город Омск |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А81-4543/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8337/2023) общества с ограниченной ответственностью "Геопоиск" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2023 по делу N А81-4543/2023 (судья Кустов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002223, ОГРН 1028900510396, адрес: 629007, город Салехард, улица Республики, дом 47) к обществу с ограниченной ответственностью "Геопоиск" (ИНН 8908002889, ОГРН 1118901003407, адрес: 629420, город Лабытнанги, поселок городского типа Харп, улица Дзержинского, 16, 33) о взыскании финансовых санкций в размере 1 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, учреждение, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Геопоиск" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Геопоиск", общество) о взыскании финансовых санкций.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2023 по делу N А81-4543/2023 требования заявителя удовлетворены. Взысканы с ООО "Геопоиск" в пользу фонда финансовые санкции, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2018 года в размере 3 000 руб.
Взыскана с ООО "Геопоиск" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 500 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Геопоиск" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что отзыв на заявление был представлен в установленный судом срок (07.06.2023), что подтверждает скриншотом из Картотеки арбитражных дел. ООО "Геопоиск" утверждает о том, что фондом нарушены сроки проведения камеральной проверки, акты о выявлении правонарушений должны были быть составлены не позднее 09.10.2018 (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта), фактически акты составлены 29.05.2019. Решения должны были быть вынесены не позднее 14.12.2018, фактически вынесены 10.07.2019, требования должны были быть вынесены не позднее 14.01.2019, фактически вынесены 09.08.2019. ООО "Геопоиск" ссылается на то, что заявление о вынесении судебного приказа подано фондом в суд 10.02.2023, в то время как шестимесячный срок, установленный для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, истек 09.08.2019.
24.08.2023 фонд представил отзыв на жалобу, в котором указал, что вынесенный Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа судебный приказ от 28.02.2023 о взыскании с ООО "Геопоиск" 1 500 руб. был отменен в связи с поступлением от общества возражений. 10.05.2023 фонд обратился с требованиями в порядке искового производства о взыскании с ООО "Геопоиск" 1 500 руб. Фонд считает, что обжалуемое решение подлежит изменению в части взыскания с ООО "Геопоиск" в пользу учреждения финансовых санкций в размере 1 500 руб.
26.08.2023 от ООО "Геопоиск" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии отзыва от 07.06.2023 N 26 на заявление с оттиском штампа суда.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Геопоиск" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
29.06.2018 по телекоммуникационным каналам связи заинтересованным лицом в адрес заявителя были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март, апрель, май 2018 года в отношении 1 застрахованного лица.
Должностным лицом фонда проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в отношении общества, в результате которой установлено несвоевременное предоставление ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за март, апрель, май 2018 года.
По итогам проверки фондом в отношении ООО "Геопоиск" составлены акты проверки от 28.05.2019 N 030S18190003391, от 28.05.2019 N 030S18190003392, от 28.05.2019 N 030S18190003393.
По результатам рассмотрения актов проверки и других материалов дела, фондом вынесены решения от 10.07.2019 N 030S19190003921, от 10.07.2019 N 030S19190003920, от 10.07.2019 N 030S19190003919 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 500 руб. (500 руб.*3 застрахованных лиц).
С целью досудебного урегулирования спора заявителем в адрес страхователя направлено требование от 09.08.2019 N 030S01190005073, от 09.08.2019 N 030S01190005074, от 09.08.2019 N 030S01190005072 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 30.08.2019.
Неисполнение страхователем требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда 05.05.2023 в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.07.2023 (дата резолютивной части) Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает оснований для его отмены.
Как следует из преамбулы Федерального закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Фонда сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы фонда, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми фондом. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы фонда по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (действовала на момент спорных правоотношений), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа фонда выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании части 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами фонда в судебном порядке.
Из материалов настоящего дела следует, что в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения за март 2018 года должны были быть представлены не позднее 16.04.2018 (15.04.2018 воскресенье), за апрель 2018 года не позднее 15.05.2018, за май 2018 года не позднее 15.06.2018, однако фактически сведения по форме СЗВ-М (исходная) были представлены за март, апрель, май 2018 года в отношении 1 застрахованного лица только 29.06.2018, то есть за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанное подтверждается протоколами проверки отчетности и по существу обществом не оспаривается.
Как правомерно ссылается податель апелляционной жалобы, на момент спорных правоотношений порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не были определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), основанной на применении положений статьи 48 НК РФ, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 руб., но не превышает 100 000 руб.
По смыслу данных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации размер задолженности в сумме, превышающей 3 000 руб., является необходимым условием возникновения у Пенсионного фонда права на обращение в арбитражный суд за ее взысканием в любой процессуальной процедуре (приказном, упрощенном, общеисковом порядке).
Исключением является только ситуация, соответствующая диспозиции абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ, когда задолженность на сумму, превышающую 3 000 руб., не накоплена в течение трех лет, и право на судебную защиту (на взыскание суммы меньше 3 000 руб., а также равной 3 000 руб.) может быть реализовано в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, суд апелляционной инстанции считает, что данный правовой подход, касающийся как сроков обращения в суд, так и суммы, подлежащей взысканию в судебном порядке, подлежит применению независимо от процессуального порядка обращения органа фонда в суд за взысканием штрафных санкций, то есть должен применяться как при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, так и при рассмотрении заявления о взыскании в общем порядке (глава 26 АПК РФ) или упрощенном порядке (глава 29 АПК РФ).
Из положений части 2 статьи 48 НК РФ следует, что фонд вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа:
- если общая сумма, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом в соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Как правомерно указывает податель жалобы, трехмесячных срок на проведение проверки начал течь с момента предоставления обществом отчетности (29.06.2018 + 3 месяца = 29.09.2018), срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки (09.10.2018), срок отправления акта - 5 дней (14.10.2018), срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма (20.10.2018), срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока 15 дней (04.11.2018) для представления возражений по акту (14.11.2018) (+ 1 месяц в случае продления) (14.12.2018), срок отправления решения - 5 дней (19.12.2018), срок получения решения - на 6 день со дня отправки заказного письма (25.12.2018), вступление решения в законную силу - 10 дней со дня вручения решения страхователю (04.01.2019), срок выставления требования - 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (14.01.2019), срок направления требования - 10 дней (24.01.2019), срок получения требования - на 6 день с даты отправки заказного письма (30.01.2019), срок исполнения требования - 10 дней (09.02.2019).
Следовательно, с учетом того, что сумма финансовых санкций не превысила 3 000 руб., а трехлетних срок истек 09.02.2022, то в период шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, то есть до 09.08.2022 фонд был вправе обратиться с требованиями в судебном порядке.
Между тем, фонд обратился с рассматриваемыми требованиями с соответствующим заявлением 05.05.2023, то есть с нарушением установленного срока.
В рамках дела N А81-1140/2023 (с заявлением о выдаче судебного приказа) фонд также обращался с пропуском установленного срока (10.02.2023), в силу чего отмена судебного приказа не продлевает фонду в настоящем случае срок на обращение в суд.
Таким образом, в настоящем случае фондом пропущен срок на обращение с требованиями о взыскании с ООО "Геопоиск" санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2018 года.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2023 по делу N А81-4543/2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Фонда в полном объеме.
Апелляционная жалоба ООО "Геопоиск" подлежит удовлетворению по причине её обоснованности.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геопоиск" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2023 по делу N А81-4543/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу отказать в полном объеме.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Геопоиск" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4543/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "Геопоиск"