г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А56-77788/2021/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Радченко А.В.
судей Герасимова Е.А., Кротов С.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Байшевой А.А.,
при участии:
от УФНС по Санкт-Петербургу - Цишевский А.А. по доверенности от 16.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (регистрационный номер 13АП-21578/2023) на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2023 по делу N А56-77788/2021/расх.1 (судья Мигукина Н.Э.), принятое по заявлению арбитражного управляющего Железняка Евгения Владимировича о взыскании судебных расходов с ФНС России в лице МИВНС России N11 по Санкт-Петербургу
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "ГАЗСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) от 20.01.2022 общество с ограниченной ответственностью "ГАЗСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ" (далее - ООО "ГАЗСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника, конкурсным управляющим утвержден Железняк Евгений Владимирович.
Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 16 от 29.01.2022.
Определением арбитражного суда от 11.02.2023 конкурсное производство в отношении ООО "ГАЗСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ" завершено.
В арбитражный суд, посредством электронного сервиса "Мой арбитр", поступило заявление арбитражного управляющего Железняка Евгения Владимировича (далее - заявитель) о взыскании судебных расходов, в котором заявитель просит взыскать с ФНС России в лице МИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу в пользу Железняка Евгения Владимировича вознаграждение конкурсного управляющего в размере 30 000,00 руб., расходы на проведение процедуры конкурсного производства в размере 18 140,23 руб.
Определением от 11.04.2023 суд взыскал с Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Санкт-Петербургу в пользу Железняка Евгения Владимировича (ИНН 780108792778) вознаграждение конкурсного управляющего в размере 30 000 рублей, расходы на проведение процедуры конкурсного производства в размере 18 140,23 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 указывает, что уполномоченный орган осуществляет компенсацию только фактических расходов конкурсного управляющего в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, утвержденным Приказом ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/53/34н, в связи с чем, просит отменить определение суда от 11.04.2023 в части взыскания с Межрайонной ИФНС N 11 по Санкт-Петербургу в пользу Железняк Евгения Владимировича вознаграждение конкурсного управляющего в размере 30 000,00 рублей и принять новый судебный акт о взыскании вознаграждения в размере 10 000,00 рублей.
Определением от 28.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К судебному заседанию от арбитражного управляющего Железняк Е.В. поступил отзыв на апелляционную жалобу, по мотивам которого, управляющий просит в удовлетворении жалобы отказать, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии арбитражного управляющего и его представителя.
В ходе судебного заседания представитель налогового органа поддерживал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства, обжалуется только часть судебного акта, касающаяся суммы вознаграждения подлежащей взысканию с налогового органа, суд апелляционной инстанции не вправе выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции лишь в обжалуемой части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно статье 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Пунктом 1 статьи 20.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", исходя из пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Таким образом, из вышеназванных норм закона и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что выплата вознаграждения арбитражному управляющему и расходов по делу о банкротстве за счет заявителя по делу производится при установлении факта недостаточности средств у должника и в части, не погашенной за счет имущества должника.
Из материалов дела следует, что с заявлением о признании ООО "Газстройэксплуатация" банкротом обратилась Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИНФС N 11 по Санкт-Петербургу. Конкурсное производство завершено в отношении должника определением суда от 11.02.2023, Железняк Е.В. исполнял обязанности конкурсного управляющего отсутствующего должника ООО "Газстройэксплуатация" за период с 20.01.2022 по 11.02.2023.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71, 223 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования в виде утверждения вознаграждения за проведение процедуры конкурсного производства отсутствующего должника в размере 30 000 руб. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, не может согласиться с указанным выводом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Закона о банкротстве порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" (далее - Положение N 573) установлено, что уполномоченный орган выплачивает вознаграждение конкурсному управляющему в 2-недельный срок с даты представления им подтверждающих завершение процедуры банкротства отсутствующего должника документов согласно утвержденному перечню, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица - отсутствующего должника.
Как указано в пункте 25 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пунктом 2 статьи 227 Закона о банкротстве к компетенции Правительства РФ отнесено определение порядка и условий финансирования уполномоченным органом процедур банкротства отсутствующего должника.
Пунктом 4 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573, предусмотрена обязанность арбитражного управляющего предварительно обратиться в уполномоченный орган и представить комплект документов, подтверждающих право арбитражного управляющего на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника.
В случае если уполномоченный орган отказал в осуществлении выплаты, уклоняется от ее осуществления или возник спор относительно размера выплаты, арбитражный управляющий вправе обратится в суд с заявлением о разрешении соответствующих разногласий.
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Производство по делу о банкротстве должника возбуждено по заявлению уполномоченного органа в рамках полномочий, установленных постановлениями Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации" и от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
В соответствии с совместным Приказом ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/53/34н основанием для выплаты вознаграждения за проведение процедуры банкротства и компетенции расходов в связи с осуществлением процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, является заявление конкурсного управляющего с приложением необходимых документов.
При этом, правила пунктов 3, 9 и 12 - 14 статьи 20.6 Закона о банкротстве в таком случае не применяются.
Изменение суммы вознаграждения в сторону увеличения возможно только с соблюдением порядка, установленного пунктом 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве, с учетом разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве", и не допускается за уже истекшие периоды времени.
Только с момента вынесения судом определения о прекращении упрощенной процедуры банкротства, к отношениям участвующих в деле лиц подлежат применению нормы главы VII Закона о банкротстве, в том числе, относительно вознаграждения конкурсного управляющего.
Фиксированная сумма вознаграждения в увеличенном судом размере выплачивается, начиная с даты принятия соответствующего определения судом (пункт 2 настоящего постановления) и до введения следующей процедуры банкротства; прекращение полномочий одного и утверждение другого арбитражного управляющего сами по себе не изменяют этот размер.
В связи с тем, что осуществление полномочий конкурсного управляющего Железняк Е.В. осуществлялось в период ведения конкурсного производства по признакам отсутствующего должника, при этом заявителем являлся уполномоченный орган, размер вознаграждения должен определяться, исходя из 10 000 рублей единовременно в силу закона.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для взыскания суммы вознаграждения в размере 30 000,00 рублей, не соответствует обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2023 по обособленному спору N А56-77788/2021/расх.1.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269.272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2023 по обособленному спору N А56-77788/2021/расх.1 изменить.
Изложить резолютивную часть определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2023 по обособленному спору N А56-77788/2021/расх.1 следующей редакции:
"взыскать с Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Санкт-Петербургу в пользу Железняка Евгения Владимировича (ИНН 780108792778) вознаграждение конкурсного управляющего в размере 10 000 рублей, расходы на проведение процедуры конкурсного производства в размере 18 140,23 рублей. В остальной части отказать".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Радченко |
Судьи |
Е.А. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77788/2021
Должник: ООО "ГАЗСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ", ответчик: Богданова Маргарита Александровна
Кредитор: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: бывш. руков. Ворнер Даун, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, к/у Железняк Евгений Владимирович, Ассоциацию Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие", Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД РОССИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ, Дзержинский районный суд, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, Федеральное казенное учреждение "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации"