г. Москва |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А40-58817/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2023 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-58817/23 по иску ЗАО "Локотранс" (ОГРН: 1027600682010, ИНН: 7604054410) к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727), о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локоторанс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 705 902 рублей 42 копеек убытков.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Истец уточнил исковые требования до 700 502 рублей 42 копеек, в связи с принятием доводов ответчика о заявленной упущенной выгоде по вагону N 94950490 в размере 5 400 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.06.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 22.09.2022 ВЧДР Лянгасово - филиал АО "ВРК-1" выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 93937399.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 76 от 20.09.2022. Представитель перевозчика принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" совместно с представителем ОАО "РЖД". В результате был составлен Акт осмотра вагона N 93937399 от 22.09.22, согласно которому на колесных парах N 1226-25076-2016, N 1226-25055-2016, N 1175-92967-2017 выявлено наличие выщербин на односторонних ползунах.
Согласно акту, указанные неисправности вызваны неправильной эксплуатацией колесных пар, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", акт содержит фотоматериалы.
23.09.2022 ВЧДР Лянгасово - филиал АО "ВРК-1" выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 93937191.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 79 от 20.09.2022. Представитель перевозчика принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" совместно с представителем ОАО "РЖД". В результате был составлен акт осмотра вагона N 93937191 от 22.09.22, согласно которому на колесных парах N 1175-90008-2017, N 1175-90209-2017, N 1175-92259-2017 выявлено наличие выщербин на односторонних ползунах.
Согласно акту, указанные неисправности вызваны неправильной эксплуатацией колесных пар, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", акт содержит фотоматериалы.
25.09.2022 ВЧДР Лянгасово - филиал АО "ВРК-1" выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 94950490.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 85 от 21.09.2022. Представитель перевозчика принял участие в осмотре вагона.
Осмотр вагона произвел представитель ЗАО "Локотранс" совместно с представителем ОАО "РЖД". В результате был составлен акт осмотра вагона N 94950490 от 25.09.22, согласно которому на колесных парах N 1175-88649-2016, N 1175-79090-2016, N 1175-88725-2016 выявлено наличие выщербин на односторонних ползунах.
Согласно акту указанные неисправности вызваны неправильной эксплуатацией колесных пар, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005. Акт подписан представителем ЗАО "Локотранс", акт содержит фотоматериалы.
Во всех заявленных случаях перевозчик был надлежащим образом уведомлен о предстоящем комиссионном осмотре, путем направления телеграммы (до начала осмотра и до начала ремонта вагона).
ЗАО "Локотранс" направляет телеграммы в адрес ответчика на основании заключенного с ОАО "РЖД" договора N 1-451113/Т от 28.10.2014, в рамках которого ОАО "РЖД" (оператор) оказывает ЗАО "Локотранс" (пользователю) услуги телеграфной связи.
Факт отправки представленных подтверждается соответствующими детализацией по отправке телеграмм обыкновенных от 30.09.2022, актом выполненных работ по оказанию услуг телеграфной связи от 30.09.22, а также счетом-фактурой от 30.09.22, платежным поручением N 6236 от 06.10.22, приложенными к иску.
На колесных парах указанных вагонов были обнаружены односторонние ползуны и выщербины на односторонних ползунах.
В соответствии с Классификатором КЖА 2005 неисправность "односторонний ползун" является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе").
Согласно Классификатору КЖА указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
07.12.2007 утвержден "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
"Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007" от 07.12.2007 г. распределяет неисправности колесных пар по классам в зависимости от признака, характеризующего главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
Таким образом, такая неисправность как односторонний ползун, является повреждением согласно всем трем существующим классификаторам неисправностей, и их образование зависит от действий перевозчика. Причины возникновения неисправностей четко определены вышеназванными Классификаторами.
Кроме того, на сети железных дорог Российской Федерации действуют "Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава", утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 07 мая 2014 года N 60).
Указанными Правилами на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). При этом п. 4 Раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Аналогичные требования содержатся и в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 года N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1., 10.1.10, Раздел 2 Инструкции).
Исходя из приведенных выше нормативных актов, скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушением правил эксплуатации подвижного состава и следствием действий перевозчика.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащены необходимыми технологическими устройствами.
Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
ОАО "РЖД" приняло исправные вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N ЭШ476383 (вагон N 93937399), N ЭШ476886 (вагон N 93937191), N ЭШ255753 (вагон N 94950490).
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке они были исправны.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава заключает с вагонными ремонтными предприятиями договоры на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов, тем самым обеспечивая исправное состояние своих вагонов. Отсутствие неисправностей вагонов, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно прилагаемому расчету, убытки ЗАО "Локотранс" составляют 705 902 рубля 42 копейки.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес подрядчика претензии N И22-04048 от 12.12.22, N И22-04049 от 12.12.22, N И22-04051 от 12.12.22.
Доводы апелляционной жалобы заявителя подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
Факт наличия на поверхности катания колесных пар таких неисправностей как "Одностороние ползуны" подтверждается актами осмотра вагонов, представленными истцом.
Согласно транспортно-железнодорожным накладным N ЭШ476383 (вагон N 93937399), N ЭШ476886 (вагон N 93937191), N ЭШ255753 (вагон N 94950490) вагоны были успешно приняты к перевозке, что означает отсутствие каких бы то ни было дефектов и неисправностей в силу требований ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", а также Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.
В ходе перевозки вагоны были забракованы ОАО "РЖД" и отцеплены в текущий отцепочный ремонт по неисправности колёсных пар "Выщербина обода" (код неисправности -107), что подтверждается уведомлениями на ремонт вагона, формы ВУ-23-М. Вагоны были отправлены в ремонт в ремонтные депо - филиалы ОАО "РЖД" и АО "ВРК-1".
