г. Москва |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А40-28876/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Твиксор"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2023 года
по делу N А40-28876/23-150-156, принятое судьей Михайловой А.Э.
по иску ООО "Твиксор"
(ИНН 7705031064, ОГРН 1037739456590)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7726639745, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство города Москвы
о признании права на предоставление имущественной поддержки по договору аренды,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Лящевский Б.И. по доверенности от 27.07.2022, диплом ВСГ 3381475 от 15.06.2009;
от ответчика и третьего лица: Апрелов С.А. по доверенностям от 22.12.2022 и 19.07.2023, диплом ДВС 1097827 от 13.04.2001;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Твиксор" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору от 16.04.2004 N 01-00380/04 в размере 5500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2023 по 31.12.2024.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.06.2023 по делу N А40-28876/23 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании за истцом права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2023 по 31.12.2023. Заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель ответчика требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.04.2004 между истцом (Арендатором) и Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) по итогам аукциона был заключен договор аренды нежилого помещения N 01-00380/04 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает нежилое помещение площадью 34,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 16 стр. 2.
В соответствии с п. 2.1. Договора срок его действия установлен с 17.02.2003 по 16.02.2018 г. (п. 2.1 Договора). По истечении срока действия Договора при отсутствии возражения сторон он считается продленным на неопределенный срок в порядке, предусмотренном статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 6.1. Договора размер арендной платы определяется расчетом размера годовой арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно с оплатой не позднее 5-го числа каждого месяца в бюджет города Москвы без учета НДС.
В случае изменения условий оплаты аренды объекта к договору оформляется дополнительное соглашение, которое становится его неотъемлемой частью (п. 6.4 Договора).
По условиям п. 6.6 Договора в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке.
В этом случае Департамент заказным уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы. Данное изменение считается согласованным сторонами через один месяц с момента отправления такого извещения.
Уведомлением от 09.12.2019 N 33-6-506774/19-(0)-2 Департамент известил истца об изменении ставки арендной платы на 2020 год, размер которой составил 4750 руб. за 1 кв.м. в год.
Уведомлением от 11.01.2021 N 33-6-749218/20-(0)-2 Департамент известил истца об изменении ставки арендной платы на 2021 года год, размер которой составил 18013 руб. 76 коп. за 1 кв.м. в год.
Дополнительным соглашением от 09.06.2022 срок действия Договора продлен по 19.04.2032 (п. 1), с 23.05.2022 установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда в размере 19378,43 руб. за 1 кв.м. в год без учета НДС (п. 2).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-172852/22 признано право Общества на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по Договору в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 и в размере 5000 руб. за кв.м. в год на период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Суд обязал Департамент произвести перерасчёт по арендным платежам Общества за период с 01.01.2021 по 11.01.2023.
Уведомлением от 15.12.2022 N 33-6-78605922-(0)-1 Департамент известил истца об изменении ставки арендной платы на 2023 год, размер которой составил 20347 руб. 35 коп. за 1 кв.м. в год.
Истец указал, что установление рыночной ставки арендной платы по Договору является неправомерным, так как арендатор имеет право на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в 2023 г. Арендатор является субъектом малого предпринимательства (выписка от 08.08.2022 N ЮЭ9965-22-1733598).
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст. 18 Закона N 209-ФЗ).
По мнению истца, заключение истцом и Департаментом Дополнительного соглашения от 09.06.2022 о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП), в том числе п. 1.1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по Договору с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Суд первой инстанции указал, что в соответствии с Дополнительным соглашением от 09.06.2020 о продлении срока действия Договора по 19.04.2032, стороны согласовали установление рыночной ставки арендной платы, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования помещением.
Данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора, подписано обеими сторонами Договора. Следовательно, стороны фактически выразили свою волю, согласившись с условиями настоящего соглашения, в том числе и по размеру ставки арендной платы.
В соответствии с п. 4.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ).
При заключении дополнительного соглашения об изменении срока действия и предмета договора, а также других существенных условий договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
На основании ч.9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдений следующих условий:
-размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
-минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
Новые правоотношения устанавливаются с даты дополнительного соглашения, подписанного сторонами.
Согласно п. 3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 809-ПП) при расчете ставки арендной платы по договорам аренды (за исключением договоров аренды, заключенных по результатам торгов) на 2023 г. применяется коэффициент-дефлятор с учетом индекса 1,05.
Следовательно, с учетом коэффициентов-дефляторов 1,05 рыночная ставка арендной платы составляет с 01.01.2023 по настоящее время 708087,78 руб.
Уведомлением Департамента от 15.12.2022 N 33-6-786059/22-(0)-1 Общество было уведомлено об изменении ставки арендной платы договора.
Учитывая вышеизложенное, правовые основания для предоставления льготных ставок арендной платы у Департамента отсутствуют.
Условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ) на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого предпринимательства должно производиться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Суд первой инстанции указал, что стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилого помещения и приняли на себя обязательства по их исполнению.
