город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2023 г. |
дело N А32-23931/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "АкваМир": представитель Качмазов М.П. по доверенности от 19.06.2023, ордер от 23.08.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АкваМир"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.07.2023 по делу N А32-23931/2023
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Успенскому району (дислокация с. Успенское) (ОГРН: 1032331955578, ИНН: 2357002335)
к обществу с ограниченной ответственностью "АкваМир" (ОГРН: 1171513004607,
ИНН: 1513066954)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Успенскому району (дислокация с. Успенское) (далее - заявитель, административный орган, Отдел МВД России по Успенскому району, отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АкваМир" (далее - ООО "АкваМир", общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением суда от 06.07.2023 ООО "Аквамир" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении N 21-150160 от 27.04.2023 и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов от 20.02.2023, направлена на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ООО "АкваМир" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, вернуть изъятый товар.
В дополнениях к апелляционной жалобе общество ссылается на то, что несоответствие в указании номеров ТТН и счет-фактуры является технической ошибкой.
Представитель ООО "АкваМир" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении представленных дополнительных документов к материалам дела, поскольку данные документы был представлены в суд первой инстанции и приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "АкваМир" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Успенскому району, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2023 года в 21 час 50 минут на СП ДПС Успенский А/Д Р-217 "Кавказ" 209 км, в Успенском районе, Краснодарского края, сотрудниками полиции выявлен факт осуществления перевозки (оборота) алкогольной продукции на автомашине марки "Кенворт Т2000" с государственным регистрационным знаком Е013ЕA 161 с полуприцепом "Кроне SD" с государственным регистрационным знаком ЕТ6361 23 под управлением Музыка А.А., а именно: пиво "Натахтари" в количестве 25300 стеклянных бутылок объемом 0,5 литра каждая (общий объем алкогольной продукции составил 12650 литров), без сопроводительных документов, оформленных должным образом, что указывает на нарушение ст. 10.2, ст. 16, ст. 26 ФЗ РФ от 22.11.1995 N 171 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития алкогольной продукции)".
Грузоотправителем указанной алкогольной продукции согласно представленной товарно-транспортной накладной N 108 от 20.02.2023 является ООО "Аквамир" ИНН: 1513066954.
В ходе проверки сопроводительных документов по базе ЕГАИС установлено, что указанная товарно-транспортная накладная на поставляемую алкогольную продукцию не зарегистрирована.
Согласно сведениям, полученным из МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, установлено, что товарно-транспортная накладная N 108 от 20.02.2023 зафиксирована в ЕГАИС 20.02.2023.
Однако, время фиксации в базе данной ТТН - 23 часа 22 минуты. При этом, время остановки транспортного средства на посту ДПС "Успенский" 20.02.2023 являлось 21 час 50 мин.
27.04.2023 в отношении ООО "Аквамир" составлен протокол N 21-150160 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что в силу статьи 26.2 КоАП РФ и пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного административного правонарушения, выражается в действиях (бездействии), предусмотренных диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной правонарушителя.
Субъектами данного административного правонарушения, могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исходя из системного толкования диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, образует не только фактическое отсутствие документов определенных Федеральным законом и сопровождающих оборот алкогольной продукции. Документы на алкогольную продукцию должны удостоверять легальность производства и оборота такой продукции, сведения, изложенные в данных документах, должны соответствовать фактически реализуемой/закупаемой алкогольной продукции и соответствовать требованиям законодательства РФ, предъявляемым к документам и к самой алкогольной продукции. Таким образом, фактическое наличие документов, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ и не позволяют удостовериться в легальности производства и оборота алкогольной продукции, не освобождают от ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и удостоверяющих легальность их производства и оборота, установлен статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Согласно п. 5 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" N 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В соответствии со ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной.
В соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на основании товарно-транспортной накладной осуществляется заполнение заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представление которых предусмотрено п.2 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ.
Определение п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ товарно-транспортной накладной в качестве документа, удостоверяющего легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечивает достижение цели контроля за соблюдением законодательства в установленной сфере деятельности и ее применение в соответствии с указанным Федеральным законом является обязательным.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, которые не отвечают установленным требованиям, в том числе не прослеживаются в ЕГАИС, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте, и подлежат изъятию из оборота (п. 2 ст. 10.2, п.п. 1 п. 1 ст. 25, п. 1, ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Осуществляя оборот такой алкогольной продукции в отсутствие соответствующих закону товаросопроводительных документов (без фиксации информации о таком обороте в ЕГАИС), организация фактически своими действиями осуществляет сокрытие информации об обороте алкогольной продукции, что свидетельствует о недобросовестном отношении участника алкогольного рынка к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доводы общества о допущенной ошибке при внесении сведений в систему ЕГАИС правомерно отклонены судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки сопроводительных документов по базе ЕГАИС установлено, что указанная товарно-транспортная накладная на поставляемую алкогольную продукцию не зарегистрирована.
Согласно сведениям, полученным из МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, установлено, что товарно-транспортная накладная N 108 от 20.02.2023 зафиксирована в ЕГАИС 20.02.2023. Однако, время фиксации в базе данной ТТН - 23 часа 22 минуты.
