г. Ессентуки |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А63-1629/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., с участием от Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю - Стрепетова В.В. (доверенность от 08.09.2023), от Министерства экономического развития Ставропольского края - Гетманского В.С. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2023 по делу N А63-1629/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в суд с иском к Министерству экономического развития Ставропольского края (далее - министерство экономического развития) о взыскании 22 256 070 рублей ущерба, причиненного Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Ставропольского края.
Решением от 26.06.2023 иск удовлетворен. Суд, приняв преюдициально установленные в рамках дела N А63-1394/2020 обстоятельства о допущенном ответчиком нарушения бюджетного законодательства, счел правомерными требования о взыскании суммы ущерба в федеральный бюджет.
Министерство экономического развития не согласилось с принятым решением и обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, требования управления о взыскании ущерба предъявлено с нарушением норм гражданского законодательства и Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 N 999 (далее - Правила N 999), незаконно возлагает на ответчика обязанность по уплате штрафных санкций, что неизбежно влечет за собой необоснованные расходы регионального бюджета.
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 N 999 (далее - Правила N 999), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (приложение N 7), на основании Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России) и Правительством Ставропольского края о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы", от 14.02.2018 N 370-08-2018-018 (далее - Соглашение) из федерального бюджета бюджету Ставропольского края в 2018 году предоставлена субсидия на софинансирование мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".
В силу пункта 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти от Ставропольского края, осуществляющим взаимодействие с Минкавказом России, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и предоставлению отчетности, определено министерство экономического развития Ставропольского края.
В соответствии с пунктами 4.3.3, 4.3.6.1 Соглашения, приложением N 2 к Соглашению Ставропольский край взял на себя обязательство по обеспечению достижения в 2018 году значения показателя результативности использования бюджетных средств "Объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы субъекта", а также по обеспечению исполнения Графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам.
Управлением была проведена проверка по вопросу исполнения министерством экономического развития требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил N 999.
В результате проверки было установлено нарушение министерством экономического развития обязательств по выполнению Графика мероприятий, а также достижению показателей результативности.
В силу пункта 19 Правил N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1295) в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии одновременно допущены нарушения обязательств по достижению показателей результативности использования субсидии и исполнения графика выполнения мероприятий, предусмотренных соглашением, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 Правил N 999.
Таким образом, объем, средств, подлежащих возврату, рассчитывается следующим образом: сумма к возврату = сумма средств федерального бюджета, предусмотренная на выполнение мероприятия, по которому допущено нарушение по достижению показателей результативности и выполнения мероприятий графика / 100 % * 10 %.
Следовательно, сумма к возврату по мероприятию "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров": 337 930 000 рублей / 100% * 10% = 33 793 000 рублей; сумма к возврату по мероприятию "Закладка интенсивного фруктового сада на территории Кавказских Минеральных Вод в Минераловодском городском округе Ставропольского края": 93 893 680 рублей / 100% * 10% = 9 389 368 рублей; сумма к возврату по мероприятию "Организация производства прицепной техники": 48 906 320 рублей / 100 % * 10% = 4 890 632 рублей.
Общая сумма, подлежавшая возврату в федеральный бюджет, составляет 48 073 000 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением в адрес министерства экономического развития вынесено представление от 16.12.2019 N 21-10-10/21-131 (далее - представление) с требованием устранения выявленного бюджетного нарушения путем возврата из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет денежных средств в размере 48 073 000 рублей в срок до 25.12.2019.
В связи с неисполнением представления, управление направило в адрес министерства экономического развития предписание от 31.12.2019 N 21-10-10/21-136 (далее - предписание) с требованием о возврате из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет денежных средств в размере 48 073 000 в срок до 31.03.2020.
Не согласившись с вынесенными представлением и предписанием, министерство экономического развития обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными (дело N А63-1394/2020).
Платежным поручением от 16.12.2020 N 397266 министерство экономического развития частично возвратило в федеральный бюджет денежные средства в размере 25 816 930 рублей.
Решением от 08.06.2021 по делу N А63-1394/2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2021 и постановлением суда кассационной инстанции от 23.11.2021, в удовлетворении требований министерства экономического развития, отказано.
Ссылаясь на то, что представление и предписание по результатам проведения управлением в отношении министерства экономического развития, признаны законными и обоснованными, то у министерства возникла обязанность возвратить оставшуюся часть суммы (22 256 070 рублей), составляющую разницу от общей суммы и уже возвращенной, управление обратилось в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования управления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля, в том числе: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из содержания указанной нормы права следует, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом.
Так, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Судом первой инстанции, учтено, что решением от 08.06.2021 по делу N А63-1394/2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2021 и постановлением суда кассационной инстанции от 23.11.2021, отказано в признании недействительными представления и предписания с требованием принять меры по возмещению 48 073 000 рублей причиненного ущерба Российской Федерации в срок до 31.03.2020.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена именно свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В установленные сроки предписание исполнено лишь частично.
Учитывая изложенное, поскольку ответчик не представил доказательств исполнения законного предписания и возврата денежных средств, суд правильно признал требования управления законными и обоснованными и удовлетворил их.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что ответчиком требование о возврате денежных средств выполнено на сумму 25 816 930 рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку управление обращаясь в суд с иском учло выводы суда N А63-1394/2020 и заявило сумму требований с учетом уже оплаченной части денежных средств ответчиком в доход бюджета, в то время как в предписании содержится требование о принятии мер по возмещению 48 073 000 рублей причиненного ущерба Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку, по сути, направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство экономического развития освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2023 по делу N А63-1629/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1629/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