город Томск |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А03-8328/2023 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников жилья-52 "Ракета" (N 07АП-7064/2023) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.08.2023 по делу N А03-8328/2023 (судья Сарафанникова М. А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (656043, Алтайский край, Барнаул город, Гоголя улица, 48, ОГРН: 1022201760635, дата присвоения ОГРН: 05.09.2002, ИНН: 2225018307, КПП: 22250100) к товариществу собственников жилья-52 "Ракета" (656054, Алтайский край, Барнаул город, Антона Петрова улица, 228, ОГРН: 1022201387702, дата присвоения ОГРН: 22.11.2002, ИНН: 2223002816, КПП: 222301001) о возврате средств финансовой поддержки в размере 150 000 руб.,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к товариществу собственников жилья-52 "Ракета" (далее - ответчик, получатель) о возврате средств финансовой поддержки на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, понесенных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, полученных по соглашению N 4 от 10.12.2019, в размере 150 000 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.08.2023 с товарищества собственников жилья-52 "Ракета" в пользу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула взыскано 106 000 руб. финансовой поддержки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства в 2019 году Алтайскому краю была предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе четырех многоквартирных домов, расположенных на территории города Барнаула.
Согласно разделу 2 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, основными задачами комитета являются: обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Барнаула полномочий органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, разработка и обеспечение реализации муниципальных программ, а также участие в реализации федеральных и региональных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Заявка на предоставление финансовой поддержки была сформирована комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула и направлена в Минстрой Алтайского края. В вышеуказанную заявку было включено четыре многоквартирных дома на основании предоставленных управляющими организациями и товариществами собственников жилья пакетов документов, в том числе актов выполненных работ (по форме КС-2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 N 18 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Правила предоставления финансовой поддержки).
Правилами предоставления финансовой поддержки предусмотрено предоставление заявителем (управляющая организация, ТСЖ) пакета документов, в том числе: сведения о потреблении объемов тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета, электрической энергии по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета, данные о технических характеристиках многоквартирного дома, перечень мероприятий по энергосбережению (в том числе проектно-сметную документацию) для расчета значения показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, протокол общего собрания собственников об утверждении перечня мероприятий.
10.12.2029 между истцом и ответчиком заключено соглашение N 4 о предоставлении финансовой поддержки на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, понесенных в ходе оказания и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Барнаул, ул. А.Петрова, 228 (далее - соглашение).
В соответствии с разделом 2 соглашения, финансовая поддержка в размере 1 404 588 руб. 80 коп. была предоставлена в безналичной форме путем перечисления 13.12.2019 на специальный счет ответчика, открытый для целей формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Барнаул, ул. А.Петрова, 228. Согласно пункту 1.6 соглашения предоставление финансовой поддержки носит целевой характер и не может быть использовано на другие цели. Пунктом 2.5 соглашения предусмотрено осуществление истцом, комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула и Счетной палатой города Барнаула проверок соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления финансовой поддержки.
Специалистами Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по АК) в ноябре-декабре 2022 года была проведена проверка соблюдения Правил предоставления финансовой поддержки. По результатам проверки выявлено, что в нарушение пункта 4 Правил предоставления финансовой поддержки необоснованно заявлена потребность в средствах финансовой поддержки за счет средств Фонда и предоставлена финансовая поддержка ответчику на возмещение расходов на оплату работ, не относящихся к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на общую сумму 714 731 руб. 47 коп., а именно на установку металлических дверей в количестве 6 штук и устройство гидроизоляции кровли в доме по адресу: г. Барнаул, ул. А.Петрова, 228.
В адрес истца УФК по АК направлено представление, согласно которому комитету необходимо принять меры к возмещению средств финансовой поддержки в сумме 714 731 руб. 47 коп., направленных на возмещение расходов на оплату работ, не относящихся к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В связи с тем, что выполненный капитальный ремонт крыши дома без утеплителя не включен в перечень энергоэффективных мероприятий, произведен перерасчет суммы возврата, которая составила 567 906 руб. коп.
Председателю ТСЖ-52 "Ракета" 28.02.2023 было вручено требование о возврате средств финансовой поддержки в размере 567 906 руб. 54 30 коп. в течение 30 банковских дней (до 12.04.2023 включительно). ТСЖ-52 "Ракета" истцу дан ответ о том, что оно не возражает против исполнения требования, однако исполнить его единовременно в полном объеме не может. В счет возврата средств финансовой поддержки ТСЖ-52 "Ракета" было перечислено 367 906 руб. 54 коп. по платежному поручению от 14.04.2023 N 25 и 50 000 руб. по платежному поручению от 18.05.2023 N 6). Поскольку требование от 28.02.2023 о возврате средств финансовой поддержки в полном объеме ответчиком удовлетворено не было, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части, произведя перерасчет с учетом представленного ответчиком платежного поручения N 19 от 22.06.2023 о частичном возврате средств финансовой поддержки в размере 44 000 руб., суд счел обоснованным размер финансовой поддержки, подлежащий возврату, в сумме 106 000 руб. Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которого субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Основанием для выделения бюджетных средств явилось соглашение о предоставлении финансовой поддержки на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, понесенных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 4 от 10.12.2019, заключенного в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено нарушение условий и целей соглашения N 4 от 10.12.2019.
В соответствии с разделом 5 соглашения, в случаях неисполнения условий соглашения, в том числе нецелевого использования, финансовая поддержка подлежит возврату. Возврат осуществляется в течение 30 банковских дней с момента получения требования о возврате финансовой поддержки.
Произведя перерасчет с учетом представленного ответчиком платежного поручения N 19 от 22.06.2023 о частичном возврате средств финансовой поддержки в размере 44 000 руб., суд первой инстанции правомерно определил подлежащий возврату сумму в размере 106 000 руб.
По существу в жалобе ответчик заявленные требования не оспаривает, указывает, что по состоянию на 07.09.2023 (решение суда вынесено в полном объеме 15.08.2023), долг уплачен в полном объеме.
Апелляционный суд обращает внимание ответчика на то, что погашение долга до вынесения решения или после вынесения решения может учитываться на стадии исполнения судебного акта, где судебный пристав-исполнитель самостоятельно устанавливает факт исполнения исполнительного документа с учетом принудительно взысканных сумм и сумм, добровольно уплаченных должником. Соответственно, погашение ответчиком задолженности может быть учтено судебным приставом-исполнителем на стадии исполнительного производства при предоставлении надлежащих доказательств полной или частичной оплаты. Кроме того, с учетом положений статьи 327 АПК РФ применительно к статье 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" представление данных документов может являться основанием для прекращения исполнительного производства.
Следовательно, сам по себе факт оплаты при отсутствии к тому надлежащих доказательств, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда, тогда как в целях соблюдения своих прав и законных интересов на стадии исполнения судебного акта по данному делу ответчик не лишен возможности заявить о погашении задолженности на стадии исполнительного производства с предоставлением документальных доказательств ее отсутствия.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.08.2023 по делу N А03-8328/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья-52 "Ракета" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8328/2023
Истец: Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
Ответчик: ТСЖ 52, "Ракета"