г. Саратов |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А57-35003/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котляровой А.Ф.,
судей Никольского С.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетовой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июля 2023 года по делу N А57-35003/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения - Саратов" (ОГРН 1156451022683, ИНН 6450090478)
к акционерному обществу "Саратовский радиоприборный завод" (ОГРН 1096453002690, ИНН 6453104288),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая Компания",
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля 2022 года по сентябрь 2022 года, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июня 2022 года по сентябрь 2022 года,
при участии в судебном заседании: представителя АО "СРЗ" - Попека В.Б., действующей на основании доверенности от 18.07.2023 N 035/23-23, представителей ООО "КВС" Милованова И.А., действующего на основании доверенности от 01.12.2022 N Д179-22/квс, Терехина Ю.Е., действующего на основании доверенности от 27.12.2022 N Д-277-22/квс
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения - Саратов" (далее - ООО "КВС", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Саратовский радиоприборный завод" (далее - АО "СРЗ", ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по сентябрь 2022 года в размере 170 993,90 руб., платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июня по сентябрь 2022 года в размере 821 069,66 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 22 841 руб.
Кроме того, ООО "КВС" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к АО "СРЗ" о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период декабрь 2022 г. в размере 101 663,77 руб.; платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за декабрь 2022 г. в размере 406 367,50 руб.; расходов по оплате госпошлины за подачу искового заявления в размере 13 161 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2023 дела N А57-35003/2022 и N А57-2282/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А57-35003/2022.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено: общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая Компания".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.07.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С АО "СРЗ" в пользу ООО "КВС" взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по сентябрь 2022 года в размере 170 993,90 руб., за декабрь 2022 года в размере 101 663,77 руб., а также плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июня по сентябрь 2022 года в размере 821 069,66 руб., за период декабрь 2022 года в размере 406 367,50 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 28 001 руб.
ООО "КВС" из федерального бюджета Российской Федерации возвращена государственная пошлина в сумме 8 001 руб.
АО "СРЗ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что договором холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2017 N 2183 (Приложение N 1) установлен контрольный канализационный колодец для отбора проб сточных вод, в связи, с чем расчет платы за негативное воздействие на работу ЦВС и сброс загрязняющих веществ в соответствии с п. 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 является необоснованным. При этом, по мнению апеллянта, у ООО "КВС" имелась возможность вычета из платы ответчика платы третьего лица - ООО "ТЭГК" на основании п. 3.3 договора от 28.12.2017 N 2183 и п. 123 (6), п. 203 Правил N 644, однако ООО "КВС" исполнил свою обязанность ненадлежащем образом.
ООО "КВС", в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "СРЗ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ООО "КВС" возражали против доводов апелляционной жалобы, настаивали на законности принятого судебного акта.
Представители третьего лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
Судебный акт в сети "Интернет" размещен 23.08.2023, что следует из отчета о публикации судебного акта.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 АПК РФ, учитывая необходимость соблюдения срока рассмотрения апелляционной жалобы, обеспечения осуществления судопроизводства своевременно и в разумные сроки, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело без участия их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации МО "Город Саратов" N 3835 от 11.12.2017 ООО "КВС" наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
ООО "КВС", являясь, гарантирующей организацией, осуществляет через присоединенную сеть отпуск холодной воды Ответчику и прием сточных вод в систему водоотведения.
28.12.2017 между ООО "КВС" и АО "СРЗ" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2183.
Согласно п.1.1 договора, ООО "КВС" обязуется подавать абоненту АО "СРЗ" холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных вод, а абонент обязуется в том числе, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а так же оплачивать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в пределах и сверх установленных нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и (или) нормативов допустимых сбросов, в сроки и порядке и размере, которые предусмотрены договором.
Приложением N 1 к договору N 2183 от 28.12.2017 предусмотрено, что точкой отбора проб (абонент N 20922) является контрольный колодец N 1 перед точкой подключения канализационной линии абонента диаметром 300 мм в канализационный коллектор диаметром 700 мм по ул. Шехурдина, находящийся на эксплуатационном обслуживании Ресурсоснабжающей организации и согласно схемы фекальной канализации, утвержденной главным инженером АО "СРЗ" 27.10.2017.