При этом, время остановки транспортного средства на посту ДПС "Успенский" 20.02.2023 являлось 21 час. 50 мин., то есть после предоставления водителем Музыка А.А. сотрудникам полиции TTH N 108 от 20.02.2023 и установления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии регистрации данной накладной, грузоотправитель осуществил внесение сведений в базу ЕГАИС.
Общество в целях соблюдения действующего законодательства РФ и недопущения оборота нелегальной алкогольной продукции обязано принять комплекс мер входного контроля закупаемой продукции, в том числе проверку товаросопроводительных документов, проверку фиксации сведений об алкогольной продукции в ЕГАИС, соответствие маркировки продукции указанной в товаросопроводительных документах. В частности неиспользование данного информационного ресурса при осуществлении оборота алкогольной продукции указывает на вину заинтересованного лица.
Сопроводительные документы должны быть представлены в момент проведения проверки и их представление уже после ее осуществления не освобождает соответствующее лицо от административной ответственности.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что осуществление обществом оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, является нарушением ст. 10.2, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено, что копия уведомления о необходимости явки на составление протокола об административном правонарушении была направлена в адрес общества, что подтверждается квитанцией (РПО N 35245082512362).
Согласно сведениям с сайта Почты России, почтовое отправление (РПО N 35245082512362) вручено адресату 25 апреля 2023, 14:30.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что общество извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание содержание текста направленного указанным почтовым отправлением.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что уведомлением от 07.04.2023 N 93/б/н Отдел МВД России по Успенскому району предложил ООО "АкваМир" явиться в кабинет N 24 для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, составлении протокола об административном правонарушении, указав, что явку необходимо согласовать с инициатором уведомления по телефону (т. 1 л.д. 147).
Суд апелляционной инстанции откладывал рассмотрение апелляционной жалобы в целях получения у административного органа пояснений относительного иного способа уведомления общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Доказательств уведомления общества иным способом административным органом не представлено.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2. Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Из приведенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Уведомление Отдела МВД России по Успенскому району от 07.04.2023 N 93/б/н о составлении протокола не содержит точных обязательных сведений относительно даты, места и времени его составления, что не отвечает положениям ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ. При этом, в уведомлении не указана не только точная дата, время, место возможного составления протокола, но и определенный временными границами период его составления.
Указанное исключает возможность для привлекаемого к ответственности лица, безусловно установить место и время составления протокола об административном правонарушении, что свидетельствует об избрании административным органом ненадлежащего способа извещения общества о составлении протокола, и что, в свою очередь, исключало для последнего возможность реализовать свои права привлекаемого к административной ответственности лица.
Составление протокола без участия представителя общества при отсутствии доказательств надлежащего извещения законного представителя заявителя о времени и месте совершения свидетельствует о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, лишении заявителя предусмотренных Кодексом процессуальных прав.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом допущено грубое нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что лишает заявителя возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, данное нарушение носит существенный характер и не может быть устранено в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части направления алкогольной продукции, изъятой на основании протокола изъятия вещей и документов от 20.02.2023, на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 15.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ).
С учетом изложенного, независимо от привлечения, либо не привлечения общества к административной ответственности незаконно находящаяся в обороте продукция подлежит изъятию из оборота.
В пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ указано, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе, товарно-транспортной накладной.
На основании пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 6.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика. Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
Оборот алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС информации о его объеме является самостоятельным основанием для принятия должностным лицом уполномоченного органа решения об изъятии из незаконного оборота такой алкогольной продукции (абзац 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что обществом осуществлялся оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота в нарушение ст. 10.2, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у общества таможенной декларации, декларации соответствия, что, по мнению общества, подтверждает факт легальности перевозимой продукции, а также технической ошибки в сопроводительных документах, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из представленных в материалы дела документов невозможно соотнести поставленную продукцию с продукцией, указанной ТТН и зарегистрированной позднее времени остановки транспортного средства.
Не принимается ссылка общества на письмо прокурора Успенского района от 28.03.2023 N отв-20030051-25-23/98 о том, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении не приведены сведения, указывающие на отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность из производства и оборота.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что незаконно находящаяся в обороте продукция подлежит изъятию из оборота.
Действующим законодательством на участников алкогольного рынка возлагается обязанность по надлежащему и своевременному оформлению товаросопроводительных документов и фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции до выезда транспортного средства.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 по делу N А32-23931/2023 надлежит изменить, изложить абзац 2 резолютивной части в следующей редакции: "В удовлетворении заявления Отдела МВД России по Успенскому району о привлечении ООО "АкваМир" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ отказать", в остальной части решение суда оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 по делу N А32-23931/2023 изменить, изложить абзац 2 резолютивной части в следующей редакции: "В удовлетворении заявления Отдела МВД России по Успенскому району о привлечении ООО "АкваМир" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ отказать", в остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23931/2023
Истец: Отдел МВД России по Успенскому р-ну, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Успенскому району
Ответчик: ООО "Аквамир", ООО АКВАМИР