г. Пермь |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А60-53753/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии в режиме веб-конференции представителя истца: Гайнетдинова М.Р. (паспорт, доверенность от 26.10.2022), и представителя ответчика: Клементьева М.В. (паспорт, доверенность от 10.01.2022),
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, администрации Камышловского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2023 года по делу N А60-53753/2022
по иску акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к администрации Камышловского городского округа (ИНН 6613002150, ОГРН 1026601077733),
третьи лица: Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Камышловского городского округа (ИНН 6613001526), Темерев Николай Михайлович, Боровикова Татьяна Антоновна, общество с ограниченной ответственностью "Экстра-УК" (ИНН 6613010217, ОГРН 1116613000228), общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Камышлов" (ИНН 6633019909, ОГРН 1126633001879),
о взыскании задолженности за переданную электрическую энергию,
УСТАНОВИЛ:
АО "Энергосбыт Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации Камышловского городского округа о взыскании 13 055,52 руб. задолженности за электрическую энергию, переданную в период с 01.12.2018 по 31.01.2022.
Определением суда от 05.12.2022 к участью в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Камышловского городского округа.
Определением суда от 28.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Темерев Николай Михайлович, Бродовикова Татьяна Анатольевна.
В ходе рассмотрения дела по существу истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать 12 733,71 руб.
Уменьшение суммы иска принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Определением суда от 29.03.2023 из числа третьих лиц исключена Бродовикова Татьяна Анатольевна, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Боровикова Татьяна Антоновна.
Определением суда от 11.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экстра - УК", общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Камышлов".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2023 года исковые требования удовлетворены, с администрации Камышловского городского округа в пользу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" взыскано 12 733,71 руб. задолженности, а также 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, 67,20 руб. почтовых расходов.
С апелляционной жалобой на решение суда обратился ответчик, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что надлежащим ответчиком является Комитет по имуществу и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа. По мнению апеллянта, суд ошибочно полагает, что обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникла бы у Комитета по управлению имуществам и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа исключительно на основании акта собственника о закреплении имущества за Комитетом с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления. Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 30 Устава Камышловского городского округа на администрацию возложено управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Вместе с тем, Положение о Комитете, в частности пункты 1.1, 1.3 наделяют Комитет полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Камышловского городского округа. Комитет имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде по вопросам, отнесенным к компетенции комитета. Комитет имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в финансовом управлении администрации Камышловского городского округа, ведет бухгалтерскую, финансовую, статистическую отчетности. Статья расходов на содержание имущества, находящегося в казне Камышловского городского округа, отражена в смете расходных обязательств Комитета. Согласно представленным выпискам, все объекты находятся в собственности Камышловского городского округа (казне). Передача объектов на праве оперативного управления или хозяйственного ведения из Казны в Комитет не требуется.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить и удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии со статьями 3, 37, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 г. N 130-ПК ОАО "Свердловэнергосбыт", правопреемником которого является истец, присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Свердловской области.
Истец осуществляет продажу электрической энергии ее покупателям на территории зоны своей деятельности.
Согласно пункту 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442) гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Камышловский городской округ в лице администрации Камышловского городского округа является собственником жилых помещений, расположенных в г. Камышлов Свердловской области по адресам:
ул. Комсомольская, 23 - 126, периоды взыскания 01.12.2018 - 30.11.2019, 01.10.2020 - 31.01.2020;
ул. Комсомольская, 23 - 12, период взыскания 01.08.2021 - 31.12.2021;
ул. Загородная, 22А/3 - 5, период взыскания 01.02.2019 - 28.02.2019;
ул. Гагарина, 20 - 409, период взыскания 01.06.2021 - 30.06.2021;
ул. Комсомольская, 23 - 117, период взыскания 01.10.2021 - 31.01.2022;
ул. Карла Маркса, 2 - 10к3, период взыскания 01.11.2021 - 30.11.2021;
ул. Северная, 6 - 34, период взыскания 01.08.2021 - 31.08.2021.