На основании ст.ст. 16, 18 Закона N 209-ФЗ одним из видов поддержки малого предпринимательства является предоставление государственного и муниципального имущества на льготных условиях, условия и порядок оказания поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Закон N 60 регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве, определяет формы, виды поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки.
В ч. 1 ст. 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст. 18 Закон N 209-ФЗ).
На основании п.1 ст.14 Закона N 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
Из указанного положения Закона N 209-ФЗ и Закона N 60 следует, что для получения государственной преференции в виде аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы необходимо обращение субъекта малого предпринимательства за такой преференцией.
Истец по вопросу предоставления имущественной поддержки в Межведомственную комиссию в установленном порядке не обращался. Обращений от истца для рассмотрения вопроса об оказании имущественной поддержки в виде снижения арендной ставки по Договору в Департамент также не поступало.
Истец просил установить ставку арендной платы на 2023-2023 гг.
Однако предоставление льготной ставки арендной платы на будущий период не представляется возможным, так как п. 5 постановления Правительства Москвы N 800-ПП установлено, что ставка арендной платы в размере 5500 руб. за 1 кв. м/год действует до 31.12.2023. Сведения о том, какая ставка будет на 2024 год, отсутствуют.
Постановлением Правительства Москвы N 800-ПП определены группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставляется имущественная поддержка в виде аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы на льготных условиях.
Также постановлением Правительства Москвы N 800-ПП определены критерии и порядок предоставления имущественной поддержки.
Базовыми условиями предоставления имущественной поддержки для всех групп малых предпринимателей является:
-наличие статуса субъекта малого предпринимательства;
-использование предмета аренды (нежилого помещения) по целевому назначению, определенному договором;
-отсутствие задолженности по оплате арендной платы по договору;
-отсутствие субаренды в отношении арендуемых нежилых помещений.
В совокупности с положением закона, предусматривающего заявительный порядок предоставления имущественной поддержки, проверка критериев для ее предоставления осуществляется Департаментом на основании заявления субъекта малого предпринимательства.
При этом очевидным является то обстоятельство, что проверка использования помещения по целевому назначению, а также отсутствие в помещениях сторонних пользователей (субаренда) невозможно осуществить на ретроспективную дату.
Кроме того, п. 6 особых условий Дополнительного соглашения от 09.06.2022 Арендатор в срок до 31.12.2022 перечисляет на счет Арендодателя сумму равную пяти двенадцатым (5/12) частям годовой арендной платы в счет арендной платы последних пяти месяцев действия договора.
По состоянию на май 2023 года денежные средства в счет оплаты арендной платы последних пяти месяцев действия Договора в размере 280987,23 руб. на расчетный счет Департамента не поступали.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021, оставленным без изменения Арбитражным судом Московского округа от 01.02.2022 по делу N А40-200817/20, удовлетворены требования Департамента к ООО "Твиксор" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 253750 руб. за период с 01.02.2019 по 31.08.2020 и пени в размере 14718,74 руб. за период с 06.02.2019 по 31.08.2020. Денежные средства на расчетный счет Департамента не поступали.
Суд первой инстанции указал, что в настоящее время задолженность по арендной плате и пени по вышеуказанное решению суда не оплачена.
Поэтому по Договору по состоянию на май 2023 задолженность по арендной плате составляет 654466, руб., пени составляют 2204,77 руб. за период с 01.01.2021 по 18.05.2023, образовавшаяся в связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты арендной платы.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2023 N 305-ЭС22-26959 указано, что общество, допустив нарушения обязательств по внесению арендной платы, утратило право на льготную арендную плату, так как льготная ставка, являясь преференцией, предоставляется добросовестным субъектам малого предпринимательства, однако истец в спорный период перестал отвечать критериям, установленным постановлением Правительства Москвы N 800-ПП, что исключает предоставление последнему льготной ставки в автоматическом порядке.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Частично отменяя решение суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-172852/22 признано право истца на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по спорному Договору в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 и в размере 5000 руб. за кв.м. в год на период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Суд обязал Департамент произвести перерасчёт по арендным платежам истца за период 01.01.2021 по 11.01.2023.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что право истца на льготу признано вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2023 по делу N А40-172852/22, нормативное регулирование предоставления льготы не изменилось, при сходных обстоятельствах указанное решение имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
При этом задолженность за период с 01.09.2020 по 31.08.2021 истцом погашена в полном объеме, Департаментом истцу была предоставлена отсрочка по оплате арендных платежей за 2-й квартал 2022 г. сроком по 31.12.2022.
Заключение дополнительного соглашения к Договору аренды с условием об установлении рыночной ставки арендной платы не влечет утрату права на льготу.
Так, Дополнительным соглашением от 09.06.2022 срок действия Договора продлен по 19.04.2032 (п. 1), с 23.05.2022 установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда в размере 19378,43 руб. за 1 кв.м. в год без учета НДС (п. 2).
