гор. Самара |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А55-29897/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2023 года в зале N 7 апелляционную жалобу Акционерного общества "Самара-Волгоэлектромонтаж" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2023, принятое по делу N А55-29897/2022 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению Акционерного общества "Самара-Волгоэлектромонтаж" (ОГРН 1026301157882, ИНН 6316060656), гор. Самара,
к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (ОГРН 1026303947010, ИНН 6382007951), гор. Самара,
третьи лица:
- Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805), гор. Самара,
- Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), гор. Самара,
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), гор. Самара,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и недвижимости по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595), гор. Самара, о признании незаконным решение N 5652 от 29.06.2022 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шамилина Е.Ю., представитель (доверенность от 08.02.2023), Дубровская И.В., представитель (доверенность от 27.10.2022);
от ответчика - Медведев В.М., представитель (доверенность от 03.02.2023);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Акционерное общество "Самара-Волгоэлектромонтаж" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ответчику - Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, в котором просит признать решение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 29.06.2022 N 5652 об отказе в предоставлении АО "Самара-ВЭМ" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4 незаконным, и обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Акционерному обществу "Самара-Волгоэлектромонтаж" в соответствии с пп.9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 5 лет следующие земельные участки:
- земельный участок общей площадью 543 кв.м, имеющий кадастровый номер 63:32:2310002:4, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, район Ставропольский, Новокуйбышеское лесничество Самарского лесхоза, База отдыха "Самара", квартал N 10, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для эксплуатации (обслуживания) нежилого здания - охотничий домик N 2 (литера А7);
- земельный участок общей площадью 662 кв.м, имеющий кадастровый номер 63:32:2310002:1, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, район Ставропольский, Новокуйбышеское лесничество Самарского лесхоза, База отдыха "Самара", квартал N 10, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для эксплуатации (обслуживания) нежилого здания - охотничий домик N 3 (литера А9);
- земельный участок общей площадью 626 кв.м, имеющий кадастровый номер 63:32:2310002:3, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, район Ставропольский, Новокуйбышеское лесничество Самарского лесхоза, База отдыха "Самара", квартал N 10, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для эксплуатации (обслуживания) нежилого здания - охотничий домик N 4 (литера Al 1);
- земельный участок, общей площадью 584 кв.м, имеющий кадастровый номер 63:32:2310002:2, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, район Ставропольский, Новокуйбышеское лесничество Самарского лесхоза, База отдыха "Самара", квартал N 10, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для эксплуатации (обслуживания) нежилого здания - дачный домик N 8 (литера А12).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и недвижимости по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2023 Акционерному обществу "Самара-Волгоэлектромонтаж" в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель - Акционерное общество "Самара-Волгоэлектромонтаж", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 18.09.2023 на 09 час. 35 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с решением президиума Ставропольского районного Совета народных депутатов от 19.07.1991 N 148 "Об изъятии и отводе земли предприятиям и организациям", и в соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РСФСР земельный участок общей площадью 6,5 гектара, из них 4,7 гектара (лес I группы) из земель лесного фонда Самарского мехлесхоза в квартале N 10 Новокуйбышевского лесничества был изъят у Самарского мехлесхоза и предоставлен в постоянное пользование Новокуйбышевскому нефтехимическому комбинату для строительства базы отдыха, что подтверждается Постановлением Администрации Самарской области от 18.08.1992 N 246 "О предоставлении земельного участка".
Земельному участку общей площадью 4,7029 га, расположенному по адресу: Ставропольский район, Новокуйбышевское лесничество Самарского лесхоза, квартал 10, база отдыха "Самара", присвоен кадастровый номер 63:32:231401:02.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. При этом, юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Данная обязанность не была исполнена ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", и 23.07.2002 право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат" на земельный участок общей площадью 4,7029 га, кадастровый номер 63:32:231401:02, было прекращено, а сам земельный участок был разделен на 6 (шесть) земельных участков:
- 4,4006 га - кадастровый номер 63:32:231401:04,
- 0,0626 га - кадастровый номер 63:32:231401:05,
- 0,0662 га - кадастровый номер 63:32:231401:06,
- 0,0543 га - кадастровый номер 63:32:231401:07,
- 0,0584 га - кадастровый номер 63:32:231401:08,
- 0,0608 га - кадастровый номер 63:32:231401:09.
