего вида пособия.
В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем, территориальные органы страховщика в период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно проводят камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, в порядке, аналогичном порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт 2 статьи 7 Закона N 478-ФЗ).
Страховое обеспечение назначает и выплачивает территориальный орган ФСС РФ на основании сведений и документов, представляемых страхователем - работодателем, сведений, имеющихся в распоряжении Фонда, а также сведений и документов, которые он запрашивает у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (ч. 1, 16, 25 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ),-п. 3 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010).
Страхователи обязаны выполнять обязанности, предусмотренные законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе: своевременно представлять в территориальный орган ФСС РФ сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу; возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в случае, если страхователем представлены недостоверные и (или) неполные сведения (пункты 2.1, 6.1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Так, страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, форма которого утверждена в Приложении N 15 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021 N 26. В графе 22 "Период освобождения от работы" реестра указываются число, месяц и год начала и окончания временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, указанные в листке нетрудоспособности (электронном листке нетрудоспособности) (пункты 4, 5 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375), и. 3.9 Приложения N 16 к Приказу ФСС РФ N 26).
Застрахованные лица обязаны выполнять требования, установленные законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе: представлять страхователю, страховщику достоверные сведения и документы, необходимые для назначения страхового обеспечения, а также сведения о себе, необходимые для выплаты такого обеспечения. При невыполнении застрахованным лицом указанных обязанностей страховщик вправе взыскать с него причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (пункт 1 части 2, часть 3 статьи 4.3, часть 6 статьи 15, часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Проведение контрольных мероприятий по вопросу полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователями необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам также закреплены в положениях Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее Закона N 255).
В случае если представление по вине работодателя недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, последний обязан возместить страховщику причиненный ущерб (п. 6.1 ч. 2 ст. 4.1, ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
По результатам проведенных контрольных мероприятий страховщик вправе (пункты 12 -14 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпункт 4 пункта 8 статьи 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпункты 4, 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"): принимать решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения; осуществлять взыскание сумм излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам со страхователя в судебном порядке; привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной Законом N 255-ФЗ (представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 20% от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 ООО руб. и не менее 1 ООО руб. (ч. 2 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ)).
В случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения, страховщик принимает решение о возмещении излишне понесенных расходов по форме Приложения N 8 к Приказу ФСС РФ от 27.12.2021 N 594, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения (ч. 4, 5 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
На основании вступившего в силу решения страхователю направляется требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащее исполнению в течение 10 календарных дней со дня его получения, если в нем не указан более продолжительный период (ч. 7, 10 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В случае неисполнения страхователем требования в установленный срок страховщик обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов в порядке, определенном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ (ч. 12 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Взысканию подлежат убытки в виде реального ущерба, размер которых определяется расходами страховщика на выплату страхового обеспечения (Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176 по делу N А45-8083/2014, от 26.10.2016 N 303-ЭС16-3905 по делу N А73-18601/2015).
Согласно пункту 15 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (ред. от 13.11.2019) "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за непредставление (за несвоевременное представление) документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия или исчисление его размера, а также размера оплаты отпуска застрахованного лица, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (ред. от 18.08.2021) "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" За непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия или исчисление его размера, а также размера оплаты отпуска застрахованного лица, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия или исчисление его размера, а также размера оплаты отпуска застрахованного лица, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Фонд принимает решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату пособия и направляет страхователю требование об их возмещении в случае выявления в результате проверки: фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов; фактов сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию либо на исчисление размера страхового обеспечения или размера обеспечения по страхованию.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют документы, которые были направлены Фонду для принятия решения о выплате пособий, в материалах дела имеются только акты проверок, проводимых фондом.
При этом, Обществом представлены документы, которые опровергают позицию Фонда и которые были направлены Заявителю на стадии проверки, в отношении следующих работников:
1)Норовой Гургух Абдунаимовной (СНИЛС 194-601-678 88), а именно: листок нетрудоспособности N 402 961 877 808.
Согласно сведениям листка нетрудоспособности, расчет суммы пособия, произведенный обществом, составил ноль рублей ноль копеек;
2)Кобилова Низомчона Абдунаимовича (СНИЛС 197-200-428 65), Махмудова Гуломжона Юлдошевича (СНИЛС 186-133-873 88), Мирбоева Ифтихора Давруковича (СНИЛС 186-908-185 23), Холматова Илхомджона Хомидовича (СНИЛС 205-737-330 52) а именно: реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются 1) разрешение на временное проживание (пункт 2), 2) вид на жительство (пункт 3).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Закон N 255-ФЗ) право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
При этом временно пребывающие в Российскую Федерацию иностранные граждане, как правило, не имеют права на получение пособия по беременности и родам. Исключение составляют граждане государств - членов ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) (части 2, 2.1 статьи 1.1, частей 4, 4.1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; абзацы 4, 5 части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; преамбула, п. 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 от 23.12.2014).
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ). Данный документ подтверждает право иностранца на постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно реестру сведений, Обществом в качестве документа, удостоверяющего личность иностранных граждан Кобилова Н.А., Махмудова Г. Ю, Мирбоева И. Д., Холматова И.Х., в реестрах указан паспорт иностранного гражданина и не представлено сведений о наличии вида на жительство, что указывает на то, что перечисленные работники не являются субъектами права на получение пособия по беременности и родам и имели право только на получение пособия по временной нетрудоспособности, о чем указывает сам Фонд в своем заявлении со ссылкой на часть 4.1 статьи 2 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Обществом были совершены виновные действия, направленные на излишнее начисление и выплату пособий застрахованному лицу, выражающиеся в сокрытии или представлении недостоверных сведений. Учитывая изложенное, Общество не может нести ответственность, предусмотренную пунктом 19 Постановлением Правительства Российской Федерации N 2375.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, заявитель не доказал обстоятельства, на которых основывает свою правовую позицию.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2023 по делу N А40-47350/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47350/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРАЙДЕКС КОНСТРАКШН"