Позиция Департамента о том, что льготная ставка в размере 5500 руб. за кв.м. в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-П.П., согласно которому для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-П "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП и от 1 июля 2013 года N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП.
Следовательно, само по себе заключение истцом и Департаментом дополнительного соглашения от 09.06.2022 о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по Договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям Договора размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2017 и с 01.01.2020 льготной ставки арендной платы, установленной постановлением Правительства Москвы N 800-ПП в пункте 1.1 в редакциях, действующих с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении Правительства Москвы N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, с арендатора будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Доказательств утраты истцом статуса субъекта малого предпринимательства в материалы дела не представлено.
В материалы настоящего дела Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что арендатор в спорный период перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
Истец не относится к субъектам, которым для установления льготы предусмотрено обращение в Межведомственную комиссию.
Постановлением Правительства Москвы N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3.500 рублей за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП. от 16.12.2020 N 2262-ПП с 1 января 2020 года установлена ставка арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП в редакции постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП, от 16.12.2020 N 2262-ПП, от 21.12.2021 N 2112-ПП, от 07.06.2022 N 995-ПП с 1 января 2022 года установлена ставка арендной платы в размере 5000 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП в редакции в редакции постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП, от 16.12.2020 N 2262-ПП, от 21.12.2021 N 2112-ПП. от 07.06.2022 N 995-ПП, от 29.11.2022 N 2688-ПП с 1 января 2023 года установлена ставка арендной платы в размере 5500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
На основании п. 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП в редакциях, действующих с 01.01.2017 и с 29.11.2022, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м. не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы 5500 руб. за 1 кв.м. в год с 01.01.2023; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 4200 руб. за 1 кв.м.
Сам факт просрочки внесения арендной платы не влечет автоматическую отмену льготной ставки арендной платы без соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка
Пунктом 2.2(3) постановления Правительства Москвы N 800-ПП (ред. от 03.12.2019) установлено, что в случае наличия у субъектов, указанных в пунктах 1, 1(1) настоящего постановления, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы N 809-ПП.
Пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы N 809-ПП установлен порядок действий арендодателя по договору аренды при нарушении арендаторами помещений, переданных в аренду на льготных условиях, платежной дисциплины:
4(1).2.1. в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год;
4(1 ).2.2. в случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25;
4(1).2.3. в случае если при применении корректирующего коэффициента 1,25 (пункт 4(1).2.2 настоящего постановления) ставка арендной платы будет превышать размер, определенный в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, то в отношении указанного нежилого помещения устанавливается ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика.
4(1).3. При повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).3.1. по договорам аренды нежилых помещений с льготной ставкой, установленной в соответствии с пунктом 4(1).2.1 настоящего постановления, применяется корректирующий коэффициент 1,25 с учетом положений пункта 4(1 ).2.3 настоящего постановления;
4(1).3.2. в случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы. Арендатор утрачивает право на применение льготных ставок арендной платы по иным заключенным с таким арендатором и действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы;
4(1).3.3. в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, на последующие годы сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, с применением корректирующего коэффициента 1,25 и коэффициента-дефлятора, установленного Правительством Москвы на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1).4 настоящего постановления.
4(1).4. В случае последующего нарушения арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).4.1. по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктом 4(1).3.3 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
4(1).4.2. при непогашении задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления,
а также в случае очередного нарушения платежной дисциплины арендаторами, погасившими задолженность (пункт 4(1).4 настоящего постановления), Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договоров аренды нежилых помещений по инициативе арендодателя с взысканием неустойки, предусмотренной условиями договора аренды.
Доказательств направления уведомлений, как это предусмотрено указанным порядком, ответчиком в материалы дела не представлено.
Следовательно, и сам факт просрочки внесения арендной платы не влечет автоматическую отмену льготной ставки арендной платы без соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также требований апелляционной жалобы истца, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что истец, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему Договору аренды, имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП в размере 5500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2023 по 31.12.2023, о чем и просил истец в апелляционной жалобе.
Что касается требования о предоставлении льготной ставки арендной платы на будущий период (на 2024), то как указано в п. 5 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, ставка арендной платы в размере 5500 руб. за 1 кв. м/год действует до 31.12.2023. Сведения о том, какая ставка будет на 2024 год, отсутствуют.
В связи с этим оснований для удовлетворения иска об установлении льготной ставки арендной платы на будущий период (на 2024) удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2023 года по делу N А40-28876/23 отменить.
Признать за ООО "Твиксор" (ИНН 7705031064, ОГРН 1037739456590) право на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору от 16.04.2004 N 01-00380/04 в размере 5500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) в пользу ООО "Твиксор" (ИНН 7705031064, ОГРН 1037739456590) расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 6000 (шесть тысяч) рублей и по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28876/2023
Истец: ООО "ТВИКСОР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