г. Владимир |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А43-12726/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Новиковой Л.П., рассмотрел апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2023 по делу N А43-12726/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "Реилго" (ИНН 7707205911, ОГРН 1027700474163) о взыскании задолженности, неустойки, без вызова представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Реилго" (далее - ответчик, ООО "Реилго", заказчик) о взыскании 35 524 руб. 61 коп. задолженности по договору на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 30.12.2021 N ТОР-ЦДИЦВ/207; 3581 руб. 28 коп. неустойки, начисленной с 08.12.2022 по 03.05.2022.
Решением от 12.07.2023 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал условия заключенного договора на текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов.
Кроме того, классификатор основных неисправностей грузовых вагонов от 01.12.2005 (К ЖА 2005) с изменениями по состоянию на 11.09.2018, введённый в действие приказом Минтранса Российской Федерации от 23.12.2013 N 481, относит неисправности "выщербина обода колеса" к коду 107, по причине возникновения к эксплуатационной, вызванной естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшей по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Согласно пункту 4.1.2 договора подрядчик обязуется предоставить гарантию на фактически проведенные работы по устранению неисправностей в соответствии с "Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов" РД 32 ЦВ-056-97 от 02.09.1997, а также на установленные при ТР-2 запасные части подрядчика, до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по пробегу при соблюдении правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ N 286 от 21.12.2010, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.7, за исключением неисправностей эксплуатационного характера включенных в отраслевой классификатор "Основные неисправности вагонов" К ЖА 2005 04.
25.10.2022 подрядчиком в лице ВЧДэ-13 Бекасово Московской ДИ были выполнены работы по ТР-2 грузового вагона N 50163765 - устранение неисправности по эксплуатационному коду "220" (несоответствие зазоров скользуна): регулировка зазоров скользуна, замена (установка) болта крепления коробки скользуна, смазывание поверхности трения скользуна смазкой; регулировка тормозной рычажной передачи; контрольно-регламентные операции, включающие в себя осмотр колесных пар. Других работ на вагоне, в том числе по неисправности "выщербина обода" (код неисправности - 107), не производилось.
Согласно "РД 32 ЦВ-056-97. Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" (утв. МПС РФ 02.09.1997), гарантийные обязательства распространяются исключительно на те неисправности, которые ранее за счет заказчика устраняло ОАО "РЖД" и по которым вагон был отцеплен в ТР-2.
При ТР-2 29.11.2022 грузового вагона N 50163765 в ВЧДэ-3 Горький-Сортировочный Горьковской ДИ выполнялись работы по устранению неисправностей колесных пар N N 0029-709478-19, 0029-727417-20, которые на вагоне проводились впервые.
По мнению заявителя, гарантийными являются только работы по осмотру колесных пар или контрольно-регламентные операции. Ранее устранение неисправности "выщербина обода колеса" на вагоне не производилось, соответственно, гарантийный срок не устанавливался. ОАО "РЖД" как подрядчик не может давать гарантию на работы, которые оно не выполняло.
Согласно пункту 4.1.2.6 договора отцепки грузового вагона по гарантийной неисправности в течение гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, работы по устранению дефектов в период гарантийного срока выполняются подрядчиком без выставления счета за данные работы. В случае выявления на вагоне дополнительных неисправностей, не относящихся к гарантийной ответственности подрядчика, их устранение подлежит возмещению и оплате со стороны заказчика в полном объеме.
Считает, что не подлежат оплате лишь работы по осмотру колесных пар, а именно контрольно-регламентные операции.
Работы по устранению неисправностей колесных пар N 0029-709478-19, N 0029-727417-20 должны быть возмещены заказчиком в полном объеме.
Из расчетно-дефектной ведомости от 29.11.2022, составленной ВЧДэ-3 Горький-Сортировочный Горьковской ДИ, видно, что контрольные и регламентные операции, проведенные на грузовом вагоне N 50163765 выставлены с нулевой стоимостью, в соответствии с требованием пункта 4.1.2.6 договора "без выставления счета", так как подрядчик выполнил их по гарантийным обязательствам, а дополнительные работы по устранению дефектов колесных пар, которые на вагоне проводились впервые должны быть возмещены заказчиком в полном объеме.
Полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебной практике.
Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе. (л.д. 41-42).
Истец в отзыве апелляционную жалобу указал, на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Пояснил следующее.
При выпуске вагонов из ремонта подрядчиком составляется уведомление формы ВУ-36.
Период времени между спорным и предыдущим ремонтом по вагону N 50163765, выполненным ОАО "РЖД", находился в пределах гарантийного срока, в связи с чем, соответствующие неисправности подлежали устранению без обязательств ответчика по их оплате.
В соответствии с абзацем 4 пункта 4.1.2.3, договора гарантийный срок эксплуатации осмотренных в процессе ТР-2 колесных пар устанавливается по прочим кодам эксплуатационных неисправностей - на срок, указанный в приложении N 29 к договору.
После проведения ремонта в объеме ТР-2 заказчик вправе рассчитывать на использование соответствующего вагона в течение гарантийных сроков без осуществления дополнительных затрат на ремонт.
Гарантия истца предполагает соответствие всех колёсных пар после проведения текущего ремонта вагона независимо от того, подвергались они ремонту или нет, указанным в инструкции по ремонту колёсных пар допустимым параметрам для выпуска вагона из такого ремонта, исключающим возникновение в гарантийный период неисправности колёсных пар "Тонкий гребень".
Из представленных истцом документов усматривается и последним не оспаривается, что при производстве 25.10.2022 ТР-2 вагона N 50163765 производился осмотр колесных пар.
Резюмирует, что по неисправности "Выщербина обода колеса" срок гарантии подрядчика истекал не ранее 25.11.2022.
Отмечает, что указанный вагон был отцеплен в текущий ремонт по неисправности "Выщербина обода колеса" уже 23.11.2022, в пределах гарантийного срока.
Истцом не представлено доказательств того, что произведенные им работы не подпадают под гарантийные обязательства, принятые по договору, соответственно, по мнению истца, нет оснований считать, что денежные средства в размере, указанном истцом, должны оплачены ответчиком за произведенные работы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" и ООО "Реилго" заключили договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 30.12.2021 N ТОР-ЦДИЦВ/20.
По условиям договора заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или право на проведении ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании, в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ), указанных в перечне вагонных депо подрядчика, а также обеспечивать ответственное хранение представленных заказчиком для проведения ТР-2 и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Согласно пунктам 1.1 и 4.3.1 договора заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик (ОАО "РЖД") согласно пунктам 1.1 и 4.1.1 договора обязуется производить работы по ТР-2 грузовых вагонов согласно требованиям руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России 02.09.1997 РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД".
Стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости (РДВ) на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, согласно пункту 2.1 договора.
Оплата ремонта грузовых вагонов осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном пунктом 2.3 договора.
В силу пункта 3.1 договора отцепка грузовых вагонов в ремонт оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23-М.
Сдача-приемка выполненных объемов работ по ТР-2 грузовых вагонов определена пунктом 3.10 договора. Заказчик в течение двух календарных дней с даты получения через ЭДО СПС актов выполненных работ (оказанных услуг) обязан подписать их и направить в адрес подрядчика, либо представить мотивированный отказ от их подписания. Мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ (оказанных работ) должен быть оформлен и направлен подрядчику посредством ЭДО СПС не позднее двух рабочих дней с даты получения акта выполненных работ (оказанных услуг) в ЭДО СПС. Счет-фактура предоставляется подрядчиком в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Заказчик обязуется осуществлять оплату проведения ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями, установленными разделом 2 договора (пункт 4.3.1 договора).
23.11.2022 на станции Горький-Сортировочный эксплуатационным вагонном депо ВЧДэ-3 Горький-Сортировочный Горьковской дирекции инфраструктуры по эксплуатационной неисправности "выщербина обода" (код неисправности - 107) был отцеплен в ТР-2 грузовой вагон N 50163765.
На грузовой вагон N 50163765 в ВЧДэ-3 Горький-Сортировочный составлена дефектная ведомость формы ВУ-22 ЭТД от 29.11.2022, согласно которой определен потребный объем работ для устранения выявленной неисправности вагона.
Согласно расчетно-дефектной ведомости от 29.11.2022 стоимость выполненных работ по ТР-2 грузового вагона N 50163765 с учетом двойного сбора за подачу и уборку вагонов составила 29 603 руб. 84 коп. без НДС или 35 524 руб. 61 коп. с учетом НДС.
Для подтверждения заказчиком выполнения работ по договору посредством портала ЭДО СПС направлен комплект уведомительных документов на ремонт вагона N 50163765, который 28.11.2022 им согласован.
В соответствии с пунктом 3.1 договора оформлено уведомление формы ВУ-36 ЭТД, в котором указан факт произведенного ремонта и выпуска из ТР-2 грузового вагона N 50163765, что свидетельствует о том, что после выполнения ТР-2 грузовой вагон находится в исправном состоянии и эксплуатируется собственником.
После завершения работ по ТР-2 грузового вагона N 50163765 акт выполненных работ (оказанных услуг) с приложением необходимого комплекта документов направлен заказчику посредством портала ЭДО СПС для подписания.
ООО "Реилго" 30.11.2022 предоставило отказ от подписания акта выполненных работ с указанием причины: "Выщербина обода колеса - 1 месяц".
По мнению истца, отказ от подписания акта выполненных работ по ТР-2 грузового вагона N 50163765 является неправомерным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.4 договора основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные "Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации" N 808-2017 ПКБ ЦВ, утвержденной на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества.
Уведомлением от 23.11.2022 формы ВУ-23-М ЭТД N 9708 на ремонт грузового вагона N 50163765 подтверждается наличие оснований для отцепки в ТР-2, так как указанная неисправность предусмотрена пунктом 3.2.1 инструкции осмотрщику вагонов N 808-2017 ПКБ ЦВ, согласно которого запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны при износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава.
По факту данных неисправностей составлен акт браковки от 26.11.2022 формы ВУ-101 ЭТД, который подписан электронной подписью должностным лицом заказчика.
Условия проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов предусмотрены договором и другими действующими нормативными документами, которыми утверждены нормы по проведению ТР-2, о чем указано в пункте 4.1.1 договора.
Эксплуатируемый на железнодорожном транспорте железнодорожный подвижной состав должен проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (пункт 129 раздела N 1Х "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250).
Согласно пункту 2.4 "Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов" РД 32 ЦВ-056-97 от 02.09.1997 и его изменению (извещение 32 ЦВ 452018) при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, боковых рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
Классификатор основных неисправностей грузовых вагонов от 01.12.2005 (К ЖА 2005) с изменениями по состоянию на 11.09.2018, введённый в действие приказом Минтранса Российской Федерации от 23.12.2013 N 481 относит неисправность "выщербина обода колеса" к коду 107 к эксплуатационной неисправности, вызванной естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшей по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора подрядчик обязуется предоставить гарантию на фактически проведенные работы по устранению неисправностей в соответствии с "Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов" РД 32 ЦВ-056-97 от 02.09.1997, а также на установленные при ТР-2 запасные части подрядчика, до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.7, за исключением неисправностей эксплуатационного характера, включенных в отраслевой классификатор "Основные неисправности вагонов" К ЖА 2005 04.
В соответствии с разделом 15 "Гарантийный срок" извещения 32 ЦВ 45-2018 об изменении РД 32 ЦВ 056-97 "Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм, Руководство по текущему отцепочному ремонту", утвержденного протоколом от 21-22.10.2014 N 61 Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, предприятие, производящее текущий отцепочный ремонт вагонов, несёт ответственность за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТОР на срок до следующего планового ремонта при соблюдении требований эксплуатации грузовых вагонов, принятых железнодорожными администрациями или законодательными актами, кроме неисправностей эксплуатационных кодов в соответствии с классификатором "Основные неисправности вагонов" К ЖА 2005 05.
Из материалов дела следует, что 25.10.2022 подрядчиком в лице ВЧДэ-13 Бекасово выполнены работы по ТР-2 грузового вагона N 50163765 - устранение неисправности по эксплуатационному коду "220" (несоответствие зазоров скользуна): регулировка зазоров скользуна, замена (установка) болта крепления коробки скользуна, смазывание поверхности трения скользуна смазкой; регулировка тормозной рычажной передачи; контрольно-регламентные операции, включающие в себя осмотр колесных пар (расчетно-дефектная ведомость от 25.10.2022). Других работ на вагоне не производилось.
