г. Владивосток |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А59-323/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-5191/2023,
на решение от 07.08.2023
судьи Зуева М.В.
по делу N А59-323/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к муниципальному бюджетному учреждению "Управление городским хозяйством" (ИНН 6503012701, ОГРН 1086504000990)
о взыскании финансовых санкций,
при участии в заседании (до и после перерыва): стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - заявитель, пенсионный фонд, отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к муниципальному бюджетному учреждению "Управление городским хозяйством" (далее - ответчик, страхователь, учреждение) с заявлением о взыскании 7 500 рублей финансовых санкций.
Решением от 27.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Фонда в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что страхователем при подаче сведений допущены следующие нарушения:
1. В представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-М за январь-апрель 2022 года в отношении Курбатова Владимира Евгеньевича страхователь неверно указал имя застрахованного лица - Владимр.
2. В представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-М за февраль 2022 года в отношении Сивохиной Натальи Анатольевны страхователь неверно указал имя и отчество застрахованного лица - Натаья Анатоьевна.
3. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за март 2020 год (тип формы "доп") за пределами срока, установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (25.06.2020).
4. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за апрель 2022 года (тип формы "доп") за пределами срока, установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (17.06.2022).
5. Страхователем за 2021 год в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 174-467-988 24) представлены сведения с ошибками (несоответствиями): сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года не содержали сведений о стаже работы застрахованного лица - Храмова Даниила Денисовича.
6. В представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 7 застрахованных лиц неверно указаны сведения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, отсутствие добровольной оплаты штрафа, Фонд считает, что к страхователю должны применяться санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Страхователь письменный отзыв на апелляционную жалобу Пенсионного фонда не представил.
20.09.2023 апелляционной коллегией, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, в судебном заседании был объявлен перерыв до 27.09.2023.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
На основании определения председателя четвертого судебного состава от 27.09.2023 произведена замена судьи Т.А. Солохиной на судью А.В. Пяткову, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала, на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление городским хозяйством" зарегистрировано в Отделении фонда пенсионного и социального страхования по Сахалинской области в качестве страхователя (регистрационный номер 074-005-090749).
Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения на работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь - апрель 2022 года (тип формы "исх") в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) срок.
При прохождении форматно-логического контроля Фондом в представленных сведениях выявлены ошибки с кодом (30) в отношении Курбатова Владимира Евгеньевича. По застрахованному лицу с фамилией "Курбатов", именем "Владимир", отчеством "Евгеньевич" страхователь в графе "имя" указал "Владимр" (вместо "Владимир").
Страхователю направлены Уведомления об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней от 16.02.2022, от 07.03.2022, от 07.04.2022, от 07.05.2022. Уведомления направлены по телекоммуникационным каналам связи.
Как следует из реестра документов программы "АРМ Приема ПФР" уведомление от 16.02.2022 получено страхователем 16.02.2022, уведомление от 07.03.2022 - 07.03.2022, уведомление от 07.04.2022 - 07.04.2022, уведомление от 07.05.2022 - 07.05.2022.
Страхователем представлены откорректированные сведения по форме СЗВ-М с кодом "доп" за январь-апрель 2022 - 30.06.2022, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
30.06.2022 составлены акты N 074S18220007532, N 074S18220007533, N 074S18220007535, N 074S18220007536 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за январь-март 2022 года, соответственно.
Вышеуказанные акты направлены в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ) 05.07.2022.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ начальником управления ПФР приняты решения от 02.08.2022 N 074S19220008174, N 074S19220008175, N 074S19220008177, N 074S19220008178 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель 2022 года в общем размере 2 000 руб. (по 500 руб. за каждый эпизод).
Указанные решения направлены в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ) 04.08.2022.
В связи с тем, что штрафные санкции в общей сумме 2 000 рублей не были уплачены в добровольном порядке, должнику 18.08.2022 выставлены требования об уплате штрафа N 074S01220007204, N 074S01220007205, N 074S01220007207, N 074S01220007208 в срок до 06.09.2022.
Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения на работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль 2022 года (тип формы "исх") в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) срок - 05.03.2022.
При прохождении форматно-логического контроля Фондом в представленных сведениях выявлены ошибки с кодом (30) в отношении Сивохиной Натальи Анатольевны. По застрахованному лицу с фамилией "Сивохина", именем "Наталья", отчеством "Анатольевна" страхователь в графе "имя" указал "Натаья" (вместо "Наталья"), в графе "отчество" - "Анатоьевна" (вместо "Анатольевна").
07.03.2022 страхователю направлено Уведомление об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней. Уведомление направлено по телекоммуникационным каналам связи.
Как следует из реестра документов программы "АРМ Приема ПФР" указанное уведомление получено страхователем 07.03.2022.
Уточненные сведения в адрес Фонда до настоящего времени не представлены.
30.06.2022 составлен акт N 074S18220007534 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2022 года.
Вышеуказанный акт направлен в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ) 05.07.2022.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ начальником управления ПФР принято решение от 02.08.2022 N 074S19220008176 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022 года в размере 500 рублей.
Указанное решение направлено в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ) 04.08.2022.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 500 рублей не были уплачены в добровольном порядке, должнику 18.08.2022 выставлено требование об уплате штрафа N 074S01220007206 в срок до 06.09.2022.
Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 118 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (тип формы "исх") за март 2020 года - 06.04.2020, то есть в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) срок.
Сведения в отношении 1 застрахованного лица за март 2020 года, которые отсутствовали в исходной форме по форме СЗВ-М, с типом формы "доп" страхователь подал в адрес территориального органа ПФР 25.06.2020.
13.08.2020 отделением пенсионного фонда на основании представленной управлением отчетности "Сведения о застрахованных лицах" проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлен акт N 074S18200006314 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за март 2020 года.
Акт направлен в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 13.08.2020.
По результатам рассмотрения акта и других материалов проверки 10.09.2020 фондом принято решение N 074S19200006761 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к учреждению финансовой санкции, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц составил 500 рублей.
Решение направлено в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 11.09.2020.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 500 рублей не были уплачены в добровольном порядке, страхователю выставлено и направлено требование об уплате штрафа N 074S01200007251 от 01.10.2020 с указанием срока оплаты штрафа до 20.10.2020.
Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 98 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (тип формы "исх") за апрель 2022 года - 06.05.2022, то есть в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) срок.
Сведения в отношении 1 застрахованного лица за апрель 2022 года, которые отсутствовали в исходной форме по форме СЗВ-М, с типом формы "доп" страхователь подал в адрес территориального органа ПФР 17.06.2022.
29.06.2022 отделением пенсионного фонда на основании представленной управлением отчетности "Сведения о застрахованных лицах" проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлен акт N 074S18220007402 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2022 года.
Акт направлен в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 01.07.2022.
По результатам рассмотрения акта и других материалов проверки 02.08.2022 фондом принято решение N 074S19220008166 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к учреждению финансовой санкции, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц составил 500 рублей.
Решение направлено в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 04.08.2022.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 500 рублей не были уплачены в добровольном порядке, страхователю выставлено и направлено требование об уплате штрафа N 074S01220007203 от 18.08.2022 с указанием срока оплаты штрафа до 06.09.2022.
Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 170 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "исх") за 2021 год - 25.02.2022, то есть в пределах установленного Законом N 27-ФЗ срока.
25.02.2022 в отношении каждого застрахованного лица по каждой форме сведений Фондом проведена проверка полноты, достоверности и своевременности представления страхователем сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (контрольные мероприятия).
