г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А41-16848/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от АО "МОСГАЗ" - Кудрявцева А.С. по доверенности от 30.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства МО, Федерального агентство лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ по МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2023 по делу N А41-16848/23, по иску АО "МОСГАЗ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства МО, Федеральное агентство лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ по МО,
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСГАЗ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12.12.2022 N КУВД-001/2022-38128978/8, об обязании произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав АО "МОСГАЗ" по заявлению от 31.08.2022 N КУВД-001/2022-38128978.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2023 года по делу N А41-16848/23 заявление удовлетворить.
Признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12.12.2022 N КУВД-001/2022-38128978/8 об отказе в государственной кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества - газопровода среднего давления 0,3 Мпа, протяженностью 1 799 м., расположенного по адресу: Московская область, 62-й км. МКАД.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества- газопровод среднего давления 0,3 Мпа, протяженностью 1 799 м, расположенного по адресу: Московская область, 62-й км МКАД.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Костраков А.В. обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "МОСГАЗ" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
АО "МОСГАЗ" осуществило строительство газопровода среднего давления 0.3 МПа, протяженностью 1 799 м (далее - сооружение), расположенного по адресу: Московская область, 62-й км МКАД.
Сооружение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:71, что отражено в разделе "Характеристики объекта недвижимости" технического плана от 08.12.2022.
Строительство линейного объекта и введение его в эксплуатацию осуществлено с оформлением акта приемки законченного строительством объекта от 13.02.2022 по форме КС-14.
31.08.2022 АО "МОСГАЗ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением от 31.08.2022 N КУВД-001/2022-38128978 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении сооружения с приложением технического плана.
Уведомлением от 08.09.2022 N КУВД-001/2022-38128978/2 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены по следующим основаниям:
- Документы не соответствуют требованиям, указанным в статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации);
- Не представлены документы, подтверждающие оформленные в соответствии с действующим законодательством земельные отношения;
- Сооружение не полностью входит в границы земельного участка - 1196.94 м2.
Для устранения причин приостановления обществом в регистрирующий орган направлены пояснения от 11.11.2022, а также заявление о приёме дополнительных документов от 11.11.2022 N MFC-0558/2022-1768238-1 с приложением откорректированного технического плана от 26.10.2022, а также оригинала акта приемки законченного строительством объекта от 13.02.2022 по форме КС-14.
Уведомлением о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 22.11.2022 N N КУВД-001/2022- 38128978/4 регистрирующий орган сослался на неустранение замечаний, отраженных в уведомлении от 08.09.2022 N КУВД-001/2022-38128978/2
Для устранения причин приостановления обществом в адрес заинтересованного лица направлены пояснения от 08.12.2022, а также заявление о приёме дополнительных документов от 08.12.2022 N КУВД-001/2022-55032157 с приложением откорректированного технического плана от 08.12.2022.
Уведомлением от 12.12.2022 N КУВД-001/2022-38128978/8 Росреестр отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на Сооружение, сославшись на неустранение ранее отраженных замечаний.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "МОСГАЗ", общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с частями 2 - 6 статьи 1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
На основании статьи 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся в том числе ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав (статья 13 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства установлены статья 40 Закона о регистрации.
Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Следует отметить, что сооружение расположено исключительно под землей, что подтверждается актом от 13.02.2022, а также техническим планом 08.12.2022. Сооружение (подземный газопровод среднего давления) состоит из трех контуров, каждые точки которого отражены в разделе "Описание местоположения объекта недвижимости" в соответствии с пунктами 39, 40, 42 и 44 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Приказ Росреестра N П/0082). Типы контуров - подземные.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно (пункт 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Газопровод среднего давления (0.3 МПа) является линейным объектом, а, как следствие, в силу пункта 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство, равно как оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта на земельные участки не требуется.
Согласно письму Минэкономразвития России от 12.09.2018 N ОГ-Д23-9196, если сооружение представляет собой совокупность подземных и наземных элементов, не требуется предоставление на государственную регистрацию прав на такие сооружения правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части сооружения.
Минэкономразвития России разъясняет, что согласно позиции Департамента недвижимости, изложенной в письме от 26.04.2018 N Д23и-2215 если из документации, на основании которой осуществлялось строительство объекта недвижимости, а также на основании которой подготовлен план сооружения следует, что такое сооружение представляет собой совокупность подземных и наземных элементов, представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения (то есть подземные конструктивные элементы сооружения не имеют примыкания к поверхности земли) либо соответствующего документа, предусмотренного утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядком и условиями разрешения указанными в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, не требуется, независимо от того, находятся ли такие земельные участки в государственной, муниципальной собственности либо в частной собственности, а также независимо от того, предусмотрено ли возведение сооружения в соответствии с разрешением на строительство либо на основании иных, предусмотренных законодательством документов.
В связи с этим газопровод может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие оформленные в соответствии с действующим законодательством земельные отношения, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Московской области от 08.08.2022 по делу N А41-40761/22 (оставлено без изменения постановлениями 10 Арбитражного апелляционного суда и Арбитражным судом Московского округа) и от 17.10.2022 по делу N А41-47159/22 (оставлено без изменения постановлениями 10 Арбитражного апелляционного суда и Арбитражным судом Московского округа) по аналогичным спорам Сторон по настоящему делу. Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2023 N 305-ЭС23-4914 по делу N А41-40761/22.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о регистрации необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе представляются в экземпляре-подлиннике.
Установлено, что во исполнение указанного требования Заявителем вместе с заявлением о приеме дополнительных документов от 11.11.2022 N MFC-0558/2022-1768238- 1 направлен подлинник акта от 13.02.2022.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставленные документы соответствуют требованиям, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Закона о регистрации, а также взаимосвязанным требованием в абзаце 2 подпункта 5 пункта 51 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения о кадастровых номерах всех земельных участков, в границах которых (на которых, над или под которыми расположено сооружение.
Пункт 6.1 раздела "Характеристики объекта недвижимости" технического плана от 08.12.2022 содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010112:71, в границах которого расположено сооружение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, замечание о неполном вхождении сооружения в земельный участок не указывает на конкретную и обоснованную причину, послужившую основанием для отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ Управления Росреестра по Московской области нарушает права и законные интересы заявителя. Управление Росреестра по Московской области не доказало наличие обстоятельства, послужившего основанием для вынесения оспариваемого решения.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования поскольку, оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2023 по делу N А41-16848/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16848/2023
Истец: АНО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "МОСГАЗ"
Ответчик: АНО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