г. Москва |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А40-76026/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Промышленный трейд альянс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-76026/23
по исковому заявлению истец Общества с ограниченной ответственностью "Промышленный трейд альянс" (ОГРН: 1177746569087, ИНН: 9709003008)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленный трейд альянс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 254 867 руб. 88 коп.
Решением суда от 30.06.2023 в иске отказано.
ООО "Промышленный трейд альянс", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то,
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "РЖД" в июле, августе и сентябре 2022 года приняло к перевозке 3 грузовых вагона собственности ООО "Промышленный Трейд Альянс" N N 52388477,52390689, 52463239.
В июле, августе и сентябре 2022 года данные вагоны были забракованы и отцеплены представителями ОАО "РЖД" в текущий отцепочный ремонт (ТР-2) по неисправностям колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности 107), "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности 117) с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М. Измерения неисправностей проводились откалиброванными приборами представителей ОАО "РЖД". В ходе осмотра дефектов, на указанных вагонах, установлено, что причиной неисправности стали повреждения поверхности катания колесных пар, в виде одностороннего ползуна, на базе которого образовалась выщербина. Стоит подчеркнуть, что истец возражений по поводу кода отцепки не имеет.
В связи с выявленными повреждениями, ООО "Промышленный Трейд Альянс" было вынуждено провести текущий отцепочный ремонт вагонов в ВЧДр Елец АО "ОМК Стальной путь", ВЧДЭ-7-Лоста, и понести затраты.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов" 1.20.001.2007, разработанным ФГУП "ВНИИЖТ" и утвержденным 07.12.2007 вице-президентом ОАО "РЖД" В.А. Гапановичем, а в последствии РД По ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) (Утвержден на пятьдесят седьмом заседании Совета по железнодорожному транспорту 17 октября 2012 года) "выщербина" является следствием появления "ползунов" и "наваров" - выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, "ползун", "навар" - это термомеханические повреждения колес.
"Ползун" - локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания.
"Ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары, что является ответственностью перевозчика (ОАО "РЖД").
Перед перевозкой грузов Перевозчиком (ОАО "РЖД") все вышеуказанные вагоны были осмотрены и признаны годными как в коммерческом, так и техническом состоянии, согласно Инструкции N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств -участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50.
Указанная Инструкция устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
Пунктом 1.4 Инструкции осмотрщика вагонов предусмотрено то, что при техническом обслуживании вагонов необходимо проверить наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; техническое обслуживание вагона предусматривает контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей п.2.5. (Инструкции осмотрщика вагонов). Согласно пункту 1.5.1 (Инструкции осмотрщика вагонов) осмотрщик вагонов в работе должен руководствоваться: Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, Инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками. В случае если вагон не соответствует вышеуказанным требованиям, осмотрщик вагонов ОАО "РЖД" обязан сделать запись в журнале ВУ-14. В таком случае, подача вагонов под погрузку прямо запрещена.
В виду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными, детали признаны соответствующими нормативам.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Согласно оформленных актов совместного расследования технического состояния вагонов, выявленные неисправности (повреждения колесных пар) возникли вследствие неправильной эксплуатации Ответчиком вагона, так как выщербины обода колеса образуются путем выкрашивания металла в месте ползуна.
В соответствии с п.п.6, 212 "Классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007 утвержденного ОАО "РЖД" от 07.12.2007 г., "ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, выражающегося в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются при неправильной эксплуатации колесной пары в нарушении п. 14 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 г. N 286.
На основании статьи 105 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ ("Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации") ответственность за повреждение или утрату вагонов, или их узлов и деталей, принадлежащих другим юридическим лицам, возлагается на перевозчика. Перевозчик такие вагоны обязан отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, или их узлов и деталей. Кроме того, Перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения или утраты.
Распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 г. "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25, возложить персональную ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25. Следовательно, приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
В соответствии с пунктом 81 Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60) техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Согласно оформленным актам расследования технического состояния вагонов, выявленные неисправности (повреждения колесных пар) возникли в процессе эксплуатации и претензий к качеству планового ремонта нет.
Оплата выполненных работ произведена платежными поручениями N 1451 от 11.08.2022 г., N 1572 от 29.08.2022 г., N 1804 от 27.09.2022. 2. Кроме того, в результате обточки колесных пар из-за наличия на поверхности катания колесных пар ползунов, колесные пары утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики в связи с уменьшением толщины обода.
В результате обточки, из-за наличия неисправностей на поверхности катания колесных пар, ущерб от уменьшения толщины обода составил 133 449,00 руб.
Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов на колесах являются: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива в нарушении приложения 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 г. N 286.
Истец обратился к Ответчику с претензией N ПР/ПТА-2 от 13.01.2022 г., в которой просил возместить убытки, причиненные повреждением колесных пар. Ответа на претензию не последовало.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
По мнению истца, совокупность вышеуказанных обстоятельств позволила сделать вывод о правомерности заявленных требований.
Однако, суд первой инстанции не смог согласиться с позицией истца ввиду следующего.