При прохождении форматно-логического контроля по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "исх") за 2021 год отделение в представленных сведениях выявило ошибки с кодом (30) в отношении 7 застрахованных лиц, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ:
- по застрахованному лицу с фамилией "Конюхов", именем "Тимофей", отчеством "Дмитриевич" страхователь в графе "отчество" указал "Митриевич" (вместо "Дмитриевич"),
- по застрахованному лицу с фамилией "Куницин", именем "Сергей", отчеством "Васильевич" страхователь в графе "отчество" указал "Владимирович",
- по застрахованному лицу с фамилией "Курбатов", именем "Владимир", отчеством "Евгеньевич" страхователь в графе "имя" указал "Владимр" (вместо "Владимир"),
- по застрахованному лицу с фамилией "Левин", именем "Анатолий", отчеством "Анатоольевич" страхователь в графе "имя" указал "Анатоьевич" (вместо "Анатольевич"),
- по застрахованному лицу с фамилией "Сивохина", именем "Наталья", отчеством "Анатольевна" страхователь в графе "имя" указал "Натаья" (вместо "Наталья"), в графе "отчество" - "Анатоьевна" (вместо "Анатольевна"),
- по застрахованному лицу с фамилией "Федоров", именем "Владимир", отчеством "Ильич" страхователь в графе "отчество" указал "Иванович" (вместо "Ильич"), в графе "отчество" - "Анатоьевна" (вместо "Анатольевна"),
- по застрахованному лицу с фамилией "Ча" именем "Александра" отчеством "Эдуардовна" страхователь в графе "отчество" указал "Эруардовна"
Страхователю направлено Уведомление от 25.02.2022 об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней. Уведомление направлено по телекоммуникационным каналам связи и получено страхователем 25.02.2022.
14.07.2022 Фондом составлен акт N 074S18220007659 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2021 год.
Акт направлен в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 14.07.2022.
Индивидуальные сведения в отношении 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ с типом "доп" за 2021 год страхователь представил в адрес территориального органа ПФР 21.07.2022.
По результатам рассмотрения акта и других материалов проверки 16.08.2022 фондом принято решение N 074S19220008434 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к учреждению финансовой санкции, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц составил 3 500 рублей. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, за непредставление в установленный законом срок сведений к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (500 руб.*7=3 500 руб.).
Решение направлено в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 17.08.2022.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 3 500 рублей не были уплачены в добровольном порядке, страхователю выставлено и направлено требование об уплате штрафа N 074S01220007512 от 31.08.2022 с указанием срока оплаты штрафа до 20.09.2022.
Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исх") за ноябрь 2021 года - 14.12.2021, то есть в пределах установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
При проверке пенсионным фондом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-ТД и по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года пенсионный фонд выявил ошибки (несоответствия) в отношении 1 застрахованного лица Храмова Даниила Денисовича. В форме СЗВ (тип формы "корр"), представленной страхователем 19.04.2022 указан следующий период работы застрахованного лица: с 01.08.2021 по 15.09.2021; с 24.09.2021 по 31.12.2021. Однако сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года не содержали сведений о стаже работы указанного застрахованного лица.
23.05.2022 страхователю направлены Уведомление от 23.05.2022 N б/н об устранении ошибок (несоответствий) между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР в отношении 1 застрахованного лица в течение 5 рабочих дней.
14.07.2022 Фондом составлен акт N 074S18220007658 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2021 год.
Акт направлен в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 15.07.2022.
По результатам рассмотрения акта и других материалов проверки 16.08.2022 фондом принято решение N 074S19220008433 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к учреждению финансовой санкции, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц составил 500 рублей.
Решение направлено в адрес должника по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи 17.08.2022.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 500 рублей не были уплачены в добровольном порядке, страхователю выставлено и направлено требование об уплате штрафа N 074S01220007511 от 31.08.2022 с указанием срока оплаты штрафа до 20.09.2022.
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление городским хозяйством" не уплатило штрафы в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения в суд с заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по штрафам.
27.12.2022 Арбитражным судом Сахалинской области вынесен судебный приказ N А59-7019/2022 на взыскание 7 500 рублей финансовых санкций.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.01.2023 по делу N А59-7019/2022 судебный приказ на взыскание 7 500 рублей финансовых санкций отменен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 38 Инструкции N 211н, в соответствии с которой при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения. При этом дата поступления уведомления на сервер - это промежуточная дата технического характера, свидетельствующая о промежуточном этапе движения уведомления по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, именно дата получения уведомления является значимой в целях исчисления пятидневного срока для представления корректировочных данных. Уведомление должно содержать информацию об ошибках и (или) о несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у пенсионного фонда, о несоответствиях таких сведений формам и форматам, установленным пенсионным фондом (протокол проверки).
