г. Хабаровск |
|
29 сентября 2023 г. |
А04-4518/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от ООО Частная охранная организация "Ермак Охрана": представителя Щукина С.Ю., по доверенности от 09.01.2023;
от Свободнеской транспортной прокуратуры: не явились;
от Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры: представителя Барсуковой Е.С., по доверенности от 20.09.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Ермак Охрана"
на решение от 27.07.2023 по делу N А04-4518/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Ермак охрана"
к Свободненской транспортной прокуратуре
о признании представления недействительным
третье лицо: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Ермак охрана" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным представления Свободненской транспортной прокуратуры от 30.03.2023 N 12-2023/317-23-20009318.
К участию в деле привлечена Восточно-Сибирская транспортная прокуратура.
Решением суда от 27.07.2023 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на нарушение процедуры проведения проверки, выразившееся в не уведомлении заявителя о ее проведении. Также, по мнению заявителя, предметом проверки являлось исполнение юридическим лицом законодательства в сфере охранной деятельности, а не условий контракта. Кроме того, указывает на то, что требование об извещении органа прокуратуры о времени и месте рассмотрения вынесенного представления является незаконным.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель прокуратуры в заседании суда второй инстанции выразил несогласие с доводами апеллянта, указав на законность судебного решения.
Свободненская транспортная прокуратура участия не принимала, отзыв не представила.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 19.12.2022 Амурским институтом железнодорожного транспорта с ООО "ЧОО "Ермак Охрана" заключен контракт на оказание услуг в соответствии с Законом от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" по физической охране объектов по адресу: г. Свободный, ул. 40 лет Октября, д. 75; г. Свободный, ул. 40 лет Октября, д. 77; г. Свободный, ул. Ленина, д. 17, в период с 01.01.2023 по 01.01.2024 (далее - контракт N 0323100003322000023).
В связи с поступившим обращением учебного заведения от 14.03.2023 о нарушении обществом законодательства об охранной деятельности при оказании услуг по охране здания общежития Амурского института железнодорожного транспорта, прокуратурой 21.03.2023 вынесено решение N 19 о проверке с привлечением сотрудников Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области в период с 22.03.2023 по 21.04.2023 ООО "ЧОО "Ермак Охрана" на предмет исполнения законодательства об охранной деятельности,
22.03.2023 решение о проверке направлено в адрес директора общества посредством электронной почты по адресу: ermak_security@mail.ru, указанному в качестве электронной почты общества в вышепоименованном контракте.
В ходе проверки в деятельности установлен ряд нарушений, в связи с чем 30.03.2023 прокуратурой внесено представление.
Не согласившись с указанным представлением, полагая его не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права заявителя, ООО ЧОО "Ермак Охрана" обратилось в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Проверив доводы апеллянта, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о прокуратуре, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 2202-1 проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания), но и в инициативном порядке.
Как видно из материалов дела, в Свободненскую транспортную прокуратуру 14.03.2023 поступило обращение учебного учреждения о нарушении ООО "ЧОО "Ермак Охрана" законодательства об охранной деятельности при оказании услуг по охране здания общежития Амурского института железнодорожного транспорта, расположенного но адресу: г. Свободный, ул. Ленина, д. 17.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к верному выводу о наличии у прокуратуры достаточных оснований для проведения проверки.
В силу положений частей 1-3 статьи 21 Закона о прокуратуре, предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки
Из материалов дела следует, что решение о проверке направлено прокуратурой 22.03.2023 в адрес директора ООО "ЧОО "Ермак Охрана" посредством электронной почты по адресу: ermak_security@mail.ru, указанному в качестве электронной почты общества в контракте, заключенном с учебным учреждением.
Довод апеллянта о том, что указанный адрес электронной почты принадлежит физическому лицу Кленину А.М., а не обществу, не принимается во внимание судебной коллегии.
Из материалов дела следует, что заключая спорный контракт, обществом в качестве официального адреса электронной почты ООО ЧОО "Ермак Охрана" указан спорный адрес электронной почты ermak_security@mail.ru.
Кроме того, установлено, что Кленин А.М. является учредителем данного общества. Также в материалы дела представлены уведомления, направленные в Государственную инспекцию труда в Амурской области и Прокуратуру Амурской области от 24.06.2021, согласно которым общество указывает, что более не использует адрес электронной почты ermak_security@mail.ru.
Вместе с тем, соответствующее уведомление в адрес Восточно-Сибирского транспортного прокурора обществом направлено 01.06.2023, то есть после проведения проверки и вынесения оспариваемого представления.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о фактическом использовании обществом названного адреса электронной почты при осуществлении своей деятельности признается верным.
Следовательно, оснований считать надлежащим уведомление прокуратурой лицензиата о проведении проверки у апелляционного суда нет.
Ссылка заявителя на то, что сообщение, поступившее на спорную электронную почту не было прочитано, не свидетельствуют о ненадлежащем извещении прокуратурой общества о предстоящей проверке, поскольку у последнего имелась возможность ознакомиться с данным уведомлением своевременно.
При указанных обстоятельствах, суд второй инстанции соглашается с тем, что прокуратурой предприняты необходимые и достаточные меры для уведомления общества о проведении проверки и в действиях органа контроля, выполненных в ходе проведения оспариваемой проверки, нарушений Закона N 2202-1 не усматривается.
Кроме этого, Закон N 2202-1 не содержит требования о проведении прокурорской проверки в присутствии представителя проверяемой организации.
Статьей 22 Закона о прокуратуре определено, что при реализации возложенных на него функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки в деятельности ООО "ЧОО "Ермак Охрана" выявлен ряд нарушений Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 11.1 Закона об охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Согласно части 2 статьи 12.1 Закона об охранной деятельности действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
В нарушение указанных требований Закона об охранной деятельности в ходе проведения проверки прокуратурой выявлено следующее:
- на посту N 3, расположенном в здании общежития Амурского института железнодорожного транспорта (г. Свободный, ул. Ленина, д. 17) к выполнению обязанностей частного охранника без заключения трудового договора допущены Марченко М.И., на посту N 1 (здание учебно-административного корпуса N 1 Амурского института железнодорожного транспорта по адресу: ул. 40 лет Октября, д. 75, г. Свободный) - Колобова В.И.
- охранники Колобова В.И., Непомнящий В.В., Марченко М.И., Молчанова О.С. в нарушение пункта 7 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденных приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419, не ознакомлены с должностными инструкциями, расположенными на постах NN 1, 2, 3, 4, сотрудники охраны не экипированы специальными средствами в нарушение п. 1.25 технического задания, содержащегося в Приложении N 2 к контракту N 0323100003322000023.
Заявителем в материалы дела представлены копии должностных инструкций по организации охраны и несению службы на охраняемом объекте на объекты охраны пост N N 1, 2, 3, 4 с наличием подписей соответствующих сотрудников об ознакомлении на отдельных листах. Между тем, надлежащих доказательств, что на момент проведения соответствующей проверки, указанные лица были ознакомлены с должностными инструкциями, в период проведения проверки представлено не было. Из представленных обществом документов невозможно установить дату ознакомления сотрудников с должностными инструкциями.
Согласно должностной инструкции по организации охраны и несению службы на посту N 4, расположенном в здании общежития по адресу: г. Свободный, ул. Ленина, д. 17, сотрудник охраны обязан начиная с 22:00 осуществлять обход здания общежития с интервалом в 30 минут.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в здании общежития (пост N 4) в ночь с 11.03.2023 на 12.03.2023 охранник Яковлев Д.А. обход объекта охраны в ночное время не осуществлял. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно абзацу седьмому статьи 16 Закона об охранной деятельности частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Приказом Росгвардии от 25.11.2019 N 387 утвержден Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
В соответствии с пунктами 4, 5.2 данного Порядка подлежат частные охранники, которые проходят первичную проверку и далее плановые периодические проверки ежегодно.
Проверкой установлено, что охранники Колобова В.И., Непомнящий В.В., Марченко М.И. периодическую проверку не проходили, охранник Молчанова О.С. проходила периодическую проверку 09.07.2021, то есть с нарушением установленной периодичности.
Утверждения общества, что прокурор при проведении проверки вышел за пределы проверки, установленные соответствующим решением, так как предметом проверки по решению N 19 от 21.03.2023 являлось исполнение юридическим лицом законодательства в сфере охранной деятельности, а не условий контракта, обоснованно отклонены арбитражным судом, поскольку и в оспариваемом представлении, и в ходе судебного разбирательства прокурором приведены нормы действующего законодательства, нарушение которых выявлено в период проведения проверки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2023 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 1.1 контракта ООО "ЧОО "Ермак Охрана" обязуется оказывать услуги по физической охране объектов в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к государственному контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к государственному контракту).
Таким образом, в силу прямого указания закона Спецификация и Техническое задание, в которых содержится описание объекта закупки, являются неотъемлемой частью контракта, исполнение условий которого является обязательным.
При этом заявителем жалобы доказательств обратному не представлено.
Учитывая выше установленное, оспариваемое представление является законным и обоснованным, принято в пределах, предоставленных полномочий Законом о прокуратуре, не нарушает права и законные интересы заявителя по делу в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ссылка апеллянта на то, что требование об извещении органа прокуратуры о времени и месте рассмотрения вынесенного представления является незаконным, также отклоняется судной коллегией по мотиву того, что в силу пункта 3 части 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов, в том числе коммерческими и некоммерческими организациями.
Иные доводы заявителя жалобы повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у второй инстанции нет оснований для того, что согласиться с заявленной апелляционной жалобой.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27.07.2023 по делу N А04-4518/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4518/2023
Истец: ООО ЧОО "Ермак Охрана"
Ответчик: Свободнеская транспортная прокуратура
Третье лицо: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура