город Омск |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А75-21399/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Дубок О.В., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8288/2023) главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова Аркадия Аркадьевича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2023 по делу N А75-21399/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова Аркадия Аркадьевича (ОГРНИП 309860114100022, ИНН 861801562148) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27), при участии в деле третьих лиц без самостоятельных требований, - животноводческого сельскохозяйственного кооператива "Батово" (ОГРН 1028600515965, ИНН 8618005060, адрес: 628517, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Ханты-Мансийский, село Батово, улица Центральная, дом влд19а), общества с ограниченной ответственностью "ТТК-Спецсервис" (ОГРН 1158617009540, ИНН 8603217985, адрес: 628609, город Нижневартовск, улица Кузоваткина, дом 15, панель 18), Департамента имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (ОГРН 1058600090196, ИНН 8601026093, адрес: 628508, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, муниципальный район Ханты-Мансийский, сельское поселение Шапша, деревня Шапша, улица Северная, дом 6), о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946 и 86:02:1214003:2945,
при участии в судебном заседании представителей:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова Аркадия Аркадьевича - Кашин В.Ф. (по доверенности от 01.02.2022 сроком действия 3 года),
от общества с ограниченной ответственностью "ТТК-Спецсервис" - Коншин Р.В. (по доверенности от 20.09.2021 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцов Аркадий Аркадьевичй (далее - заявитель, глава КФХ Воронцов А.А.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по ХМАО) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946 и 86:02:1214003:2945, об обязании аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946 и 86:02:1214003:2945.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены животноводческий сельскохозяйственный кооператив "Батово" (далее - кооператив, ЖСК "Батово"); общество с ограниченной ответственностью "ТТК-Спецсервис" (далее - ООО "ТТК-Спецсервис"), департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2023 по делу N А75-21399/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, глава КФХ Воронцов А.А. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ЖСК "Батово" в силу закона являлся арендатором образованных земельных участков с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946, 86:02:1214003:2945, поскольку срок аренды земли, из которой выделены участки по договору от 05.09.2016 N 13, установлен до 07.12.2057, то есть имел обременение, вместе с тем, соответствующая запись органом регистрации в Единый государственный реестр недвижимости (далее -
ЕГРН) внесена не была. По мнению подателя апелляционной жалобы, земельные участки с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946, 86:02:1214003:2945 поставлены на кадастровый учет на основании межевого плана, в котором разрешенное использование земельных участков не соответствует приказу департамента от 05.06.2020 N 489-п. Заявитель указывает, что кадастровый инженер не имел права направлять заявление о постановке на кадастровый учет спорных земельных участков.
ООО "ТТК-Спецсервис" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами заявителя, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель главы КФХ Воронцов А.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "ТТК-Спецсервис" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, Управление Росреестра по ХМАО, ЖСК "Батово", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между кооперативом и департаментом 05.09.2016 заключен договор аренды земельного участка N 13 с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2521, 86:02:1214003:2509, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, сроком до 07.12.2057.
30.12.2020 кооператив по договору переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности N 1 от 30.12.2020 уступил права и обязанности арендатора главе КФХ Воронцову А.А.
Согласно сведениям ЕГРН 11.11.2020 на кадастровый учет управлением были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946, 86:02:1214003:2945, которые были выделены из земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Постановка указанных вновь образованных земельных участков на кадастровый учет произведена управлением на основании заявления кадастрового инженера Матвеевой В.А. и подготовленного ею на основании приказа департамента от 05.06.2020 N 489-п "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории КК86:02:1214003" межевого плана.
Заявитель указывает, что в октябре 2021 года ему стало известно, что из земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521, находящегося у него в аренде, управлением были поставлены на кадастровой учет два земельных участка: 86:02:1214003:2946 с площадью 242761+/-344,9 кв.м и 86:02:1214003:2945 с площадью 853161+/-646,57 кв.м, находящиеся в настоящее время в пользовании у ООО "ТТК-Спецсервис".