В силу части 25 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Кроме того, согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичное указание о возможности предоставления корректирующих сведений предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае исправления ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н предоставлено страхователю право на представление дополнительных сведений (уточненных/исправленных), в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает два случая исправления страхователем сведений о застрахованных лицах без применения штрафных санкций:
- предоставление сведений в пятидневный срок после получения уведомления об устранении ошибок (несоответствий) в отношении застрахованных лиц, обнаруженных пенсионным фондом несоответствий информации;
- предоставление сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок (несоответствий) в ранее поданных сведениях.
Из материалов дела следует, что Фондом выявлены несоответствия в представленных сведениях на работающих застрахованных лиц с кодом (30) по форме СЗВ-М за январь - апрель 2022 года (тип формы "исх") в отношении Курбатова Владимира Евгеньевича и по форме СЗВ-М за февраль 2022 года (тип формы "исх") в отношении Сивохиной Натальи Анатольевны.
Уведомления об устранении ошибок (несоответствий) в отношении Курбатова Владимира Евгеньевича от 16.02.2022, от 07.03.2022, от 07.04.2022 и от 07.05.2022 направлены в адрес страхователя, которые получены им соответственно: 16.02.2022, 07.03.2022, 07.04.2022, 07.05.2022.
Откорректированные сведения по форме СЗВ-М с кодом "доп" за январь-апрель 2022 в отношении Курбатова Владимира Евгеньевича представлены страхователем - 30.06.2022, то есть за пределами 5-дневного срока, установленного Законом N 27-ФЗ.
Уведомление об устранении ошибок от 07.03.2022 в отношении Сивохиной Натальи Анатольевны направлено страхователю, которое получено им 07.03.2022. Уточненные сведения в адрес Фонда до настоящего времени не представлены.
Вывод суда первой инстанции о том, что допущенные страхователем технические опечатки при указании имен и отчеств застрахованных лиц при заполнении электронных форм СЗВ-М с кодом "доп", исходные формы (с типом "исх") за которые поданы страхователем своевременно, не привели к искажению данных сведений и не препятствовали идентификации застрахованных лиц, судебная коллегия признает ошибочным.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, установленных законодательством, и никаких исключительных обстоятельств, повлекших совершение нарушения, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что у пенсионного фонда были законные основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за данные нарушения, а решения от 02.08.2022 N 074S19220008174, N 074S19220008175, N 074S19220008176, N 074S19220008177, N 074S19220008178 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений в общем размере 2 500 руб. (по 500 руб. за каждый эпизод) вынесены Фондом законно.
Из материалов дела следует, что Фондом выявлены несоответствия в представленных страхователем сведений на 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ с типом "исх" за 2021 год, на основании чего в адрес страхователя Фонд направил уведомление об устранении ошибок от 25.02.2022, которое получено страхователем 25.02.2022.
Откорректированные индивидуальные сведения в отношении 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ с типом "доп" за 2021 год в адрес территориального пенсионного фонда представлены страхователем 21.07.2022.
Таким образом, страхователем нарушен установленный Законом N 27-ФЗ 5-дневный срок предоставления сведений со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, что признается судебной коллегией как пренебрежительное отношении страхователя к возложенным на него публично-правовым обязанностям, установленных законодательством.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что у пенсионного фонда были законные основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за данные нарушения, а решение от 16.08.2022 N 074S19220008434 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений в размере 3 500 руб. (по 500 руб. за каждый эпизод в отношении 7 застрахованных лиц), вынесено Фондом законно.
Однако, суд первой инстанции обоснованно отметил отсутствие оснований для наложения на учреждение штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, ноябрь 2021 года и за апрель 2022 года, в связи с чем требования пенсионного фонда в указанной части удовлетворению не подлежали, с чем согласен апелляционный суд.
Как следует из материалов дела, при проверке пенсионным фондом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-ТД и по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года пенсионный фонд выявил ошибки (несоответствия) в отношении 1 застрахованного лица Храмова Даниила Денисовича. В форме СЗВ (тип формы "корр"), представленной страхователем 19.04.2022 указан следующий период работы застрахованного лица: с 01.08.2021 по 15.09.2021; с 24.09.2021 по 31.12.2021, а сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года не содержали сведений о стаже работы указанного застрахованного лица.