Постановлением главы Администрации Ставропольского района Самарской области от 23.07.2002 N 1603 "О прекращении постоянного пользования земельным участком ОАО Новокуйбышеский нефтехимический комбинат" и предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков ЗАО "Пансионат "Самара", ЗАО "Волгохимпром", ОАО "Химпром" под базу отдыха "Самара".
Спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением номеров:
- 63:32:231401:05 (действующий кадастровый номер 63:32:2310002:3),
- 63:32:231401:06 (действующий кадастровый номер 63:32:2310002:1),
- 63:32:231401:07 (действующий кадастровый номер 63:32:2310002:4),
- 63:32:231401:08 (действующий кадастровый номер 63:32:2310002:2),
с указанием категории земель как земли особо охраняемых территорий и объектов.
Акционерное общество "Самара-Волгоэлектромонтаж" обратилось в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области в предоставление в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, письмом от 29.06.2022 исх. N 5652 было отказано. В качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков, Администрацией указано, что в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель, а также, что согласно сведениям, полученным из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда.
Не согласившись с решением Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 29.06.2022 N 5652, считая его незаконным и необоснованным, АО "Самара-ВЭМ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4, исходя из описания местоположения их границ, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале 10 выделах 10, 11 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества, учитывая, что у администрации отсутствуют полномочия по распоряжению землями лесного фонда, пришел к выводу о том, что отказ администрации в предоставлении АО "Самара-ВЭМ" испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов соответствует требованиям действующего земельного законодательства.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ф заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения.
При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает необходимость: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель (пункт 21).
Как следует из материалов дела, Администрацией при рассмотрении заявления был направлен запрос в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, заказана выписка из ЕГРН.
Согласно сведениям ЕГРН, испрашиваемые земельные участка отнесены к землям охраняемых территорий и объектов.
По сведениям, представленным Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, земельные участки отнесены к землям лесного фонда.
Как указало Министерство, согласно сведениям государственного лесного реестра, земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4, исходя из описания местоположения их границ, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале 10 выделах 10, 11 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества.
Согласно ч.1, 2 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Принадлежность спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, а именно: выпиской из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) с картой схемой, свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно выписке из ГЛР, леса, расположенные на лесном участке в квартале N 10, выделы 10, 11 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества, относятся к защитным лесам; категория - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; леса, расположенные в лесопарковых зонах.
На данный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.07.2004.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, лесной участок, в границах которого расположены спорные земельные участки, является участком лесного фонда, назначение - леса первой группы, площадью 50880000 кв.м.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке
По правилам части 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Границы лесного участка Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества квартала 10 установлены, закреплены в натуре на основании проведенного лесоустройства.
Право Российской Федерации на указанный участок никем не оспорено и не признано недействительными, материалы лесоустройства также не оспорены.
В соответствии с п. 1. ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 31.08.2016 N 306-КГ16-7898, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В настоящее время вопросы перевода земель из одной категории в другую регулируются ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, в п. 1 которой, в частности, установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение АО "Самара-ВЭМ" процедуры изъятия земельного участка из земель лесного фонда и их перевода в иную категорию земель.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем суду апелляционной инстанции также не представлено.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Вместе с тем, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4, исходя из описания местоположения их границ, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале 10 выделах 10, 11 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества.
Распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
На территории Самарской области уполномоченным органом на ведение государственного лесного реестра и распоряжение такими участками является министерство на основании положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области N 34 от 18.02.2009.
Иной орган не наделен полномочиями по предоставлению участков лесного фонда на каком-либо праве физическим и юридическим лицам, а также согласования его схемы.
Таким образом, Администрация не наделена правом предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 63:32:2310002:1, 63:32:2310002:2, 63:32:2310002:3, 63:32:2310002:4, входящих в границы лесного фонда.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 29.06.2022 N 5652 соответствует закону и не может быть признано незаконным.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на приведенную судебную практику подлежат отклонению.
Различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Учитывая изложенное, выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2023, принятое по делу N А55-29897/2022, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества "Самара-Волгоэлектромонтаж" - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Самара-Волгоэлектромонтаж" (ОГРН 1026301157882, ИНН 6316060656) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., уплаченную платежным поручением от 07.07.2023 N 7452.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29897/2022
Истец: АО "Самара-Волгоэлектромонтаж"
Ответчик: Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области", Филиал ППК "Роскадастр" по Самарской области"