При ТР-2 29.11.2022 грузового вагона N 50163765 в ВЧДэ-3 Горький-Сортировочный Горьковской ДИ выполнялись работы по устранению неисправностей колесных пар N 0029-709478-19, N 0029-727417-20, которые на вагоне проводились впервые. По мнению истца гарантийными являются только работы по осмотру колесных пар или контрольно-регламентные операции.
Из содержания первого абзаца пункта 4.1.2.6 договора следует, что в случае отцепки грузового вагона по гарантийной неисправности в течение гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, работы по устранению дефектов в период гарантийного срока выполняются подрядчиком без выставления счета за данные работы.
В случае выявления на вагоне дополнительных неисправностей, не относящихся к гарантийной ответственности подрядчика, их устранение подлежит возмещению и оплате со стороны заказчика в полном объеме (второй абзац пункта 4.1.2.6 договора).
По мнению истца не подлежат оплате лишь работы по осмотру колесных пар, а именно контрольно-регламентные операции.
Работы по устранению неисправности колесной пары N 0029-709478-19, N 0029-727417-20 должны быть возмещены заказчиком в полном объеме, что и послужило основанием для обращения в Арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что период времени между спорным (29.11.2022) и предыдущим (25.10.2022) ремонтом вагона N 50163765, выполненным ОАО "РЖД", находился в пределах гарантийного срока, в связи с чем соответствующие неисправности подлежали устранению без обязательств ответчика по их оплате.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего спора исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора подрядчик обязуется предоставить гарантию на фактически проведенные подрядчиком работы в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту, а также на установленные при ТР-2 грузовых вагонов запасные части подрядчика до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении правил N 286, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.7 договора, за исключением неисправностей эксплуатационного характера включенных в отраслевой классификатор "Основные неисправности вагонов" (К ЖА 2005 04).
В соответствии с абзацем 4 пункта 4.1.2.3 договора гарантийный срок эксплуатации осмотренных в процессе ТР-2 колесных пар устанавливается по прочим кодам эксплуатационных неисправностей - на срок, указанный в приложении N 29 к договору.
Суд первой инстанции сделал вывод, что после проведения ремонта в объеме ТР-2 заказчик вправе рассчитывать на использование соответствующего вагона в течение гарантийных сроков без осуществления дополнительных затрат на ремонт.
Гарантия, предоставляемая подрядчиком на случай возникновения эксплуатационных неисправностей на поверхности катания осмотренных колесных пар, устанавливается на срок один месяц с даты передачи сообщения 1354 (оформления уведомления формы ВУ-36этд) о выполненном ремонте (пункт 4.1.2.3 договора).
В соответствии с приложением N 29 к договору на неисправность "выщербина обода колеса" устанавливается гарантийный срок эксплуатации осмотренных в процессе ТР-2 колёсных пар, который составляет один месяц.
Гарантия истца предполагает соответствие всех колёсных пар после проведения текущего ремонта вагона независимо от того, подвергались они ремонту или нет, указанным в инструкции по ремонту колёсных пар допустимым параметрам для выпуска вагона из такого ремонта, исключающим возникновение в гарантийный период (один месяц) неисправности колёсных пар "выщербина обода колеса".
Из представленных истцом документов усматривается и последним не оспаривается, что при производстве 25.10.2022 ТР-2 вагона N 50163765 производился осмотр колесных пар.
По неисправности "выщербина обода колеса" срок гарантии подрядчика истекал не ранее 25.11.2022. Указанный вагон отцеплен в текущий ремонт по неисправности "выщербина обода колеса" 23.11.2022, в пределах гарантийного срока, что в соответствии с пунктом 4.1.2.6 возлагает на истца обязательства по её устранению без оплаты ответчиком. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
Повторно оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает верными выводы изложенные в решении выводы суда.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки, влекущие отмену обжалуемого судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2023 по делу N А43-12726/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12726/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "РЕИЛГО"