В связи с тем, что в контрольный канализационный колодец АО "СРЗ" попадают стоки третьего лица - ООО "ТеплоЭлектроГенерирующая компания", ответчик отвечает критериям установленным пунктом 123 (4) Правил N 644 для расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по формуле:
П = КхТхЦпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Qnpl - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
На основании вышеуказанной формулы Ответчику произведен расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период июль - сентябрь, декабрь 2022 и выставлены счета:
- за июль 2022 N 2183 от 12.08.2022 на сумму 38 637,64 руб.;
- за август 2022 N 2183 от 05.09.2022 на сумму 68 076,94 руб.;
- за сентябрь 2022 N 2183 от 03.10.2022 на сумму 64 279,32 руб.;
- за декабрь 2022 N 2183 от 03.01.2023 на сумму 101 663,77 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.2. Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 х Т х Qпр1.
На основании вышеуказанной формулы ответчику произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверхустановленных нормативов состава сточных вод за период с июня по сентябрь 2022, декабрь 2022 и выставлены счета:
- за июнь 2022 N 2183 от 01.07.2022 на сумму 137 094,12 руб.;
- за июль 2022 N 2183 от 12.08.2022 на сумму 154 550,52 руб.;
- за август 2022 N 2183 от 05.09.2022 на сумму 272 307,74 руб.;
- за сентябрь 2022 N 2183 от 03.10.2022 на сумму 257 117,28 руб.;
- за декабрь 2022 N 2183 от 09.01.2023 на сумму 406 367,50 руб.
Поскольку АО "СРЗ" оплату не произвело, истец в адрес ответчика направил претензии от 28.10.2022, от 05.07.2022, от 09.08.2022, от 07.09.2022, от 06.10.2022 с требованием о погашении задолженности за спорные периоды, которые осталась без финансового удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Саратовской области, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ в их совокупности и системной связи, установив отсутствие доказательств оплаты задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверхустановленных нормативов состава сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив в порядке главы 34 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов урегулированы: "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее по тексту Правила N644), "Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту Правила N 728).
Данные Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере - водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно- канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктами "ж" и "и" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
Подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644 установлено, что значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5.
В силу пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3 к этим Правилам.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых сточных вод, с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Ответчик как в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и в ходе рассмотрения апелляционной жалобы указывал на то, что пунктом 3.3 договора установлено, что при наличии третьих лиц, сбрасывающих сточные воды в систему водоотведения абонента, при расчете платы за негативное воздействии на систему водоотведения, их показатели не учитываются.
Кроме того, ответчик выражал несогласие с доводами истца о том, что в стоки АО "СРЗ" попадают стоки третьего лица - ООО "ТЭГК", в связи с чем, необходимо применять положения п. 123(4), 203 Постановления Правительства РФ N 644 от 29.07.2013, поскольку у ООО "КВС" имелась техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента из контрольного колодца, доступ к нему был обеспечен, о чем АО "СРЗ" неоднократно уведомляло ООО "КВС". Кроме того, ответчик указывал, что ООО "ТЭГК" также имеет контрольный колодец, из которого должны браться пробы сточных вод и, обращая внимание на схему расположения колодцев, видно, что он находится ближе контрольного колодца АО "СРЗ", что позволяет производить вычет платы за сбросы ООО "ТЭГК".
В апелляционной жалобе ответчик также настаивает на том, что ООО "КВС" имело возможность отбора проб АО "СРЗ" с последующим вычетом начисленной по нормативам платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод ООО "ТЭГК", таким образом, исполняя надлежаще обязанность, не нарушая условий договора. Однако такой расчет рассмотрен не был, и в течение 2022 года ООО "КВС" не исполняло обязанность по отбору проб (п. 9.2 Договора). Со стороны АО "СРЗ" неоднократно направлялись письма с просьбами осуществить отбор проб, предусмотренный договором, однако положительных результатов от данных обращений не было.
Вышеуказанные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Как следует из материалов настоящего дела и не оспаривается сторонами, в контрольный канализационный колодец АО "СРЗ" попадают стоки ООО "Теплоэлектрогенерирующая компания", что подтверждается схемой фекальной канализации.
Между ООО "КВС" и ООО "Теплоэлектрогенерирующая компания заключено дополнительное соглашение от 27.12.2021, в соответствии с п.2.1. которого в отношении объекта 45631 (г. Саратов, просп. им. 50 Лет Октября, д. 108) установлена точка отбора проб сточной воды: канализационный выпуск Абонента диаметром 100 мм в точке подключения во внутриплощадочную канализационную линию 100 мм, находящуюся в эксплуатационном обслуживании АО "СРЗ".
В силу подпункта "з" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета.
ООО "Теплоэлектрогенерирующая компания" в нарушение подп. "з" п. 35 Правил N 644 в течение длительного времени (в том числе и в исковой период) отказывало представителям истца в допуске на объект с целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод (отбора проб), что подтверждается актами осмотра N 014967 от 29.06.2022, N 014124 от 06.07.2022, N 014233 от 10.08.2022 г., N 012314 от 13.09.2022, N 013070 от 15.12.2022. В связи с изложенным, у ООО "КВС" отсутствовала возможность отбора проб сточных вод ООО "ТЭГК" в исковой период.
Пунктом 11 Правил N 728 предусмотрена специальная процедура отбора проб сточных вод, которая осуществляется в случаях, когда отсутствует техническая возможность произвести отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом.
В случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом, при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией.
Пунктом 123(6) Правил N 644 (негативное воздействие) предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, размер данной платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в данном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (но при этом не может принимать отрицательные значения).
Аналогичное правило предусмотрено п. 204 Правил N 644 (сброс загрязняющих веществ): в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, размер такой платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в определенном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (при этом не может принимать отрицательные значения).
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ООО "КВС" не могло произвести отбор проб сточных вод АО "СРЗ" на основании п. 11 Правил N 728, поскольку, как указывалось выше, ООО "ТЭГК" не обеспечило допуск представителям ООО "КВС" для отбора проб сточных вод в течение 72 часов, предшествующих отбору ответчика. А вышеуказанными пунктами - п. 123 (6), п. 204 Правил N 644 предусмотрен вычет платы третьих лиц из платы ответчика, рассчитанной только на основании отбора, а не формул, предусмотренных п. 123 (4) и п. 203 Правил N 644.
Таким образом, апелляционная коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что порядок расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ, на необходимость применения которого ссылается АО "СРЗ", а именно: "плата ответчика = плата ответчика, рассчитанная на основании отбора" - плата ООО "ТЭГК", рассчитанная на основании формул п. 1213 (4) и п. 203 Правил N 644, не предусмотрен действующему законодательством.
Данные положения применяются либо в случае отбора проб сточных вод, либо в случае принятия декларации о составе и свойствах сточных вод. Между тем, правом на предоставление в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларации в отношении сточных вод, сбрасываемых с объекта, ответчик не воспользовался.
Таким образом, поскольку в контрольный канализационный колодец ответчика попадают стоки третьего лица - ООО "Теплоэлектрогенерирующая компания", ответчик отвечает критериям установленным пунктом 123 (4) Правил N 644 для расчета платы за негативное воздействие на работу ЦВС по формуле:
П = КхТхQпр1, где:
К = коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т = тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Qпр1 = объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточный вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В соответствии с вышеуказанной формулой, ответчику обосновано произведен расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ за период июль - сентябрь, декабрь 2022 и выставлены счета на общую сумму 272 657,67 руб.
Кроме того, в связи с внесением Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 изменений в Правила N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем 8 пункта 123, 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 01.10.2021 по делу N А55-475/2021.
Также судом первой инстанции правомерно приняты во внимание разъяснения, изложенные в письме Минстроя России от 10.11.2020 N 45088-ИА/04, где указано, что в отношении абонентов, указанных в п. 203 Правил N 644, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов состава сточных вод
В пункте 18.3 заключенного сторонами договора предусмотрено, что при исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми постановлением Правительства Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанная в договоре периодичность отбора проб была установлена с учетом Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525) и не могла превышать 1 раза в квартал и быть реже 1 раза в год.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728; далее - Правила N 728), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом п. 18.3 договора, суд пришел к выводу, что ООО "КВС" при выполнении обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствовалось Правилами N 728, что не может расцениваться как злоупотребление правом.
Таким образом, ответчик не представил доказательств, опровергающих правомерность и обоснованность требований истца, в том числе, наличия оснований, предусмотренных абз. 12 пункта 123(4) Правил N 644 (Апелляционное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41).
В частности, декларация, характеризующая состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения, АО "СРЗ" не представлялась, представленный ответчиком контррасчет платы, действующим законодательством не предусмотрен.
С учетом установленных обстоятельств по делу, руководствуясь Правилами N 644 и N 728, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по сентябрь 2022 года в размере 170 993,90 руб., за декабрь 2022 года в размере 101 663,77 руб., и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июня по сентябрь 2022 года в размере 821 069,66 руб., за декабрь 2022 года в размере 406 367,50 руб.
Апелляционная коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в заявленном истцом размере, у апелляционного суда правовых оснований для их переоценки не имеется.
При распределении судебных расходов судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права. Доказательств обратного не установлено, а апеллянтом не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы АО "СРЗ" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июля 2023 года по делу N А57-35003/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Ф. Котлярова |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-35003/2022
Истец: ООО КВС
Ответчик: АО "Саратовский радиоприборный завод"
Третье лицо: ООО Теплоэлектрогенерирующая компания, 12 ААС