г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А26-4833/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Балакир М.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 20.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24326/2023) ООО "Строительные инвестиции" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2023 по делу N А26-4833/2023, принятое по заявлению ООО "Строительные инвестиции" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительные инвестиции" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 28.04.2023 N 10037/12.4-21, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в собственность земельного участка.
Решением от 20.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дел, на основании договора аренды земельного участка от 14.04.2022 N 64-2/20 (л.д.11-13) ООО "Строительные инвестиции" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015513:521 площадью 11 000 кв.м., категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - Охота и рыбалка. Территориальная зона СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС, с местоположением относительно ориентира, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, Шуйское сельское поселение, район деревни Маткачи.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 25.04.2022 номер регистрации 10:20:0015513:521-10/032/2022-1 (л.д.13).
На спорном земельном участке расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости: дом рыбака N 1, площадью 24,2 кв.м., хозяйственный блок, площадью 4,7 кв.м., дом рыбака N 2, площадью 24,2 кв.м.
23 января 2023 года Общество, со ссылкой на подпункт "а" Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015513:521 как собственнику указанных строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Письмом от 28.04.2023 N 10037/12.4-21 (л.д.8-9) Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015513:521, сославшись на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
В обоснование отказа Министерство указало, что по сведениям в ЕГРН участок с кадастровым номером 10:20:0015513:521 отнесен к категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка: "Охота и рыбалка" не поименован в перечне участков, указанных в подпункте "а" пункта 1 Постановления N 629. Таким образом, Министерство полагает, что предоставление в собственность земельного участка 10:20:0015513:521 для цели "Отдых и рекреация" нарушит требования статьи 42 ЗК РФ.
Считая оспариваемый отказ Министерства нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой VI Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статьям 9 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти, обладающим правом управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа указанных земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений осуществляется без проведения торгов.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка
Порядок такой продажи урегулирован статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для приватизации поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка гражданин или юридическое лицо подают в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, в котором указывают сведения, перечисленные в части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Положениями части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить проект такого договора для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
При этом положениями статьи 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 629 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей, допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
При этом в оспариваемом отказе Министерство отметило, что вид разрешенного использования спорного земельного участка Общества установлен "Охота и рыбалка".
Таким образом, проанализировав перечисленные правовые нормы, суд пришел к выводу, что указанный Обществом в заявлении вид разрешенного использования земельного участка "Отдых и рекреация" не соответствует положениям Постановления N 629. Установленный Постановлением N 629 перечень земельных участков, продажа которых допускается в 2022 и 2023 годах без проведения торгов, расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность явилось также отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Расположенные на земельном участке объекты недвижимости имеют общую площадь 53,10 кв.м., что более чем в 207 раз превышает площадь испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем Обществом не приводится надлежащего обоснования испрашиваемой площади земельного участка для эксплуатации существующих объектов.
Факт несоразмерности земельного участка расположенным объектам установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2023 по делу N А26-484/2023.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы Общества, приведенные в заявлении, тщательно исследованы судом и подробно изложены в решении.
Оснований для переоценки выводов суда у апелляционного суда не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2023 по делу N А26-4833/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4833/2023
Истец: ООО "Строительные инвестиции"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия