г. Ессентуки |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А25-3718/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Счетчикова А.В., судей: Демченко С.Н., Мишина А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухиташвили М.Г., в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анжела" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.07.2023 по делу N А25-3718/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Глобус" (далее - компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Анжела" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору N 10-06-0048/20 от 07.12.2020 в сумме 80 295, 61 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины (т. 1, л. д. 6).
Решением суда от 25.07.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика в пользу истца взыскано 80 295, 61 руб. долга и 3 212 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован доказанностью факта оказания услуг по вывозу ТКО в заявленном объеме и наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности (т. 2, л. д. 54-56).
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении требований, а именно в размере 34 940, 04 руб. В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что в связи с нарушением региональным оператором графика вывоза мусора, обществу во исполнение предписаний администрации пришлось заключить договор купли-продажи вторичного сырья. Также апеллянт указывает на составление актов о нарушении региональным операторам обязательств, что не может надлежащим образом подтверждать факт оказания услуги по вывозу и утилизации.
Определением суда апелляционной инстанции от 22.08.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.08.2023) апелляционная жалоба принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 20.09.2023.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеется соответствующее документальное подтверждение, в суд своих представителей не направили. Судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N 10-06-0048/20 от 07.12.2020, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (т. 1, л.д. 19-22).
В соответствии с пунктом 2 договора, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных расходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информацию о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Расчетным периодом понимается один календарный месяц.
На период с 01.12.2020 по 30.06.2021 сумма начислений в месяц составляет 5 000 руб., на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 сумма начислений составляет 5 100 руб. (пункт 5 договора).
Как следует из содержания пункта 6 договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 13 договора, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото/видеофиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В соответствии с пунктом 16 договора акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото/видеосъемки.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 17 договора).
Во исполнение взятых на себя обязательств, истец оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 80 295, 61 руб., истцом представлены в материалы дела счета, счета-фактуры, а также акты выполненных работ за спорный период (т. 1, л. д. 23-107).
Направленные в адрес ответчика претензии с требованием об оплате образовавшегося долга оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ, обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил N 1156 определено, что указанные правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Пунктом 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В свою очередь, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в соответствии с законодательством, любой субъект хозяйственной деятельности наделен обязанностью организовать обращение с твердыми коммунальными отходами, вырабатываемыми в результате его хозяйственной деятельности, посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту осуществления хозяйственной деятельности.
07.12.2020 между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению ТКО N 10-06-0048/20.
Как видно из материалов дела, истец оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 80 295, 61 руб. В подтверждение указанных обстоятельств истцом представлены в материалы дела счета, счета-фактуры, а также акты выполненных работ.
Как следует из правовой позиции ответчика, им требования признаны в части, а именно в размере 34 940, 04 руб. Общество ссылается на ненадлежащее исполнение истцом взятых на себя обязательств и на закрытие одной из точек вывоза ТКО, указанных в приложении к договору.
Однако как указывалось ранее, пунктами 16-17 договора предусмотрен порядок фиксации неисполнения договорных отношений со стороны регионального оператора. Данный раздел договора направлен на защиту прав потребителя и своевременное устранение нарушения принятых на себя обязательств со стороны регионального оператора, однако никаких действий, направленных на фиксацию допущенных региональным оператором нарушений своих обязательств в отношении периодичности вывоза отходов, объема оказанных услуг, в предусмотренном договора порядке в течение спорного периода ответчиком предпринято не было. Составленных актов свидетельствующих о нарушении истцом условий договора, ответчик в материалы дела не представил.
Ссылка заявителя на то, что одна торговая точка (аул Кызыл-Уруп) закрыта с 14.10.2021 подлежит отклонению как необоснованная. Соответствующее уведомление не было направлено истцу, в материалы дела оно также не представлено.
Письмо, представленное ответчиком в материалы дела (т. 2, л.д. 46) датировано 01.11.2022 и получено истцом 08.11.2022. Более того, в материалы дела не представлена карточка о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.
Доводы жалобы сводятся к тому, что ТКО реализуется по договору купли-продажи вторичного сырья и услуги, оказанные истцом, оплате не подлежат.
В соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, ответчик лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12- 50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Таким образом, ответчик при ведении своей деятельности, безусловно, образовывал ТКО, то есть, являлся собственником ТКО.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Под объектом размещения отходов понимается - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. По смыслу действующего правового регулирования спорных отношений само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию твердых коммунальных отходов в местах их накопления не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с отходами либо освобождения потребителя от внесения такой платы региональному оператору.
Ответчик, являясь собственником ТКО, обязан в силу закона урегулировать правоотношения по обращению с ТКО исключительно с региональным оператором. Такой договор сторонами был заключен 01.12.2020 с распространением действия договора с 01.12.2020. С момента заключения договора с региональным оператором, оснований для вывоза ТКО иными лицами, не имелось.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности, таким образом, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах и установках, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися региональным оператором, в том числе в пункты приема вторсырья и иным специализированным организациям, запрещена.
Данная позиция также соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа по делу N А71-3679/2021 от 12.09.2022.
Более того, никаких действий, направленных на фиксацию допущенных региональным оператором нарушений своих обязательств в отношении периодичности вывоза отходов, объема оказанных услуг, в предусмотренном договором порядке в течение спорного периода ответчиком предпринято не было.
Составленных актов, свидетельствующих о нарушении истцом условий договора, ответчик в материалы дела не представил.
Какие-либо доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
Не содержит апелляционная жалоба и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, апелляционная жалоба не может быть признана обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 545 от 02.08.2023 ответчиком государственная пошлина за ее рассмотрение оплачена частично в размере 2 000 руб., то в доход федерального бюджета подлежит взысканию ее остаток в размере 1 000 руб.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2023 по делу N А25-3718/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Анжела" (ОГРН 1020900974522, ИНН 0908003768) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Счетчиков |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-3718/2022
Истец: ООО "УК Глобус"
Ответчик: ООО "АНЖЕЛА"