г. Чита |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А19-22058/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Прогресс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2023 года по делу N А19-22058/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Прогресс" (ОГРН 1153850026615, ИНН 3812113892) к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконными действий,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников недвижимости "АкадемПлюс" (ОГРН 1213800014890, ИНН 3812536584),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Прогресс" (далее - заявитель, ООО "Управляющая организация Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, служба) по внесению в реестр лицензий Иркутской области сведений об исключении из лицензии ООО "Управляющая организация Прогресс" сведений о многоквартирном доме N 297Б по ул. Лермонтова в г. Иркутске.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует товарищество собственников недвижимости "АкадемПлюс" (далее - третье лицо, ТСН "АкадемПлюс").
Решением суда от 28 июня 2023 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на неправомерные действия службы по внесению изменений в реестр лицензий не с первого числа календарного месяца следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, а с более ранней даты.
В отзывах на апелляционную жалобу заинтересованное лицо и третье лицо выразили согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
ООО "Управляющая организация Прогресс" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии от 17 октября 2018 года N 000245.
В Службу государственного жилищного надзора Иркутском области 08 июля 2022 года через государственную информационную систему жилищно - коммунального хозяйства от ТСН "АкадемПлюс" поступило уведомление о выборе собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 297Б, способа управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья.
По итогам проверки уведомления ТСН "АкадемПлюс" и приложенных к нему документов службой принято решение от 22 июля 2022 года N 739/22 о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области сведений о прекращении ООО "Управляющая организация Прогресс" с 31 июля 2022 года деятельности по управлению МКД N 297Б по ул. Лермонтова в г. Иркутске.
Решением Службы жилищного надзора от 29 июля 2022 года N 765/22 устранена описка, допущенная в решении N 739/22. Решение от 22 июля 2022 года N 739/22 изложено в редакции, согласно которой ООО "Управляющая организация Прогресс" прекратило деятельность по управлению МКД N 297Б по ул. Лермонтова в г. Иркутске в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещения МКД N 297Б, оформленного протоколом от 15 марта 2022 года N1.
Не согласившись с действиями службы, ООО "Управляющая организация Прогресс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На территории Иркутской области органом государственного жилищного и строительного надзора является Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в соответствии с Положением о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 01 марта 2021 года N 124-пп "О реорганизации службы государственного жилищного надзора Иркутской области").
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр,
В соответствии с пунктом 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается определенный перечень документов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Приказа N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом прилагаются следующие документы: сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора; копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищнокоммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме на основании решения своего общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.
В соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененная Федеральным законом от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления (пункт 24 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416).
В случае изменения способа управления многоквартирным домом управляющая организация утрачивает свой статус и, соответственно, правовые основания для продолжения деятельности по управлению конкретным многоквартирным домом в день, предшествующий дню фактической реализации нового способа управления.
Как установлено судом первой инстанции из материалов дела, 08 июля 2022 года в службу через ГИС ЖКХ от ТСН "АкадемПлюс" поступило уведомление о выборе собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 297Б, способа управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья, а также сведения о направлении подлинника протокола общего собрания собственников помещений МКД N 297Б от 15 марта 2022 года N 1. В обращении ТСН "АкадемПлюс" просило внести изменения в реестр лицензий Иркутской области, исключив из реестра лицензий ООО "Управляющая организация Прогресс" сведения о спорном многоквартирном доме.
По итогам проверки уведомления ТСН "АкадемПлюс" и документов, представленных заявителем, служба пришла к выводу, что документы представлены в полном объеме, сведения, содержащиеся уведомление, достоверны, ООО "УО Прогресс" не представило наличие законных оснований для дальнейшего осуществлении деятельности по управлению МКД N 297Б, сведения о ТСН "АкадемПлюс" в едином федеральном реестре банкротств отсутствуют, признаков ничтожности решения общего собрания не имеется, в связи с чем, дано заключение о необходимости принять решение о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части исключения сведений о МКД N 297Б, в отношении которого ООО "Управляющая организация Прогресс" прекратило деятельность по управлению 31 июля 2022 года.
В связи с тем, что надзорный орган не располагал объективно определенными документами, свидетельствующими о дате уведомления ООО "УО Прогресс" об отказе собственников помещений в МКД N 297Б от договора управления многоквартирным домом, о фактической дате прекращения договора управления с ООО "УО Прогресс" и о дате начала управления МКД N 297Б по ул. Лермонтова ТСН "АкадемПлюс", вынесено решение от 29.07.2022 N 765/22 об устранении описки, допущенной в решении N 739/22. Решение от 22.07.2022 N 739/22 изложено в редакции, согласно которой ООО "УО Прогресс" прекратило деятельность по управлению МКД N 297Б по ул. Лермонтова в г.Иркутске в связи с принятием решения на общем собрании собственников помещения МКД N 297Б, оформленного протоколом от 15.03.2022 N1.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно учел установленную решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2022 года по делу N А19-17319/2021 по иску ТСН "АкадемПлюс" к ООО "Управляющая организация Прогресс" о возложении обязанности по передаче технической документации фактическую дату начала управления МКД N297Б ТСН "АкадемПлюс" - 25 июня 2021 года.
На основании указанного решения службой внесены изменения в реестр лицензий Иркутской области и в сведения о способах управления многоквартирными домами, размещенных в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, дата прекращения договора управления МКД N 297Б ООО "Управляющая организация Прогресс" указана 24 июня 2021 года, дата начала управления ТСН "АкадемПлюс" - 25 июня 2021 года. В решении указано, что обязанность истца по управлению многоквартирным домом возникла с момента принятия общим собранием собственников решения об избрании способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников недвижимости (протокол от 25 июня 2021 года N 1). Соответствующим обстоятельством определяется момент прекращения правоотношений по управлению многоквартирным домом управляющей организацией.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что службой внесены изменения в реестр лицензий не с первого числа календарного месяца следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, а с более ранней даты являлся предметом оценки суда первой инстанции и обосновано отклонен им на основании следующего.
Органы государственной власти при исполнении возложенных государственных функций обязаны руководствоваться объективными и достоверными данными.
При внесении изменений в реестр лицензий служба исходила из даты принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом N 297Б, оформленного протоколом от 15 марта 2022 года N 1.
Исходя из того, что жилищное законодательство не ставит в зависимость управление многоквартирным домом некоммерческой организацией от даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (имеется исключительно у управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии), и, принимая во внимание, что 15 марта 2022 года собственниками принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом, учитывая обстоятельства спора по делу N А19-17319/2021, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия службы о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 297 Б по ул. Лермонтова в г. Иркутске Иркутской области из лицензии ООО "Управляющая организация Прогресс" с даты, ранее первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия решения службы от 22 июля 2022 года N 739/22 "О внесении изменении в реестр лицензий Иркутской области" правомерны, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Доводы заявителя апелляционной жалобы аналогичны приведенным в суде первой инстанции и обоснованно отклонены им по мотивам, оснований не согласиться с которыми суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2023 года по делу N А19-22058/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22058/2022
Истец: ООО "Управляющая организация Прогресс"
Ответчик: Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области