г. Красноярск |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А74-7007/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" сентября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000": Патачаков А.А., представитель по доверенности от 01.09.2022, диплом, паспорт;
от ответчика - индивидуального предпринимателя Дроздецкого Виталия Ильича: Топоева Ж.Д., представитель по доверенности от 10.09.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.05.2023 по делу N А74-7007/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (далее также - истец, общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к индивидуальному предпринимателю Дроздецкому Виталию Ильичу (далее также - ответчик, предприниматель) о взыскании 92 180 руб. долга по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в отношении нежилого здания, с кадастровым номером 19:11:010310:299, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Орловская, д. 12.
Определением от 14.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее также - ООО "Тандем").
Определением от 14.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Полигон" муниципального образования Ширинский район (далее также - предприятие).
Решением суда от 12.05.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что договор по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным сторонами по типовой форме, так как обществом в печатном издании и на официальном интернет-сайте регионального оператора было размещено предложение по заключению договора. Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами следует считать оказанными, так как образование коммунальных отходов в жизнедеятельности человека предполагается, актов о ненадлежащем качестве услуг ответчик в дело не представил. Выводы суда первой инстанции о нарушении тарифно-балансовой схемы ошибочны.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Тандем" и предприятие, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии с соглашением от 20.06.2018 N 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет свою деятельность на территории территориальной зоны N 1 Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами.
На основании пункта 1.1 соглашения описание территориальной зоны N 1 Республики Хакасия приведено в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Хакасия.
Согласно разделу 11 территориальной схемы в состав территориальной зоны N 1 входят следующие муниципальные образования: Боградский муниципальный район; Орджоникидзевский муниципальный район; Ширинский муниципальный район.
Статус регионального оператора присвоен истцу на 10 лет (пункт 1.2 соглашения).
Для истца утвержден тариф на услуги регионального оператора.
Предложение о заключении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано обществом в газете "Хакасия" N 228 (23835) от 30.11.2018 и размещено на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 10.08.2022 N 9/2022/486419322 собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером 19:11:010310:299, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Орловская, д. 12, начиная с 26.11.2018 является Дроздецкий Виталий Ильич.
Ответчик не направлял в адрес регионального оператора заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам. Истцом в адрес ответчика был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.03.2022 N 5081-22/ЮЛ/НП, однако договор ответчиком не подписан, 27.12.2022 ответчик направил в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания проекта договора.
03.08.2020 между обществом и предприятием заключен договор N 3 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, по условиям которого оператор обязался оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов с мест расположения емкостей для накопления твердых коммунальных отходов ежемесячно, и в дальнейшем транспортировать на полигон по захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 21.12.2020 N 010-1948-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Хакасия, в приложении N 4 которой указаны места накопления отходов.
Истец представил в дело неподписанный предпринимателем проект договора от 01.03.2022 N 5081-22/ЮЛ/НП, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте (площадке) накопления отходов, которые определены в договоре и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти тарифа на услугу регионального оператора.
В претензии от 01.03.2022 истец указал ответчику на наличие заключенного между ними типового договора и на факт оказания услуг в силу закона, в связи с чем, потребовал подписать 1 экземпляр договора от 01.03.2022 N 5081-22/ЮЛ/НП и в срок до 20.03.2022 оплатить стоимость услуг по вывозу отходов за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 на сумму 92 180 руб. истец представил подписанные истцом в одностороннем порядке: договор от 01.03.2022 N 5081-22/ЮЛ/НП; универсальный передаточный документ от 31.12.2022 N 25303/19 (с корректировкой); счет на оплату от 31.12.2021 N 25153; доказательства направления указанных документов ответчику 01.03.2022; маршрутные журналы движения мусоровозов.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за оказанные им ответчику в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктами 1, 7, 8, 9 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общих правил статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (о безоговорочности акцепта и о том, что молчание не является акцептом), в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, содержатся фикции заключения конкретного договора об обращении с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора для случаев: 1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; 2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; 3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
В подпункте "а" пункта 11 и подпункте "а" пункта 13 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, указано, что региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору, потребитель обязан осуществлять складирование отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой, обеспечивать складирование твердые коммунальные отходы в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю или часть территории субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).
Услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки, должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзац 12, абзац 22 пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Исходя из изложенного, тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами, по существу, представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее также - Правила N 1130).
Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Она является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 N 8-АПА19-10, от 06.02.2020 N АПЛ19-525).
В силу пункта 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании пункта 9 и подпункта "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам. Раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение твердых коммунальных отходов должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием твердых коммунальных отходов от потребителей в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, определенном договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Таким образом, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения услуги, предусмотренные законом.
Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что при установлении факта размещения региональным оператором на официальном сайте в сети "Интернет" и (или) печатном периодическом издании предложения о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, направления проекта такого договора потребителю и отсутствия заключенного между региональным оператором и потребителем договора в виде одного подписанного сторонами документа, содержащего все существенные условия, указанные в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, юридически значимым обстоятельством, принципиально влияющим на возможность констатации факта заключения сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является включение спорного места накопления твердых коммунальных отходов в территориальную схему, которая должна содержать данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Соответственно, когда соответствующее место накопления твердых коммунальных отходов территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и потребителем не может считаться заключенным.
При этом, если спорное место накопления отходов не включено в территориальную схему, то в силу ранее приведенных правовых норм затраты по обращению с этими твердыми коммунальными отходами не учтены и в базовой для расчета тарифа необходимой валовой выручки регионального оператора, от собирания которой зависит выполнение им инвестиционных программ.
Другими словами, нарушение тарифно-балансовой схемы в результате отказа во взыскании стоимости услуг в пользу регионального оператора в таком случае не происходит, публичные интересы не нарушаются.
Следует также отметить, что в силу подпункта "в" пункта 20, пунктов 23, 31, 32 Правил N 1130 региональный оператор имеет возможность влиять на содержание территориальной схемы как на стадии общественного обсуждения перед ее утверждением уполномоченным органом, так и вправе подавать заявления о ее корректировке, то есть обеспечивать включение дополнительных объектов образования твердых коммунальных отходов в указанную схему, достигая, тем самым возможность учета осуществляемых им расходов на обслуживание таких объектов при формировании необходимой валовой выручки, а также обеспечивая в результате этого прозрачное движение твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой.
Являясь регулируемой организацией и, с очевидностью, сильной стороной в правоотношении по обращению с твердыми коммунальными отходами по отношению к собственнику твердых коммунальных отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия.
Приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правовом подходе, сформированном в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 21.12.2020 N 010-1948-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Хакасия, в приложении N 4 которой указаны места накопления отходов.
Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в спорный период сторонами договор по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде единого документа, содержащего сведения о месте накопления отходов и (или) ином способе складирования отходов, не был заключен, в территориальной схеме место накопления твердых коммунальных отходов для объекта предпринимателя не было определено, с заявлением о включении в территориальную схему сведений о месте сбора и накопления коммунальных отходов для спорного объекта истец не обращался.
Кроме того, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ширинского сельсовета, утвержденном постановлением Администрации Ширинского сельсовета от 10.04.2019 N 87, в спорный период также не содержалось сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, источником образования которых является нежилое здание предпринимателя.
Доказательств иного истцом не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Соответственно, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что к отношениям истца и ответчика в рассматриваемый период условия типового договора не подлежат применению, договор между ними не может считаться заключенным.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются ошибочными и отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном толковании норм права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела (статья 71 АПК РФ).
Кроме того, в обоснование иска общество не ссылается и в материалы дела не представлено доказательств того, что оказание услуг осуществлялось без использования площадок для накопления твердых коммунальных отходов в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
В апелляционной жалобе общество ссылается на презумпцию образования отходов в деятельности ответчика. Указанная ссылка является необоснованной, так как услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не может считаться оказанной только ввиду образования коммунальных отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки истца на маршрутные журналы, как на доказательства оказания услуг предпринимателю, поскольку маршрутные журналы, как и прочие представленные региональным оператором в обоснование иска документы, носят односторонний характер. Представленные маршрутные журналы содержат сведения о маршрутах движения мусоровозов, но не свидетельствуют о размещении ответчиком на контейнерных площадках твердых коммунальных отходов и их вывозе истцом. В иске региональный оператор указал, что вывоз твердых коммунальных отходов осуществлялся с общедоступной контейнерной площадки. Однако указанная площадка не определена в территориальной схеме в качестве площадки для накопления твердых коммунальных отходов предпринимателя. В материалах дела не имеется каких-либо доказательств того, что предприниматель имел возможность и (или) действительно пользовался указанной истцом контейнерной площадкой для накопления отходов, что общество осуществляло вывоз именно коммунальных отходов предпринимателя с указанной площадки. В связи с чем, факт оказания услуг по вывозу отходов непосредственно ответчику не доказан.
Таким образом, учитывая, что согласно материалам дела договор в виде единого документа сторонами не заключен, у ответчика отсутствует собственная контейнерная площадка для накопления отходов, данные о месте накопления твердых коммунальных отходов предпринимателя в территориальной схеме не указаны, сторонами не согласовано условие о способе складирования отходов, в материалах дела отсутствуют доказательства оказания услуг ответчику по вывозу твердых коммунальных отходов, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются правомерными, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта по существу спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то заявленные в апелляционной жалобе доводы общества признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество в связи с отказом в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.05.2023 по делу N А74-7007/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7007/2022
Истец: ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Ответчик: Дроздецкий Виталий Ильич
Третье лицо: МУП "Полигон" муниципального образования Ширинский район, ООО "Тандем", ООО ФИЛИАЛ "АЭРОСИТИ-2000" В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, Топоева Жанна Диментьевна, Третий арбитражный апелляционный суд