Полагая, что управление поставило на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946, 86:02:1214003:2945 с нарушением норм законодательства Российской Федерации, чем нарушило права прежнего и действующего арендатора, глава КФХ Воронцов А.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
09.06.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии наличии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Феедрации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, как один из способов образования земельного участка, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ). Таким образом, раздел земельного участка является одним из способов образования нового участка. Раздел может быть осуществлен на основании схемы расположения земельного участка, составленной заинтересованным юридическим или физическим лицом.
Согласно части 2 статьи 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю - это разграничение земли на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, относятся участки, в отношении которых отсутствует государственная регистрация права собственности.
Статья 3.3 Закона от N 137-ФЗ не закрепляет государственные полномочия в сфере земельных отношений, а предусматривает основания возникновения права распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В настоящем случае, из материалов дела следует, что являясь лицом, уполномоченным распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, департамент издал приказ от 05.06.2020 N 489-п "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории КК86:02:1214003".
Согласно указанному приказу в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории 86:02:1214003, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 с сохранением исходного в измененных границах, с видом разрешенного использования "недропользование" из категории "земель сельскохозяйственного назначения". На ООО "ТТК-Спецсервис" возложена обязанность обеспечить постановку образованных земельных участков на кадастровый учет.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как верно установлено судом первой инстанции, при рассмотрении дела N А75-8026/2022 по заявлению кооператива к департаменту об оспаривании приказа департамента от 05.06.2020 N 489-п, к участию в котором привлечены глава КФХ Воронцов А.А., управление, ООО "ТТК-Спецсервис", арбитражный суд установил, что 01.01.2020 между кооперативом и ООО "ТТК-Спецсервис" заключено соглашение о порядке компенсации ущерба, согласно пункту 1.1 которого кооператив обязался предоставить ООО "ТТК-Спецсервис" для использования земельный участок площадью 109,5917 га, кадастровый номер 86:02:1214002:2521 по адресу: ХМАО - Югра, Ханты-Мансийский район, село Батово, для разработки и складирования песка, а ООО "ТТК-Спецсервис" обязалось компенсировать кооперативу ущерб, который может быть причинен в результате использования данного земельного участка в порядке и размере, установленном названным соглашением.
Кроме того письмом от 26.03.2020 кооператив заявил о согласии на размещение объекта для ООО "ТТК-Спецсервис" путем раздела земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 с сохранением исходного участка в измененных границах.
01.06.2020 ООО "ТТК-Спецсервис" представило в департамент заявление от 28.05.2020 N 5 об оказании муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 с сохранением исходного в измененных границах под размещение объекта: "Месторождение песка N 1 в районе д. Батово".
После утверждения приказом департамента от 05.06.2020 N 489-п схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории 86:02:1214003, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521, кооператив 30.12.2020 передал все права и обязанности арендатора по договору аренды от 05.09.2016 N 13 главе КФХ Воронцову А.А., о чем совершена регистрационная запись от 14.01.2021.
При рассмотрении дела N А75-8026/2022 суд пришел к выводу о законности приказа департамента от 05.06.2020 N 489-п, соответствии его требованиям статьей 11.2, 11.4, 11.10 и 39.2 ЗК РФ, поскольку установил, что кооператив, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521, выразил согласие на раздел арендованного земельного участка путем выделения из него земельных участков для объектов общества.
Как верно указано судом первой инстанции, данные обстоятельства обладают свойством преюдициальности, и по правилам статьи 69 ГК РФ не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
В материалы настоящего дела представлен акт о размере ущерба за 2020 год от 01.06.2020, согласно которому ООО "ТТК-Спецсервис" обязалось выплатить кооперативу в срок до 30.06.2020 компенсацию в размере 1 560 011 руб. за пользование частью земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 и платежное поручение N 1769 от 09.07.2020 по выплате кооперативу указанной суммы.