Вагоны были осмотрены представителем ЗАО "Локотранс" совместно с представителем ОАО "РЖД". Как следует из актов осмотра вагонов на предмет наличия неисправностей, на колесных парах были выявлены такие неисправности колесных пар, как "Выщербина на одностороннем ползуне" и "Односторонний ползун".
Согласно актам, указанные неисправности вызваны неправильной эксплуатацией колесных пар, код 116 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005.
В акте осмотра содержатся фотоматериалы, фиксирующие характер дефекта. Из фотоматериалов усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "Одностороннего ползуна".
При этом, согласно Приложению Б Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм "Виды неисправностей колесных пар и их элементов и способы их устранения" (Таблица Б1), способ выявления таких неисправностей, как выщербины и ползуны, обычный - визуальный, то есть неисправность видно "невооруженным глазом", проведение экспертизы не требуется.
Акты осмотра подписаны представителем ЗАО "Локотранс", который имеет соответствующие полномочия и квалификацию, что подтверждается представленным Дипломом Ильинского А.В. (приложен к иску).
Представитель ответчика для составления акта осмотра был произведен заблаговременно, принял участие в осмотре вагона, составил особое мнение.
Акты осмотра составлены после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п. п. 3.5, 6.2 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45, по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца вагона или иного полномочного лица.
То есть ОАО "РЖД" не исполнило своей обязанности по оформлению актов общей формы и уведомлению ЗАО "Локотранс" как владельца вагонов об обнаруженных неисправностях, лишив тем самым возможности совместно с перевозчиком определить характер неисправности.
Таким образом, представителем истца в результате осмотра вагона было установлено, что на колесных парах обнаружены "односторонние ползуны". Выявленные дефекты требовали перевода вагонов в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе". Однако ответчиком, который произвел отцепку вагонов в ремонт и оформил уведомления на ремонт вагонов формы ВУ-23-М, с целью избежать ответственности за повреждение вагонов, этого сделано не было.
Первоначальный код отцепки вагонов в ремонт (107) не свидетельствует об отсутствии иных неисправностей, в том числе повреждений.
В силу п. 2.4. Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов РД 32 ЦВ-056-97, при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий ремонт.
При этом ЗАО "Локотранс" не отрицает возможность наличия выщербин на колесных парах вагонов, но настаивает на том факте, что выщербины образованы именно вследствие повреждений колесных пар в виде ползунов на поверхности катания, что подтверждается актами осмотра вагонов, составленными представителем ЗАО "Локотранс".
Более того, уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23-М составляется непосредственно ОАО "РЖД".
В соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества от 21-22.05.2009 N 50, неисправности вагонов определяются работниками вагонного хозяйства. Причина неисправности спорных вагонов определена осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо ОАО "РЖД" при техническом обслуживании поездов, согласно классификатору, "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05), утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций.
Владельцы вагонов не присутствуют при осмотре вагонов на предмет их технической исправности в перевозочном процессе (в частности, при приемке вагонов к перевозке от третьих лиц с путей необщего пользования, в пути следования на промежуточных станциях, при прибытии вагона на станции назначения и т.п.), то есть не присутствуют при отцепках вагонов в случае обнаружения неисправностей (законом такой обязанности для владельцев вагонов не предусмотрено), в связи с чем, фактически лишены возможности заявить о своем несогласии с причиной отцепки (характером неисправности) непосредственно в момент отцепки вагона.
В документах, оформляемых при проведении текущего отцепочного ремонта вагона заявление возражений по коду отцепки так же не предусмотрено.
В то же время, представленные в материалы дела акты комиссионного осмотра подтверждают факт выявления и устранения неисправностей "односторонний ползун", "Выщербина на одностороннем ползуне" на поверхности катания колесных пар.
Доказательств уведомления ЗАО "Локотранс", как собственника вагонов, о проведении каких-либо осмотров ответчиком не представлено. Пояснений, почему на данные осмотры не были приглашены представители истца, а также фотографий, подтверждающих сведения, указанные в актах осмотра, от ответчика не поступало. Соответственно, как доказательство отсутствия вины ответчика данные акты не могут быть приняты.
Представленные ответчиком научные исследования и статьи не имеют нормативного характера и не могут служить в качестве доказательств по настоящему делу, поскольку носят абстрактный, теоретический характер и не связаны ни прямо, ни косвенно, с рассматриваемыми случаями отцепок вагонов.
Вопреки заявлению ответчика, между ЗАО "Локотранс" и ОАО "РЖД" (в лице Горьковской Дирекции инфраструктуры - ответчик в настоящем иске) отсутствует договор на выполнение текущих отцепочных ремонтов.
Указанный договор заключен с северной дирекцией инфраструктуры - филиалам ОАО "РЖД". В то же время, между ЗАО "Локотранс" и Северной Дирекцией Инфраструктуры ОАО "РЖД" также согласован Порядок взаимодействия по возмещению убытков, вызванных ремонтом колесных пар из-за таких неисправностей, как "Выщербины" и "Ползуны на поверхности катания", через страховую компанию в рамках договора страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД" N 41501019 от 26.11.2020 г. и N 4579049 от 11.11.2021 (далее - Порядок взаимодействия).
Таким образом, ОАО "РЖД", в лице Северной дирекцией Инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", признает за ЗАО "Локотранс" право на возмещение убытков вызванных ремонтом колесных пар из-за таких неисправностей, как "Выщербины" и "Ползуны на поверхности катания", страховая компания производит выплаты в досудебном порядке.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2023 года по делу N А40-58817/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58817/2023
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"