В 2022 г. АО "ВНИИЖТ" разработано "Руководство по эксплуатации цельнокатаных колес грузовых вагонов", которое содержит сведения о конструкции и характеристиках, эксплуатационных ограничениях для соблюдения условий безопасности колес, указания по критериям оценки технического состояния и устранению неисправностей колес, а также сведения о хранении, транспортировании, гарантийных обязательствах и утилизации колес. Организацией также изучен вопрос образования неисправностей колесных пар, о чем сделаны следующие выводы.
В соответствии с выводами, изложенными в п. 4.3. Руководства, неисправности "выщербины" и "ползуны" образуются вследствие эксплуатационного взаимодействия элементов системы "тормозная колодка-колесо-рельс" (п. 3 раздела 4.3 Руководства по эксплуатации), а также в результате естественного действия контактных нагрузок при эксплуатационном взаимодействии колеса с головкой рельса (п. 4 раздела 4.3 Руководства по эксплуатации), что означает, что причиной образования "выщербин" и "ползунов" является естественный износ в ходе эксплуатации колес грузового вагона.
Контрагенты ОАО "РЖД" внесли изменения в договоры на текущий отцепочный ремонт, согласно которым стороны согласились, что отцепка грузовых вагонов по кодам неисправности "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" код 117, "ползун на поверхности катания" код 107 и "выщербина обода колеса" код 106 являются эксплуатационными неисправностями, вызванными естественным износом деталей и узлов вагона в процессе эксплуатации.
Контрагенты заключили аналогичные договоры на текущий отцепочный ремонт: АО "ПГК", ООО "Мечел-Транс", ООО "РК "Новотранс", ООО "Атлант", ООО "Гарант Рейл Сервис", Фирма "Трансгарант", ООО Спецэнерготранс, АО НПК, АО УГМК-Транс, ООО АО "ФГК", АО "СГ-Транс", ЗАО "Локотранс", АО "Уголь-Транс", ООО "ППО"Рефсервис, АО Транс-Логик Траст, ООО "Транспортные технологии", ООО "БалтТрансСервис", Уралкалий, ПАО ТрансГруз, ООО АО "ТСЗ "Титран-Экспресс", ООО "ТЕЗКО", ЗАО "Итек Логистик", ООО "МТС", ООО "Полярная грузовая компания", ООО "ТК "Вагонпарк" (Рейлкрафт Сервис), ООО "Ай Эм Ти Экспресс", ООО "Осколтранс", ООО "Адепт Логистик", ООО "ТК "Мотекс", АО "КФС-Транс", ООО "ПромСтройМаш", ВРК-1, АО ВРК-2, АО ОМК Стальной Путь, АО (ВРК-3, АО)", Депо-ЕвроХим, ООО ННК-Транс, АО ПК "Альянс", ООО (Межрегионсервис, ООО), ТЛК, ООО Т-Сервис Логистикс, ООО ТТК-Транс, ООО Финтранс ГЛ, ООО НТК, АО (СУЭК, АО), ООО "Уралвагонзавод- Транс", ООО "РЕМЭКС", ООО "РБ ГРУПП", ООО "ЮВТ-РЭЙЛ", "СТС - Групп", ООО "Ачинский Цемент", ООО "Хавквтормет", ООО "Жефко", ТК "Союз", ООО РН-Транс, ООО "Инпром", "РэйлПро", ООО "Орентранс", ООО "Атлант", ООО "Архбум".
28.12.2021 крупнейший вагоновладелец ПАО "ПГК" заключил с ОАО "РЖД" договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦДИЦВ/205/ДД/В-1114/21.
В соответствии с п. 3.1 Договора стороны согласовали следующее: Отцепка грузовых вагонов по кодам неисправности "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" код 117, "ползун на поверхности катания" код 106 и "выщербина обода колеса" код 107 согласно Классификатору Основные неисправности грузовых вагонов (КЖА 2005 05) является эксплуатационной, вызванной естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации.
Ни один из представленных Истцом документов не свидетельствует о том, что выщербины образовались в результате неправильных действий перевозчика ОАО "РЖД" при управлении тормозами локомотивов и допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов (не содержат сведений о ремонте тормозной системы или о виновности ответчика в образовании выщербин, ползунов). Таким образом, истцом не доказано наличие прямой причинно-следственной связи между действиями перевозчика и образованием выщербин.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, Арбитражный суд Москвы пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, а в связи с чем отказывает в иске.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Истцом не представлено доказательств, где, когда и при каких обстоятельствах были повреждены колесные пары.
Истцом не представлено доказательств того, что ОАО "РЖД" повредило колесные пары (акты о повреждении, акты-рекламации, заключения экспертизы);
Учитывая естественный характер образования выщербин на поверхности катания колесных пар, выщербины могут образовываться и в результате нормальной эксплуатации вагонов, независимо от действий перевозчика.
Учитывая, что возникновение рассматриваемых неисправностей обусловлено причинами эксплуатационного характера, ответственность за техническое состояние имущества нормами действующего законодательства (по общему правилу) возложена на собственника данного имущества (ст. 210 ГК России) и не может быть возложена на ОАО "РЖД".
Каких-либо нормативных либо технических документов, формулирующих презумпцию ответственности перевозчика за образование выщербин и ползунов на колесных парах не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-76026/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76026/2023
Истец: ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРЕЙД АЛЬЯНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"