г. Москва |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А41-44662/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2023 по делу N А41-44662/22, по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298) к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области (ИНН: 5035006274, ОГРН: 1025004649790) третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области (ИНН: 5024129468, ОГРН: 1125024004918), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 1097746296977), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561), Министерство экологии и природопользования Московской области (ИНН: 5018061444, ОГРН: 1025002042009) об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области (далее - ответчик, администрация) с требованием об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 в соответствии с каталогом координат поворотных точек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Администрация городского округа Павловский Посад Московской области является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Демидово, участок находится примерно в 700 м, по направлению на северо-запад от ориентира, площадью 10 694 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (свидетельство о праве собственности от 30.12.2016 N 50-50/047-50/047/002/2016-4381/2).
В соответствии с ответом Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.04.2022 года N 25-ИСХ-13193 земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:318 расположен в границах особо охраняемой природной территории "Государственный природный заказник местного значения "Демидовские леса".
Кроме того, заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 06.06.2022 года N 23 выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 пересекаются с границами земель лесного фонда выделов 17, 63 квартала 16 участок Павлово-Посадский Ногинского сельского участкового лесничества Ногинского лесничества Московской области, площадь пересечения - 9 478 кв. м.
Учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 пересекаются с границами ООПТ Государственный природный заказник местного значения "Демидовские леса", положения ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не подлежат применению, следовательно, принадлежность земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 в части пересечения с землями лесного фонда определяется по материалам лесоустройства.
Таким образом, полагая, что спорный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда находится в собственности ответчика незаконно, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков в материалы дела представлены заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 23, выписка из государственного лесного реестра.
Вместе с тем, указанные документы не содержат сведения о местоположении точек координат границ спорных лесных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ и пункта 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 ЛК РФ и пункта 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Судом первой инстанции учтено, что заключения ФГБУ "Рослесинфорг" N 23 о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 с землями лесного фонда не может быть положено в основу решения об удовлетворении требований Рослесхоза, поскольку координаты наложения границ определено при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Приказом Рослесхоза от 11.02.2019 N 131 утверждены границы Ногинского лесничества в Московской области.
Таким образом, таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, а таксационное описание относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Следовательно, представленные истцом документы не свидетельствуют о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее -картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:318 был выделен из земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79.
При этом, решением Арбитражного суда Московской области от 06.02.2015 по делу N А41-13378/14 и решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2020 по делу N А41-70883/19 установлен факт отсутствия пересечения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79 с землями лесного фонда.
Как указали суды, Постановлением Главы администрации Павлово-Посадского района Московской области N 305 от 25 ноября 1992 г. было перерегистрировано землепользование совхоза "Рахмановский" Павлово-Посадского района Московской области по фактическому пользованию общей площадью 8 726 га, в том числе: сельхоз угодья - 5 410 га и прочие 1 316 га.
На основании указанного постановления было выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей совхозу "Рахмановский" ПавловоПосадского района Московской области.
05 июля 1995 г. Главой Администрации Павлово-Посадского района Московской области было издано постановление N 952 "О перераспределении земель ТОО "Рахмановское", согласно которому в постоянное (бессрочное) пользование ТОО "Рахмановское" были закреплены земли общей площадью 1 169 га (в том числе 823 га лесов).
Постановлениями Администрации Павлово-Посадского района Московской области N 1124 от 26 ноября 1997 г., N 838 от 25 августа 1999 г., N 993 от 07 октября 1999 г., N 998 от 09 июля 2004 г., N 2650 от 03 декабря 2008 г., N 2167 от 13 октября 2009 г. и N 1768 от 04 сентября 2009 г. вносились изменения в постановление Администрации ПавловоПосадского района Московской области N 952 от 05 июля 1995 г. в части уточнения площади земельного участка.
В результате реорганизации совхоз "Рахмановский" Павлово-Посадского района Московской области был преобразован в ТОО "Рахмановское", а в последующем в открытое акционерное общество "Евсеевское".
Согласно плану землепользования 1992 года, подписанному и согласованному Главой администрации Павлово-Посадского района Московской области, Председателем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Павлово-Посадского муниципального района, Проекту инвентаризации и упорядочения землепользования, выполненному МосНИиПИземлеустройства по состоянию на 1999 год, Проекту инвентаризации земель ОАО "Евсеевское" на 2008 год все спорные земельные участки принадлежали ОАО "Евсеевское" на праве постоянного бессрочного пользования, категория всех участков - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
В 1999 году из земельного участка, предоставленного ОАО "Евсеевское" постановлением Администрации Павлово-Посадского района Московской области N 952 от 05 июля 1995 г., образован земельный участок с кадастровым номером: 50:17:0000000:79, общей площадью 29 700 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, на праве бессрочного пользования был внесен в государственный кадастр недвижимости, как единое землепользование.
В период 2006 - 2009 годов ОАО "Евсеевское" провело работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79, пересечения участка с землями лесного фонда не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что преюдициальными решениями судов по делам N А41-13378/14 и N А41-70883/19 установлен факт отсутствия пересечения первоначального земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79 с землями лесного фонда, с учетом того, что истцом не представлено иных доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 из земель лесного фонда, формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 не оспорены, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец ссылается на письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.04.2022 года N 25-ИСХ-13193, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:318 расположен в границах особо охраняемой природной территории "Государственный природный заказник местного значения "Демидовские леса". Следовательно, положения частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ не подлежат применению.
Между тем, как следует из ответа Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, информация о координатах поворотных точек особо охраняемой природной территории "Государственный природный заказник местного значения "Демидовские леса" отсутствует.
Как следует из паспорта природного заказника, в границы зоны входят кв. 41 и 43 Больше-Дворского лесничества, общая площадь заказника - 244 га.
При этом исковые требования основаны на факте наложения границ участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 на земли лесного фонда на выделы 17, 63 квартала 16 Ногинского сельского участкового лесничества.
Однако доказательств включения выделов 17, 63 квартала 16 Ногинского сельского участкового лесничества в границы ООПТ в материалы дела не представлено.
Ходатайств о проведении экспертизы истцом не заявлено.
Кроме того, ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
Статьей 199 названного Кодекса предусмотрено применение судом срока исковой давности только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 названного Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в реестре. При этом сама по себе запись в реестре о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в реестр лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Между тем, о наложении границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:318 на границы ООПТ или земли лесного фонда истец должен был узнать на момент утверждения границ Ногинского лесничества в Московской области, то есть с даты вынесения Приказа Рослесхоза от 11.02.2019 N 131, поскольку является уполномоченным органом по установлению границ лесных участков (пункт 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").
На основании статьи 199 ГК РФ и пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 г., 15.11.2001 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2023 по делу N А41-44662/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44662/2022
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