Как указал истец, ответчик в полном объеме не произвел расчет за потребленную электроэнергию, в связи с чем образовалась задолженность в размере 12 733,71 руб. (с учетом уточнения).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной электрической энергии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к следующим выводам. Факт нахождения спорных объектов в муниципальной собственности и факт поставки истцом электрической энергии в заявленный период в спорные жилые помещения, ее объем и стоимость подтверждены представленными доказательствами и ответчиком не оспорены. Поскольку ответчиком за спорный период не внесена плата за электроснабжение спорных жилых помещений, задолженность в размере 12 733,71 руб. не погашена, иск подлежит удовлетворению. Возражения ответчика относительно предъявленных требований были учтены истцом в части, в связи с чем скорректирован размер долга. Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком является Комитет по имуществу и земельным ресурсам Камышловского округа, признан судом несостоятельным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителя истца и представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения суда первой инстанции по заявленным в апелляционной жалобе доводам.
При рассмотрении дела по существу судом первой инстанции правильно приведены подлежащие применению нормы права и определены обстоятельства спора, не повторяя установленных судом первой инстанции обстоятельств и правильно изложенных выводов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами судебного акта, вопреки доводам апеллянта, находит их правильными.
Доводы апелляционной жалобы, изложенные ответчиком, аналогичны позиции, заявленной при рассмотрении дела по существу, являлись предметом оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонены, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.
Иск предъявлен к публичному собственнику о взыскании задолженности по его обязательствам как собственника имущества, в отношении которого истцом оказаны коммунальные услуги по электроснабжению.
Обстоятельства принадлежности помещении муниципальному образованию, размер задолженности ответчиком не оспорен.
В силу пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункте 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пункту 1 статьи 20 Устава Камышловского городского округа Свердловской области (принятого решением Камышловской городской Думы от 26.05.2005 N 257) администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) Камышловского городского округа (далее - администрация городского округа) входит в структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:
В соответствии со статьёй 29 Устава Камышловского городского округа администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (п.1).
Администрация городского округа обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом (п. 2).
Структура администрации городского округа утверждается Думой городского округа по представлению главы городского округа (п. 3).
В структуру администрации городского округа входят (могут входить) отраслевые (функциональные) и территориальные органы, другие структурные подразделения администрации городского округа. Указанные органы наделяются (могут наделяться) правами юридического лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными для органов местного самоуправления федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации (п. 5).
Расходы на обеспечение деятельности администрации городского округа осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов (п.6).
На основании вышеизложенного с учетом положений части 1 статьи 37 Закона N 131, пункта 1 статьи 30 Устава Камышловского городского округа органом местного самоуправления к полномочиям которого, в том числе относятся управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 14); обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 30), является администрация Камышловского городского округа.
Также, как следует из части 3 статьи 52 Устава управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется администрацией городского округа в порядке, установленном Думой городского округа.
Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой городского округа, содержится администрацией городского округа.
Таким образом, с учетом императивности вышеуказанных норм, именно администрация Камышловского городского округа, наделенная полномочиями по содержанию муниципального жилищного фонда, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Выводы, к которым пришел суд первой инстанции, являются верными, соответствующими фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела и применимым нормам права.
Оснований для переоценки выводов суда по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод истца о том, что комитет не может быть одновременно муниципальным органом и учреждением (юридическим лицом) ошибочен, противоречит пункту 1.3 Положения о Комитете по управлению имуществом и
земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа, утверждённого Думой Камышловского городского округа N 541 от 26.10.2015.
Между тем, оснований для возложения на комитет как юридическое лицо обязанности по оплате взыскиваемой суммы не имеется, поскольку имущество на праве оперативного управления за комитетом не зарегистрировано.
Следует отметить, что ответчиком по настоящему делу является само муниципальное образование, отвечающее по своим обязательствам казной. Администрация лишь выступает от имени муниципального образования, как уполномоченный орган. Комитет, привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, является структурным подразделением администрации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах препятствий к исполнению принятого судом решения в отношении ответчика, представленного администрацией Камышловского городского округа, апелляционная коллегия не усматривает.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению по основаниям, установленным статьей 270 АПК РФ, не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2023 года по делу N А60-53753/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53753/2022
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС", КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - КАМЫШЛОВ ", ООО "ЭСТРА-УК", Бродовикова Татьяна Антоновна, Темерев Николай Михайлович