16.11.2020 ООО "ТТК-Спецсервис" обратилось в департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2945 и 86:02:1214003:2946 из категории сельскохозяйственных земель в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности), к ходатайству были приложены выписка из единого государственного реестра недвижимости, копия проекта рекультивации, копия приказа департамента от 05.06.2020 N 489-п.
Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2020 N 13-Р-2861 "О переводе земельных участков из одной категории в другую" названные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Арбитражными судами при рассмотрении дела N А75-13993/2022 признано законным распоряжение департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2020 N 13-Р-2861.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А75-13993/2022 признано законным изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Следовательно, как верно установлено судом первой инстанции, кооператив, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 согласился на выдел земельных участков из исходного для предоставления их ООО "ТТК-Спецсервис", департаментом в установленном законом порядке был издан приказ от 05.06.2020 N 489-п, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории 86:02:1214003, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 с сохранением исходного участка в измененных границах, на основании указанного приказа кадастровым инженером Матвеевой В.А. был подготовлен межевой план вновь образуемых земельных участков, который был представлен в управление для осуществления постановки их на кадастровый учет.
Как установлено положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются поименованным федеральным законом.
В соответствии с частью 2, частью 6 статьи 1 указанного закона ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с упомянутым Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с упомянутым законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом в силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 4 Федерального закона N 218-ФЗ, участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы- исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Статьей 13 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривается, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в настоящем случае кадастровый инженер Матвеева В.А., подготовившая межевой план на основании приказа департамента от 05.06.2020 N 489-п, обратилась в управление для осуществления государственного кадастрового учета спорных земельных участков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем при рассмотрении настоящего дела не приведены доводы о том, какие именно положения статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, нарушены управлением при осуществлении государственного кадастрового учета образованных земельных участков.
Доводы заявителя о том, что кадастровый инженер Матвеева В.А. не имела полномочий на обращение в управление с заявлением об осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым правомерно отклонены как основанные на неверном толковании норм права.
Как было указано выше по тексту настоящего постановления, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 218-ФЗ кадастровый инженер является участником отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета, а пункт 5 части 2 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав по заявлению кадастрового инженера.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что при постановке на кадастровый учет управлением было незаконно изменено целевое назначение вновь образованных земельных участков, не основаны на материалах дела и также подлежат отклонению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, осуществляя государственный кадастровый учет, в ноябре 2020 года управление поставило спорные земельные участки на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, то есть, не изменяя их назначение, исходя из назначения исходного земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521.
Впоследствии 15.01.2021 управлением на основании распоряжения департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2020 N 13-Р-2861 "О переводе земельных участков из одной категории в другую" было изменено целевое назначение спорных земельных участков на земли промышленности, что соответствует положениям пункта 11 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ.
Таким образом, в момент совершения оспариваемых заявителем по настоящему делу действий ответчика (ноябрь 2020 года) целевое назначение земельных участков изменено не было.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии согласия арендатора на выделение земельных участков из исходного земельного участка опровергается материалами дела и судебными актами по делам N А75-8026/2022 и N А75-13993/2022.
Как верно указал суд первой инстанции, для главы КФХ Воронцова А.А., являющегося правопреемником кооператива в арендных отношениях, действия правопредшественника являются обязательными.
Таким образом, на момент осуществления управлением оспариваемых действий по государственному кадастровому учету спорных земельных участков, согласие арендатора на выделение вновь образуемых земельных участков имелось, нарушений части 9 статьи 39.29 ЗК РФ не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие доказательств нарушения заинтересованным лицом обязательных требований статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые заявителем действия управления по осуществлению государственного кадастрового учета спорных земельных участков являются законными, осуществлены в пределах предоставленных управлению полномочий и не нарушают прав заявителя.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно неправомерного, по мнению заявителя, отказа суда первой инстанции в уточнении заявленных требований, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае заявитель со ссылкой на статью 49 АПК РФ просил уточнить заявленные требования, признать незаконными действия управления по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946 и 86:02:1214003:2945 в части отсутствия в едином государственном реестре недвижимости записи об обременении вновь образованных земельных участков договором аренды земельных участков по договору аренды от 05.09.2016 N 13 и об обязании внести в единый государственный реестр недвижимости записи об обременении вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами земельные участки с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946, 86:02:1214003:2945 правом аренды заявителя по договору аренды земельных участков от 05.09.2016 N 13.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Гражданское и процессуальное законодательство исходят из необходимости защиты нарушенного права (статьи 1 ГК РФ, 4 АПК РФ), выбор средств защиты которого лежит в пределах компетенции лица, считающего свои права нарушенными (статья 12 ГК РФ), однако суд наделен дискрецией по определению преследуемого материально-правового интереса и самостоятельной квалификации заявленного требования (статья 133 АПК РФ).
С учетом указанных норм процессуального законодательства, ходатайство об уточнении требований в порядке, установленном статьей 49 АПК РФ, в рассматриваемом случае является способом изменения одновременно предмета и основания заявленных требований, что по смыслу статьи 49 АПК РФ является недопустимым.
Фактически, заявляя ходатайство об уточнении требований по правилам статьи 49 АПК РФ, заявитель оспаривал действия управления, не отразившего в ЕГРН сведения об обременении выделенных земельных участков с кадастровыми номерами 86:02:1214003:2946, 86:02:1214003:2945 правом аренды по договору аренды земельных участков от 05.09.2016 N 13.
Следовательно, указанные требования не связаны с ранее заявленными требованиями заявителя о неправомерности постановки вновь образованных участков на кадастровый учет.
Фактически при подаче заявления в соответствии со статьей 49 АПК РФ, заявитель пытался одновременно изменить предмет заявленных требований (не несогласие с постановкой на кадастровый учет, а несогласие с отсутствием записи об обременении), а также основания заявленных требований, что является недопустимым, в силу чего судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления об уточнении заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции относительно пропуска заявителем трехмесячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Так, оспариваемые действия управления по осуществлению государственного кадастрового учета спорных земельных участков осуществлены 11.11.2020, в то время как в суд с рассматриваемым заявлением глава КФХ Воронцов А.А. обратился 29.12.2021.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Глава КФХ Воронцов А.А. при обращении в суд заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на то, что о появлении новых участков на территории земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 ему стало известно только в октябре 2021 года.
Между тем, как следует из материалов дела, Воронцов А.А. как председатель кооператива подписывал 26.03.2020 согласие на размещение на земельном участке объекта "месторождение песка N 1" площадью 109,5917 га, с ежегодной оплатой по стороны ООО "ТТК-Спецсервис" по упущенной выгоде и нанесения ущерба, со схемой размещения передаваемого обществу участка, подписывал 01.01.2020 акт о компенсации ущерба с ООО "ТТК-Спецсервис", то есть в 2020 году Воронцову А.А. было не только известно о совершении действий по выделу из земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 вновь образуемых земельных участков для использования их под объект общества, но и давалось письменное согласие на такой выдел.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо главы КФХ Воронцова А.А. от 29.04.2021, в котором отражена просьба к департаменту об уменьшении арендной платы по договору от 05.09.2016 N 13 в связи с уменьшением площади используемого земельного участка, что свидетельствует об осведомленности заявителя об использовании им земельного участка с кадастровым номером 86:02:1214003:2521 площадью меньшей, чем указано в договоре от 05.09.2016 N 13.
Следовательно, заявителем в настоящем случае допущен пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении. Основания для его восстановления судом апелляционной инстанции не усматриваются.
Суд апелляционной инстанции считает, что главой КФХ Воронцовым А.А. в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова Аркадия Аркадьевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2023 по делу N А75-21399/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-21399/2021
Истец: Воронцов Аркадий Аркадьевич
Ответчик: РОСРЕЕСТР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА, ЖИВОТНОВОДЧЕСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "БАТОВО", ООО "ТТК-СПЕЦСЕРВИС"