23.05.2022 Пенсионный фонд направил страхователю по телекоммуникационным каналам связи уведомление от 23.05.2022 N б/н об устранении ошибок (несоответствий) между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР в отношении 1 застрахованного лица в течение 5 рабочих дней.
В качестве доказательства направления уведомления от 23.05.2022 N б/н, сформированного пенсионным фондом и направленного страхователю по телекоммуникационным каналам связи, представлена выписка о движении сообщений по данным каналам связи "Реестр документов. Страхователь: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление городским хозяйством" N 074-005-090749, которая однако, в строке Сведения не содержит даты и время получения данного уведомления адресатом отправления (страхователем).
Иных доказательств получения страхователем вышеуказанного уведомления от 23.05.2022 N б/н, как то, лично под расписку, или по почте заказным письмом пенсионный фонд не представил. Таким образом, значимым для дела обстоятельством является обстоятельство получения страхователем уведомления об устранении ошибок и момент (дата) получения страхователем уведомлений для исчисления пятидневного срока для устранения ошибок в добровольном порядке.
Как следует из вышеуказанного уведомления и реестра об отправке уведомлений по телекоммуникационным каналам связи, достоверно установить определенную дату получения страхователем данного уведомления не представляется возможным. Следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для наложения на учреждение штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД и по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года в сумме 500 рублей апелляционный суд находит правильным, в связи с чем требования Пенсионного фонда в указанной части удовлетворению не подлежат.
Относительно требований Фонда о наложении на учреждение штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года и за апрель 2022 года, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и отказывает в его удовлетворении в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип "исходная") за март 2020 года и за апрель 2022 года в отношении застрахованных лиц представлена учреждением в установленный Законом N 27-ФЗ срок и принята Фондом.
Судом первой инстанции верно установлено, что пенсионный фонд по результатам принятия форм СЗВ-М с кодом "исх" за спорные периоды не направлял страхователю уведомления о необходимости исправления ошибок (несоответствий) по застрахованным лицам (Калинин В.П. и Ким Вон Бок) с указанием на необходимость представления в отношении данных застрахованных лиц дополнительных сведений (сведений по форме СЗВ-М с кодом "доп").
Из материалов дела следует, что в последующем страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года и за апрель 2022 года (тип "дополняющая") в отношении лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
Таким образом, пенсионным фондом выявлен факт предоставления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года и за апрель 2022 года только после исправления соответствующих сведений самим страхователем, что также не оспаривается пенсионным фондом.
Исследовав периоды представления страхователем в Фонд сведений за март 2020 года и за апрель 2022 года по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, направление по инициативе страхователя в связи с самостоятельным выявлением страхователем ошибок в ранее представленных сведениях в пенсионный фонд формы СЗВ-М по типу "доп" на застрахованных лиц, и даты составления пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины страхователя в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как он самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях за март 2020 года и за апрель 2022 года и предпринял меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений, а не исходной, провел проверку представленных сведений, и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Суду первой инстанции, как и в апелляционной жалобе, пенсионный фонд привел доводы о том, что в данном случае предоставленные ответчиком дополняющие сведения нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о застрахованных лицах отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N27-ФЗ возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Кроме того, срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Фондом и представить в Фонд исправленные сведения, положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен. Как и не предусмотрено указанным законом возложение ответственности на лицо, которое самостоятельно вывило ошибки в исходных сведениях.
Указанные пенсионным фондом подходы и основанные на них доводы, по сути лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Апелляционный суд исходит из положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ в силу которой, дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
С учетом изложенных обстоятельств, требование пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подлежит удовлетворению в сумме 6 000 руб. по требованиям от 18.08.2022 N 074S01220007204, N 074S01220007205, N 074S01220007206, N 074S01220007207, N 074S01220007208; от 31.08.2022 NN 074S01220007512.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Фонда подлежат частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.08.2023 N А59-323/2023 изменить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения "Управление городским хозяйством" в пользу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области финансовых санкций 6 000 (шесть тысяч) рублей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-323/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ"